Программа внеурочной деятельности Киноклуб Ералаш

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 145 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара










Рабочая программа

по внеурочной деятельности


(социальное направление)

7 классы











Автор-составитель: Журавлева О.И.





Самара

2015-2016 г.




1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их социализации в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Сегодня государством заявлен запрос  не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

  • Самостоятельностью в принятии решений

  • Умением отвечать за свои решения

  • Способностью нести ответственность за себя, своих близких

  • Готовностью действия в нестандартных ситуациях

  • Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке

  • Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний

  • Толерантностью, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.

         Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы процесс обучения был процессом обучения деятельности, т.е. учение должно быть мотивированным (ребенок самостоятельно ставит перед собой цель и находит пути ее достижения). Школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность.  

Для этого необходимо:

  • пробудить у ребенка интерес к самому себе;

  • научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного;

  • научить делать самостоятельный выбор, принимать решения.

  С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Становление личности при восприятии опыта, ценностных ориентаций данного общества, культуры в целом, что называют социализацией. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации.

1. 1. Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.

1. 2. Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта младших подростков.

1. 3. Задачи:

  1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

  2. Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.

  3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев детских фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

  4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

  5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

  6. Включать детей в проектную деятельность.

Отбор фильмов для работы с детьми осуществляется на основе следующих принципов:

Культуросообразности

Коллективности

Патриотической направленности

Диалогичности


1. 4. Место курса киноклуба «Ералаш» в школьном образовании.

Программа киноклуба «Ералаш» предназначена для учащихся 7 класса (может быть продолжена в последующих классах) и реализует межпредметные связи с риторикой, литературой, музыкой, информатикой, культурой общения.

Набор учащихся свободный, желательно чтобы «Киноклуб» посещали дети всего класса, т.к. это способствует раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка; помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

Режим занятий.

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 занятия в год). Эту программу можно продолжить и в следующих классах средней школы.


2. Содержание программы.


2. 1. Формы и план реализации курса

Основной формой реализации курса являются занятия киноклуба, ориентированные на формирование у обучающихся собственного мнения по актуальным нравственным проблемам, проявление и корректировку личной позиции, создание условий для воспитания мотивации детей к самореализации и нравственному самосовершенствованию.


План реализации курса


Блок «Выбираем. Представляем»

- разработка и реализация проекта «Кино, которое мы выбираем»

- работа с программой Windows Movie Maker

- мини-фестиваль


Ноябрь

Апрель


10 часов


10 часов


2 часа

4.

Осуществление итоговой диагностики учащихся

Май

1 час

Итого


34 часа






2. 2. Методы реализации проекта


Блок «Смотрим. Обсуждаем»

Работа с каждым из предложенных для просмотра и обсуждения детских короткометражных фильмов строится из следующих этапов:
















2. 3. Особенности содержания этапов модуля

2. 3. 1. Предваряющая просмотр установочная вводная беседа руководителя.

Это обрашенное к детям развернутое личное высказывание руководителя о предлагаемом для просмотра фильме, проникнутое неподдельными личными эмоциями и переживаниями. Установочная вводная беседа, как и вся деятельность руководителя киноклуба, предполагает реализацию нравственных ценностей самого педагога, диалог, при котором содержанием взаимодействия «педагог - обучающийся» является обмен ценностями. Такая диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником: равенство невозможно в связи с возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность в этом случае требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Монолог руководителя при установочной беседе нацелен на получение обратной связи (в виде вопросов, ответов, реплик) и обязательно включает в себя постановку проблемы, задач, «целевую установку» на просмотр фильма. Для усиления мотивации, мобилизации внимания перед началом просмотра всем учащимся раздаются карточки с заданиями, вопросами по содержанию фильма, на которые детям предстоит ответить. Свои наблюдения, мысли, ассоциации дети могут фиксировать в соответствующих разделах «Зрительского дневника».

Ученики так же высказывают свои ожидания и предположения.

2. 3. 2. Совместный просмотр фильмов.

Просмотр может проходить в актовом зале школы, в классе или других кабинетах, предусмотренных для просмотра.

По окончании просмотра дети получают «домашнее задание»: обсудить короткометражные детские фильмы с родителями (практика показывает, что в 30-40% случаев дети «пересматривают» фильм дома вместе с родителями), ответить на предложенные вопросы. Возможны ответы с двух точек зрения: «как ответили мои родители» и «как считаю я сам». Свои размышления о проблеме, затронутой в фильме, можно изложить в форме эссе, подобрать пословицы, поговорки, мудрые мысли, связанные с социальной (нравственной) ситуацией, представленной в фильм.

2. 3. 3. «Час обсуждения» в классе.

