Пользовательское соглашение

Статья Характеристика кризиса дошкольного детства

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Характеристика кризиса дошкольного детства


Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка.

Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.

Симптомами кризиса выступают манерничанье,

паясничанье,

кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.

Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного периода.

Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,

главное, чтобы не выглядеть «как маленький».

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.



Кризис 7 лет описывал Выготский. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье,

паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.

Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую – у меня получилось самое круглое яблоко», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации: — возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);

появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; — хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых); — демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения; — обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». К позитивным моментам могут быть отнесены: — заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе); — самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению; — рассудительность.