Сочинение по литературе. Лирика Ф. И. Тютчева в моем восприятии

Многие годы для Тютчева 15 июля было числом“блаженно-роковым”. В этот день летом 1850года он впервые увидел Елену АлександровнуДенисьеву. Любовь к Денисьевой вспыхнулавнезапно. Впрочем, и раньше ему доводилосьиспытывать подобное — натура у него былапылкая, часто увлекающаяся “земнымиочарованиями”, он жил сердцем и много любил.Был дважды женат, оба раза по любви и обараза на вдовах. Первая его супруга ЭлеонораФедоровна, урожденная Ботмер, подарила емутрех дочерей, которые были обязаны материжизнью дважды. В мае 1838 года она с детьмиплыла на пароходе “Николай I”в Любек навстречу с мужем. Ночью в море возник пожар, иЭлеонора Федоровна проявила, я думаю,редкое для женщины самообладание имужество: спасла детей, но сама от судьбы неушла, хотя и осталась жива. Она умерла тримесяца спустя после катастрофы на море отнервного потрясения, отягощенногопростудой.

В одну ночь Тютчев поседел у гроба жены —сердце его разрывала глубокая скорбь,казалось, что навсегда должен теперьотречься от счастья.

Когда поэт познакомился с Еленой, он былодиннадцать лет женат вторым браком. Как и впервый раз, супругой избрал иностранку,красавицу Эрнесту Федоровну, урожденнуюПфеффель.

Встретив Елену, прекрасную русскуюдевушку, Тютчев полностью отдался новойпривязанности, почти порвав с семьей,однако не переставая по-своему любить жену.Об этом говорят его письма к ней. “Ах,насколько ты лучше меня, насколько выше! —пишет он ей. — Сколько достоинства исерьезности в твоей любви, и каким мелким ижалким я чувствую себя рядом с тобой!” И вэтом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало “людскоесуесловие” вокруг истории, о которой тогдамного говорили. Тем не менее наперекормолве, злословью света Тютчев, ни минуты незадумываясь, принес в жертву своей любвиблестящее положение в обществе, не обращаявнимание на недовольство двора, и можнобыло счесть, что он бравирует передобщественным мнением. О чем это говорит?Только о глубине его любви, о силе чувства.

В нем проснулась способность кбезрассудной, не помнящей себя и слепой ковсему окружающему любви. Знавшие егоположительно отказывались верить, чтотакое возможно в его годы.

В еще более сложном положении оказаласьЕлена. Ведь свет всегда снисходительнееотносится к мужчине, не прощая ничегоженщине. Ей не простили “беззаконной любви”,она испила более горькую чашу. Ее отверглипрежние знакомые, от нее отрекся отец, теткепришлось уйти из Смольного института... “Толпавошла, толпа вломилась в святилище душитвоей”.

Тютчева угнетало сознание вины передДенисьевой. Поэт тягостно, как своисобственные, переживет страдания любимойженщины, которые она терпела из-за него — ее“безжизненного кумира”. Временами емуказалось, что он недостоин того глубокого ицельного чувства — “искреннего ипламенного”, возникшего в сердцевозлюбленной. Появляются удивительные пооткровению строки:

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Любовь Тютчева принесла в его творчествоновое мироощущение. С ней, этой “земной инезаконной страстью”, в его стихахвозникла необычайная глубина, “какая-тоиступленная стыдливость чувства и какая-тоновая суеверная страсть, похожая настрадание и предчувствие смерти”. Этойлюбви мы обязаны рождением великолепноголирического цикла стихов, обогатившихрусскую лирику бессмертными шедеврами.

