Сочинение по литературе. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка — большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба были теми высокими идеалами, которым поклонялась молодежь начала XIX века.

Во время учебы в Лицее и в петербургский период жизни поэта главным мотивом в поэзии Пушкина был мотив братства, единения со своими друзьями-лицеистами, поэтому в своих стихах он воспевал эпикурейские радости жизни:

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое! -

восклицает поэт в стихотворении “Пирующие студенты” (1814).

Многие стихотворения этого периода имели конкретных адресатов. Они были написаны, как правило, в жанре дружеского послания и адресовались самым близким по духу друзьям-лицеистам: “первому другу” И. И. Пущину, “муз возвышенному пророку” и “парнасскому брату” А. Дельвигу, “брату родному по музе, по судьбам” В. Кюхельбекеру, “неизменному другу” П. Чаадаеву, поэту П. Вяземскому, Н. Языкову, Е. Баратынскому. Все стихотворения проникнуты духом оптимизма, полны веселья, радости духа и полноты жизни.

После окончания Лицея в 1817 году в стихотворениях появляется мотив разлуки с друзьями - “Товарищам” (1817):

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога...

Этот же мотив присутствует и в стихотворении “Разлука” (1817):

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья. Но, прощаясь со своими товарищами, поэт замечает:

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Через многие годы, полные волнений и тревог, пронесет поэт самые теплые воспоминания о “лицейских ясных днях”, о своих друзьях, с верности идеалам юности.

После поражения выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, в котором принимали участие многие друзья поэта, за что и были сосланы в Сибирь, на каторгу, Пушкин пишет им в ссылку послание “Во глубине сибирских руд” (1827), в котором пытается приободрить товарищей, поднять их моральный дух:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

В конце стихотворения поэт выражает уверенность в том, что:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Говоря в последней строке о “братьях”, Пушкин имеет в виду, очевидно, соратников по политической борьбе, единомышленников. Именно “товарищ” - так поэт обращается к своему близкому другу Чаадаеву в послании “К Чаадаеву” (1818):

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Большое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные лицейской годовщине, дню основания Лицея - 19 октября.

Первым в этом ряду является “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор”), написанное в 1825 году. Стихотворение начинается картиной чудесной осени, присутствует мотив бодрости, свежести:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Но несмотря на якобы благополучную обстановку, “печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку”. Пушкин в этом стихотворении вспоминает и царя, отмечая его главную заслугу - основание Лицея в 1811 году:

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Главное место в произведении занимают зарисовки друзей-лицеистов. Поэт вспоминает Корсакова (“кудрявый наш певец”), Матюшкина - отважного мореплавателя (“чужих небес любовник беспокойный”), Пущина- его лучшего лицейского друга, который “поэта дом опальный (...) первый посетил”, Горчакова, блистательного дипломата (“Ты, Горчаков, счастливец с первых дней”), Дельвига (“сын лени вдохновенный”), Кюхельбекера (“брат родной по музе, по судьбам”). В этом стихотворении нет ничего условного, абстрактного, это поэзия действительности. В этом стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал Пушкина, который заключался в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека. Это особенно заметно в строках:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Следует отметить, что это стихотворение наиболее оптимистическое среди других, посвященных лицейской годовщине, написанных в более

позднее время.

Так, стихотворение 1827 года, посвященное лицейской годовщине, приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Меняется тон стихотворений, посвященных лицейской годовщине. Они становятся мрачными, пессимистичными: в кругу лицеистов все больше потерь.

Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнено стихотворение, посвященное двадцатой годовщине Лицея, - “Чем чаще празднует лицей...” (1831):

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину.

В нем Пушкин говорит о шести уже умерших друзьях:

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят...

И, мнится, очередь за мной...

Еще более мрачным настроением проникнуто последнее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, — “Была пора: наш праздник молодой” (1836):

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш...

В нем поэт в последний раз вспоминает годы Лицея, надежды и разочарования лицеистов, их мечты. Это стихотворение осталось незавершенным. Таким образом, тема дружбы занимает достойное место в творчестве Пушкина, ибо этот идеал оставался неизменным для поэта на протяжении всей его жизни.

Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:

...но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над. собой и над друзьями:

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный, -

обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью.

После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании "К Чаадаеву", написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть есть соратником, единомышленником. "Юные забавы" исчезли, "как сон", а стремление к освобождению от "уз" учебык безудержному веселью сменяется призывом "Отчизне посвятить души прекрасные порывы". В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на "верное" наступление "минуты вольности святой". Друзья близки по духу, по убеждениям.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея - девятому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье...

Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, - о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен...

Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоми-чает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, -

...здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я.

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому - стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.

Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей...”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:

Мы возмужали; рок судил

И нам житейски испытанья...

Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле...

Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, -говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:

...некогда опять

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться.

Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой...” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России - периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром — нет! - промчалась четверть века!

Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Постоянно повторяя слова “Вы помните...”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Таким образом, дружба в этом стихотворении - это целая жизнь прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода.

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете «легкой поэзии» Парни, которая в русской литературе вначале была отчасти культивирована Батюшковым. В своей подражательной лирике Пушкин воспринимает этот стиль Батюшкова и Парни, и пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям.

Рассудок, бог с тобою...

Под стон ученых дураков...

Без них мы пить умеем.

(«К студентам»)

Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей.

В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужей нас кабак

Все тихо, все в покое

Скорее скатерть и бокал

Сюда вино златое!

Оппозицию классицизму в дружеской лирике лицейского периода составляют и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «С Ниферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817 г.). В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных под призывом: «Блажен, кто веселится в покос, без забот...»

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей,— вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:

И станут самые цари

Завидовать студентам.

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей:

Он друг без этикета.

Не требует привета

Лукавой суеты.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключить наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь...»

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом»в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» «младых повес счастливая семья, где ум кипит, где в мыслях волен я», дружеское общение становятся как бы почвой этой свободы.

Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях, и Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Всю довольно малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что он:

как друга ропот заунывный,

как зов его в прощальный час.

Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным. Южные романтические наброски поэта сменяются философичностью лирики и внутренним самосозерцанием. Буря, бушевавшая в душе романтика, утихла, уступив место гармонии и покою. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны. В стихотворении «19 октября 1827 г.», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны, и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — признается поэт в стихотворении «Арион».

Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд...».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл, написанный к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей:

Печален я, со мною Друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной...» Стихотворение «Чем чаще празднует лицей...» тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому.

Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.