Проектная технология в начальной школе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Проектная технология на уроках в начальной школе

(Слайд-1)

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
/Л. Выготский/.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов.

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что дети ещё слишком малы и говорить, о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первых дней обучения необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе педагога метод проектов.

(Слайд-2)

Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:

  • Развитие интереса к предмету;

  • Приобретение исследовательского опыта;

  • Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в

классе, на большую аудиторию;

  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

  • Получение дополнительных знаний по теме;

  • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).


(Слайд -3)

Технология проектной деятельности целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включать детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность следует постепенно. Вначале – доступные творческие задания, а затем учащиеся с большим интересом выполняют наиболее сложные проекты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая, знакомая для детей с ограниченными возможностями здоровья тема.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком, затем сдвоенными уроками или одной-двумя неделями и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские;

- социального взаимодействия

- оценочные

- информационные

- презентационные

- рефлексивные

(Слайд-4)

Моя система работы над проектами строится на следующих основных образовательных технологиях:

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технология проблемного обучения. В ходе решение проблемы ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся с ограниченными возможностями здоровья, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

(слайд – 5)

1 этап. Погружение в проект или подготовительный этап..

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, целей и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в разнообразной форме в виде не большого выступления, ролевой игры, инсценировки и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике.

Типы проектов отличаются разнообразием.

  1. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка.

  2. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

  3. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группы. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

  4. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

  5. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

  6. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практико-ориентированные.

Остановимся подробно на отдельных видах проектов по доминирующему методу.

(СЛАЙД - 6)

Исследовательские проекты

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных, коррекционных школ, учреждений дополнительного образования и даже дошкольные образовательные учреждения.

.(СЛАЙД - 7)

Информационные проекты

Целью данных проектов является сбор информации о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация

.(СЛАЙД - 8)


Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, фильма, программы концерта.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);

По доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное);

По форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

(Слайд – 9)

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

(Слайд – 10)

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

(Слайд – 11)

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

(слайд – 12)

По продолжительности:

Краткосрочные проекты. Они направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных уроках, в рамках совместной с взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки принцесса на горошине).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, «Читайте – это интересно!).

Наши первые проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения мотивации деятельности обучающегося.

Сначала надо научить   ребёнка выбирать тему проекта, определить, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе.

(Слайд – 13)

На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Моя любимая буква».

При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания: Сделай буквы из различных материалов.

(Слайд – 14)

В дальнейшем, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные.

Сохраним красавицу ель. Во время экскурсии по городу дети увидели, сколько ёлочек продаётся. Они стали задавать вопросы, зачем рубить ёлочки, когда праздник можно весело провести и с искусственной елью. Таким образом, возникла проблема: «Как сохранить красавицу ель? Дети совместно с родителями и педагогами изготавливали ель из бисера, бумаги, конфет. Главное дети сами предложили выпустить листовки, что бы все знали, что ели рубить это очень плохо, развесили их в общественных местах.

На этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы, структурировать материал.

Объединившись в группы, дети совместно с педагогом составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные плакаты, газеты, книжки- малышки, инсценировки и т.д.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

(Слайд – 15)

По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Путешествие колобка», "В мире животных». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик.

(Слайд – 16)

В дальнейшем мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Покормите птиц зимой», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Покормите птиц зимой» была поставлена проблема: чем питаются птицы зимой. Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие птицы прилетают на кормушку, чем питаются.. Результаты заносились в лист наблюдений. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения,

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли.

Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности.

Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний.

(Слайд - 17)

А теперь мы хотим представить Вашему вниманию видеофрагменты урока с использованием проектной технологии.

В течение месяца учащиеся 2 класса работали над проектом «Аквариум и его обитатели».

Практическая ценность проекта заключается в том, что некоторые ребята из нашего класса уже имеют у себя в доме аквариум и хотели бы лучше узнать об уходе за рыбками. Те ребята, у которых нет аквариума, заинтересовались этой темой и думают в будущем завести рыбок дома.

Цель проекта: изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы,  выполнить творческую работу.

Предполагаемый продукт:

   На основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок и выполнить творческую работу «Рыбки в аквариуме».

Работа проходила в несколько этапов:

  1. На первом этапе мы использовали поисковый метод исследования: знакомились с теоретической информацией, необходимой нам для создания проекта. Мы узнали, что такое аквариумистика, познакомились с различными видами аквариумных рыбок, собрали копилку интересных фактов о них. Мы рассматривали каждую из выбранных нами рыб с разных сторон:

  • Размер рыбки;

  • Условия, необходимые для ее содержания;

  • Питание;

  • Характер.

На этом этапе мы использовали не только учебную литературу, но и информацию, взятую из интернета, просмотр учебных видеофильмов.

  1. На втором этапе мы систематизировали полученный материал. Главный вопрос, который стоял перед нами: какие рыбки смогут жить вместе в одном аквариуме. Затем мы сравнивали изученных рыбок по основным параметрами и делали выводы.

На третьем этапе мы выполняли творческую работу.

Организационный этап

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.

ВИДЕО

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

РАБОТА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ

Следующий этап. Осуществление деятельности

ВИДЕО

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

Ребята представляют свои творческие работы.

ВИДЕО ЗАЩИТА РАБОТ

Благодарим за внимание.