Несмотря на тягостное и двусмысленноеположение, Елена несла свой крест всечетырнадцать лет. У них был общий дом, общиедети — их дети — трое, носившие его фамилию,хотя юридически считалисьнезаконнорожденными. Из них выжил одинФедор. Двое других умерли в детстве — Лелячетырнадцати лет и Коля полуторагодовалым.Елена Александровна была для нихпрекрасной матерью, нежной, заботливой.Когда они болели, проводила бессонные ночиу их кроваток, не жалела себя, их страданияразрывали ей душу. Точно так же онаухаживала за Федором Ивановичем, когда онзанемогал. Беспокоилась, переживала засвоего, как называла его,Боженьку.

Чутким женским сердцем Елена угадываламалейшие изменения в его настроении, однакои сама с годами становиласьраздражительной, вспыльчивой и мнительной.Видно, не выдержала своего двусмысленногоположения — жизни отреченья, жизнистраданья, уготованной ей судьбой.Неожиданно обрушилась болезнь, жестокая,неизлечимая. У нее открылась чахотка. Онамужественно боролась с недугом, надеялась.Но силы с каждым днем оставляли ее. По ночамее преследовали кошмары, мучила лихорадка.

Одно время, казалось, она началапоправляться, стала вставать и проводилабольшую часть дня в гостиной, обедала застолом. Радовалась за своего Боженьку,беспокоилась, чтобы ему не было скучно, иочень хотела поправиться скорее не столькодля себя, сколько для него. Но, как частобывает, улучшение самочувствия былообманчивым. Вскоре наступило резкоеобострение, и 4 августа 1864 года онаскончалась.

Для Тютчева началась мучительная пытка,которая длилась долгие девять лет. Все этовремя душевное состояние было ужасно, онпогибал день за днем все больше и больше вмрачной бездонной пропасти. Смысл жизникончился, и то, что он чувствовал,невозможно было передать словами. Тютчевбыл в отчаянном состоянии, часто рыданияподступали к горлу, и слезы омывали грудь.Это были дни нравственной пытки для него идля его близких — он находился на граниумопомешательства.

Он испробовал все, пытался и стихамиизлечиться от душевной боли. Мукапродолжалась, облегчение не приходило. Икогда пробил его последний час, лицоприняло какое-то особенное выражениеторжественности и ужаса. Глаза широкораскрылись, как бы уставились вдаль, туда,где ждала его она. Он просиял и погас.

Это случилось в приснопамятный для негодень — 15 июля. Ровно через двадцать три годапосле того блаженно-рокового дня, как онвстретился с ней, незабвенной своей любовью.

Поэзия Тютчева вошла в культурную жизньмира, в наш духовный обиход, заняв высокоеместо в истории поэзии.

Поэт умирает — его поэзия остается с нами.

Без него нельзя жить.

Л.Н. Толстой

Для меня поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным... Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Она мне ближе, нежели проза. Может быть, это потому, что в детстве мне обычно читали произведения в стихотворной форме? Ведь детские впечатления — самые прочные. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая...

Зима недаром злится...

Эти строки написал поэт, который впоследствии стал для

меня одним из самых понятных и любимых, — Ф. И. Тютчев.

Восприятие стихов менялось с возрастом: в детстве они

способствовали развитию чувствительности, далее у меня было желание узнать побольше о самом поэте, сейчас я пытаюсь осмыслить, переоценить свое отношение к его творчеству.

Недавно я подробно изучила биографию Тютчева и по его высказываниям поняла жизненную позицию автора, чувства и переживания, выплеснувшиеся в стихи. По его произведениям можно определить, находится ли автор в состоянии внезапно нахлынувшей меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения — настолько обнажена в них душа Тютчева:

О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Свои стихотворения поэт ронял, как цветы “мгновенного вдохновения”. Его произведения исполнены истинного, самобытного таланта. В них пульсирует мысль и неподдельное чувство.

Но, бесспорно, главное достоинство его творений заключается в живом, грациозном и верном изображении природы. Именно его описания природы мне ближе всего, несмотря на то что этой теме уделяли огромное внимание такие корифеи русской поэзии, как Жуковский, Баратынский, Пушкин, Лермонтов. Наверное, это потому, что Тютчев прекрасно понимает природу, ему доступны тайные, неуловимые черты и оттенки ее.