Проводится руководителем в классном кабинете. Заблаговременно до сведения обучающихся доводятся общие нормы и правила публичных выступлений и работы в группе. Поначалу контроль соблюдения этих правил - задача классного руководителя, постепенно это можно будет возлагать и на самих обучающихся.

Сам факт «встречи» школьников с фильмом не всегда и не для всех перерастает в ситуацию понимания смысла социальной (нравственной) ситуации. Кто-то смог осознать ситуацию, кто-то увидел фильм с одной точки зрения, извлек основной смысл и не обнаружил дополнительные; кто-то вообще не понял смысла. При проведении «Часа обсуждения» в начале занятия в классе работает «открытый микрофон» и используется незаконченный тезис «Мы посмотрели фильм о…» (верности, гордости, любви к матери, эгоизме, силе чувств, героизме, преданности Родине, коварстве, ответственности и т.п.). Этот тезис, опираясь на выполненное «домашнее задание», может по-своему продолжить и развернуть каждый из присутствующих. Выслушивая выступления, педагог по их ходу составляет на доске «веер мнений» класса. В «веере мнений» руководителем выделяются и объединяются близкие позиции, на основе чего высказавшие их дети распределяются по группам для дальнейшей работы. Затем руководитель выявляет противоречия в мнениях обучающихся, их понимании и оценке социально-нравственной ситуации, тем самым осуществляя педагогическую проблематизацию. Далее педагог организует позиционную коммуникацию. Главная цель позиционного общения школьников – «прорыв» их в иной контекст понимания смысла: не только Я - Фильм, как на первом этапе работы, но Я - Другие - Фильм. В процессе такой коммуникации друг с другом и педагогом дети обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими пониманиями и, в свою очередь, обогащать других. Помощь в организации взаимодействия в группе, расширении представлений и суждений детям в этой работе оказывают составленные заранее распечатки - цитатники «Банк мудрых мыслей». Каждая группа готовит выступление, содержащее максимально развернутую и убедительную аргументацию общего мнения членов группы по поводу социальной ситуации, нравственной проблемы, представленной в увиденном фильме (со «ссылкой на авторитеты», с примерами из жизненного опыта и пр.).



2. 4. Блок

«Выбираем. Представляем»

Работа с программой Windows Movie Maker


Разработка и реализация проекта «Кино, которое мы выбираем»

(10 часов)






2. 4. 1. Разработка проекта начинается с того, что дети рассматривают идеи короткометражных фильмов вместе и начинают создавать совместные сценарии. Вся деятельность руководителя ориентируется на подготовку и «выведение» младших подростков в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «ЗАМЫСЕЛ-РЕАЛИЗАЦИЯ-РЕФЛЕКСИЯ». В проектах могут быть представлены сценарии к короткометражным фильмам разных жанров (от комедии до – драмы), придуманные учениками самостоятельно и обработанные совместно с руководителем клуба.

2. 4. 2. Работа с программой Windows Movie Maker проводится в кабинете информатики или в любом другом кабинете при присутствии необходимого количества компьютеров и программного обеспечения. Это цикл занятий, на которых учитель обучает учащихся работе с программой Windows Movie Maker для создания презентаций, мини-фильмов и трейлеров к фильмам.


2. 4. 3. Мини –фестиваль «Фильмы, которые мы выбираем» - это цикл занятий, проводимых руководителями в актовом зале или кинозале, на которых обучающимся предоставляется возможность представить одноклассникам и другим учащимся школы свои фильмы и показать навыки, полученные на занятиях предыдущего цикла. Помощь в подготовке такого выступления ребенку (с «подачи» руководителя) могут оказать родители. По окончании просмотра фильмов руководитель предлагает ребятам-зрителям поделиться своими впечатлениями и вместе выбрать наиболее заинтересовавшие фильмы. Среди всех представленных фильмов обучающимися выбирается один, который станет победителем.


2. 5 Ожидаемые результаты


В начале и на заключительном этапе реализации проекта Школьный киноклуб «Ералаш» как форма организации внеурочной деятельности обучающихся» руководителем осуществляется «входная» и «итоговая» диагностики, отражающие динамику произошедших конкретных изменений. При этом используется методика «Оценка уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков», разработанная мною на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет создать «Диагностические карты» учеников и определить «Коэффициент уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта обучающегося».

На протяжении всех занятий организуются диагностические беседы, самооценка и взаимооценка обучающихся, ведутся и систематизируются педагогические наблюдения. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в рамках киноклуба можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Первый уровень результатов – обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.





2. 6. Планирование занятий по программе «Киноклуб»

7 класс34 часа. 1 час в неделю


Используемая литература


1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.


2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010.


3. М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. - М. : Просвещение, 2010.


4. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование –

М. : Просвещение, 2011.


5. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение –

М. : Просвещение, 2011.