Сочинение по литературе. Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов является одним из величайших классиков русской и мировой литературы. Его рассказы с увлечением читают и наши современники, потому что многие темы его произведений актуальны до сих пор. Пьесы Чехова “Три сестры”, “Дядя Ваня”, “Чайка”, “Вишневый сад” идут в известнейших театрах мира, по-прежнему собирая аншлаги.

Пьеса “Вишневый сад”, последняя пьеса Чехова, ставит перед читателем проблему, которая затрагивалась многими писателями. Это проблема столкновения прошлого и настоящего, проблема, о которой писали в свое время А. С. Грибоедов и И. С. Тургенев.

А. П. Чехов явился новатором в русской литературе. Для его драмы характерны сквозной сюжет, отсутствие разделения героев на положительных и отрицательных, символичность образов.

Вишневый сад Чехова - это символ, символ России. Сюжет пьесы довольно прост: не имея средств расплатиться за долги, хозяйка усадьбы, Раневская, вынуждена продать имение. Его покупает Лопахин, купец, дед которого был крепостным в этой усадьбе. В произведении отсутствуют яркие образы, фактически не происходит ничего примечательного. Но пьеса притягивает к себе внимание уже не первое десятилетие. Чем? Что заставляет нас снова и снова вчитываться в строки этой невеселой истории?

Пьеса “Вишневый сад” поражает и очаровывает нас не внешним сюжетом, а сюжетом внутренним. Главное для автора - это то, что происходит в душах и сердцах людей. Ведь внешне спокойных героев переполняют чувства и мысли. Общее для всех них чувство - это ощущение неудовлетворенности, несовместимости с реальностью. Все они погружены в себя, их разговоры разрозненны и нередко бессмысленны. Хозяйка усадьбы Раневская, ее брат Гаев, Фирс - все они мысленно в прошлом. Они не могут реально оценивать сложившуюся ситуацию. Раневская продолжает раздавать деньги нищим, она привыкла питаться в хороших ресторанах. Она не может себе даже представить, что деньги могут закончиться, что она может потерять свое имение. Здесь она выросла, для нее сад - это символ детства, символ самых светлых воспоминаний жизни. Когда она смотрит на сад, ей представляется ее мама, идущая в белом платье по саду. Вишневый сад, усадьба — это часть ее жизни. Это имение наполняет ее жизнь смыслом, приносит радость. Усадьба заняла прочное место и в жизни Гаева, Вари, Ани, Фирса. Для всех них она является чем-то священным, сокровенным. Вишневый сад - это символ вечного, символ прошлой жизни. В прошлом этот сад давал неплохой урожай. Вишню сушили и продавали в городе, усадьба жила за счет крепостных. Крепостное право отменили, Раневская уехала во Францию...

Совершенно иное отношение к усадьбе у купца Лопахина. Предки его были крепостными в этом имении, а Лопахин давно уже живет с мыслью о том, что можно вырубить сад и сдать его под дачные участки. Это человек с совершенно иным складом ума. Да, конечно, у Лопахина существуют свои духовные ценности, но у него нет даже мысли о том, что этот сад является своеобразной реликвией, символом. Вишневый сад для него -это в первую очередь способ получить прибыль. Он оценивает вещи прежде всего с практической точки зрения.

На фоне Раневской и Лопахина выделяется точка зрения “вечного студента” Пети Трофимова. Он много размышляет с Аней о том, что надо строить новую, светлую жизнь. Но, увы, он ничего не говорит о том, как строить эту жизнь. Да, он говорит о том, что надо работать, но где работать, над чем работать? На эти вопросы у Пети нет ответа. Фактически он тоже живет душой в прошлом.

Все эти герои чувствуют тревогу в сердце. А. П. Чехов сумел с помощью символов и речевых характеристик предельно накалить ситуацию. Слышится звук лопнувшей струны... Над усадьбой нависла угроза, и люди это чувствуют. Эта угроза — символ духовной разобщенности. Люди, живущие сердцем в прошлом, не могут и не смогут догнать в сознании нынешнее время. Они безвозвратно застряли в своих воспоминаниях, потеряв последние шансы на жизнь в настоящем. Можно сказать, что это люди прошлого, и эти люди остаются в прошлом. Что касается образа Лопахина, то он, безусловно, найдет и уже находит свое прочное место в жизни. Но, по-моему, Лопахин, по Чехову, - это отнюдь не человек будущего. В нем все равно сильны пережитки прошлого, он не умеет слушать свое сердце. Ведь все-таки нельзя абсолютно отрицать духовные ценности, нельзя настолько бессердечно и корыстно уничтожать реликвии прошлого...

Что есть дворянская усадьба для Чехова? Это отнюдь не дом, не земля, не собственность. Судьба дворянской усадьбы - это судьба ее обитателей, судьба вишневого сада, судьбы дворянской интеллигенции. Прошлое этой усадьбы - это, несомненно, ее расцвет. Усадьба процветала, принося счастье ее обитателям, счастье, построенное на тяжелых буднях крепостных. Но эти тяжести и невзгоды всегда оставались вне дома, вне сада, следовательно, и вне жизни обитателей усадьбы. Действие пьесы происходит после отмены крепостного права, во времена, когда постепенно вымирают бездеятельные дворянские усадьбы. Безусловно, были и предприимчивые дворяне, которые смогли организовать какое-либо дело, приносящее прибыль. Но Раневская не умела работать, не умела беречь состояние, привыкнув с детства, что деньги есть и их не может не быть.

Настоящее этой усадьбы — продажа ее на торгах купцу Лопахину. Что делает Лопахин? Он вырубает сад под дачи. Вероятно, Лопахин вложит какие-то средства в усадьбу, ведь он слишком долго о ней мечтал. Он счастлив, потому что он — владелец дома, где раньше гнули спину его предки.

На мой взгляд, Чехов показал в пьесе постепенное вымирание дворянства. На смену ему в начале нашего века пришла буржуазия. Буржуазия неуклонно вытесняла дворян, прочно занимая свое место в жизни России начала века.

Пьеса заканчивается стуком топора, символизирующим гибель дворянских усадеб, гибель старой России. На смену России старой приходила Россия действующая, динамичная...

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” притягивает читателей своей

простотой и доступным языком. Но, читая ее, мы проникаемся трагизмом ложившейся ситуации и жалостью к героям - Раневской, Фирсу. Время неумолимо бежит вперед, порой безжалостно уничтожая то, что уже было создано. А. П. Чехов сумел удивительно тонко передать отмирание старой и веяние новой эпохи в жизни России. Пройдет всего несколько лет, и в России начнут происходить коренные перемены.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.