Я заметила, что его стихотворения очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал

С детскихлет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Яеще не умела читать, но уже знала наизусть:

Люблю грозув начале мая,

Когдавесенний, первый гром,

Как бырезвяся и играя,

Грохочет внебе голубом.

В Россиивсе — от мала до велика — знают этостихотворение. Строки стихотворения “Весенняягроза”, его образы и его звучание слилисьдля меня с образом и звучанием весеннейгрозы, стали ее выражением. Оно давно сталонаиболее емким и поэтически точнымвыражением грозы над полем, лесом, садом,над зелеными просторами зачинающейся весныв России.

Стихотворение“Весенняя гроза” по праву называютклассическим. Оно выдержало труднейшееиспытание временем и осталось живымпроизведением русской поэзии.

Несколькослов я хочу сказать о самом поэте. ФедорИванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года вселе Овстуг Орловской губернии, в семьебрянского помещика И.Н. Тютчева.Первоначальное образование он получил дома,под руководством поэта Раи-ча, пробудившегов своем питомце любовь к литературе.Пятнадцатилетним мальчиком застихотворное подражание поэту ГорациюТютчев был избран сотрудником Обществалюбителей российской словесности. Поокончании Московского университета Тютчевпоступил на службу в Коллегию иностранныхдел и в 1822 году был послан за границу. Там, вГермании и Италии, он прожил двадцать двагода. Многолетнее пребывание за рубежомтолько внешне отдалило Тютчева от Родины.На чужбине Тютчев вырос глубокосвоеобразным поэтом-лириком, изумительныммастером русского слова.

Своеобразнойбыла судьба Тютчева — поэта. Долгое время вчитательских кругах его или попросту незамечали, или же считали поэтом “длянемногих”. Когда-то И. С. Тургенев утверждал:“О Тютчеве не спорят, — кто его нечувствует, тем самым доказывает, что он нечувствует поэзии”. Но поэты бывают разные,и сама поэзия многолика. Любовь к тому илииному поэту зависит прежде всего от причинсубъективных, индивидуальных, и навязать еенельзя. Некогда Фет назвал Тютчева “однимиз величайших лириков, существовавших наземле”.

Тютчевапринято называть певцом природы. Автор “Весеннейгрозы” и “Весенних вод” был тончайшиммастером стихотворных пейзажей. Но в еговдохновенных стихах, воспевающих картины иявления природы, нет бездумного любования.

Когда ячитаю и перечитываю стихотворения ФедораИвановича Тютчева, то размышляю о загадкахмироздания, о вековечныхвопросах человеческого бытия. Идеяторжества природы и человека пронизываетсобою лирику Тютчева, определяя некоторыеосновные особенности его поэтики. Для негоприрода — такое же одушевленное, “разумное”существо, что и человек: “В ней есть душа, вней есть свобода, В ней есть любовь, в нейесть язык...” Через обращение к природеТютчев нередко раскрывает сложный мирчеловеческой души во всем богатстве егопереживаний.

К лучшимсозданиям Тютчева принадлежат и любовныестихотворения, проникнутые глубочайшимпсихологизмом, подлинной человечностью,благородством и прямотой в раскрытиисложнейших душевных переживаний:

Я встретилвас — и все былое

В отжившемсердце ожило;

Я вспомнилвремя золотое —

И сердцустало так тепло...

Это одно изсамых моих любимых стихотворений. Читаешьего и слышишь неповторимый голосКозловского, поющего этот романс. Это одноиз самых задушевных стихотворений поэта. Насклоне лет Тютчев испытал самое большое всвоей жизни чувство — любовь к ЕЛ.Денисьевой. Именно с этой “последнейлюбовью” связаны многие шедеврытютчевской лирики:

О, какубийственно мы любим,

Как вбуйной слепоте страстей

Мы то всеговернее губим,

Что сердцунашему милей!

Давно ль,гордясь своей победой,

Ты говорил:она моя...

Год непрошел — спроси и сведай,

Что уцелелоот нея?

Или другиепронзительные строки:

Чемумолилась ты с любовью,

Что, каксвятыню, берегла,

Судьбалюдскому суесловью

Напоруганье предала.

Эти идругие стихотворения (“Не говори: меня он,как и прежде, любит...”, “...Весь день оналежала в забытьи...”), взятые вместе,образуют так называемый “денисьевскийцикл”, по своей проникновенности итрагической силе в передаче сложной итонкой гаммы чувств не имеющий равного нетолько в русской, но и в мировойлюбовной лирике. Эти лучшие образцылюбовной лирики Тютчева тем замечательны,что в них личное, индивидуальное, пережитоесамим поэтом, поднято до значенияобщечеловеческого. Тютчев писал о природе,писал о любви. Это и давало, казалось бы,основание относить его к жрецам “чистойпоэзии”. Но великий критик Н.А. Добролюбовнаходил, что поэту доступны “и знойнаястрастность, и суровая энергия, и глубокаядуша, возбуждаемая не одними стихийнымиявлениями, но и вопросами нравственными,интересами общественной жизни”. К числутаких дум о современности принадлежит изамечательное стихотворение “Русскойженщине”, рисующее беспросветную женскуюдолю старой России:

Вдали отсолнца и природы,

Вдали отсвета и искусства,

Вдали отжизни и любви

Мелькнуттвои младые годы,

Живыепомертвеют чувства,

Мечтыразвеются твои...

И жизньтвоя пройдет незрима,

В краюбезлюдном, безымянном,

Нанезамеченной земле, —

Какисчезает облик дыма

На небетусклом и туманном,

В осеннейбеспредельной мгле...

В другомстихотворении — “Эти бедные селенья...”,несмотря на славянофильскую идеализациютерпения и смирения, якобы присущихрусскому народу, сказались свойственныйпоэту гуманизм, и гражданский пафос, ичувство Родины: “Эти бедные селенья, Этаскудная природа — Край роднойдолготерпенья, Край ты русского народа”.

ПоэзияТютчева — это своеобразная лирическаяисповедь человека, посетившего “сей мир вего минуты роковые”, в эпоху “старыхпоколений”, вынужденных уступить дорогу “новому,младому племени”. И в то же время он сам —детище нового века — несет в своей душе “страшноераздвоение”. Как ни горько ему плестись “сизнемождением в кости, навстречу солнцу идвиженью”, он испытывает не тоскливоетомление о прошлом, а страшное влечение кнастоящему.

Не о быломвздыхают розы

И соловей вночи поет;

Благоухающиеслезы

Не о быломАврора льет, —

И страхкончины неизбежной

Не свеет сдрева ни листа:

Их жизнь,как океан безбрежный,

Вся внастоящем разлита.

Эти строкимногое разъясняют в лирике Тютчева.Стремление жить в “настоящем” было доконца дней присуще поэту.

Читая стихиТютчева, я вновь и вновь поражаюсьнеисчерпаемому богатству русского языка.Взыскательное отношение к стихотворномумастерству отличает Тютчева. Несмотря на то,что поэт “не писал, а лишь записывал своистихи”, он не раз возвращался к записанному,отделывал, отчеканивал то, что как быневольно сорвалось с его пера, добиваясьпредельной ясности и точности образа.

В своемзнаменитом стихотворении “Silentium! (Молчание!)”поэт признавался:

Как сердцувысказать себя?

Другому какпонять тебя?

Поймет лион, чем ты живешь?

Мысльизреченная есть ложь.

Однакостихи Тютчева служат лучшимдоказательством не бессилия, а могуществаслова. Мысль никогда не оборачивалась в нихложью. И как бы ни был сложен в душе поэтастрой “таинственно-волшебных дум”, они,вопреки его собственному сомнению, всебольше и больше находят путь к сердцудругого.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.