Конспект урока по технологии 5 класс Вышивка лентами

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема урока «Вышивка лентами»

Образовательная – расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы;

Развивающая – развивать у учащихся умение пользоваться приемами вышивки лентами;

Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышению интереса к рукоделию;

Практическая – научить учащихся выполнять смещенный ленточный шов, закрепить навыки применения ленточных швов.

Методы обучения: рассказ, демонстрация, практическая работа.

Дидактический материал: инструкционная карта по выполнению вышивки тюльпаны.

Оборудование, инструменты, материалы: ПК, демонстрационный экран, канва, ленты различной ширины, тупая игла с большим ушком, ножницы.

  • Шелковые ленты шириной 2,5 см следующих цветов:
    1 – белый, (0,3 м);
    2 – желтый, ( 0,3 м);
    3 – зеленый, светлый (0,4 м);
    4 – зеленый (0,5 м);

Межпредметные связи: Изобразительное искусство; история; природоведение; экология; новые слова, термины.

Время: 45 мин.


Ход урока


1. Мотивационно-целевой этап (5 минут):


а) Орг. момент:

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Всех привечаю, душевно встречаю!

 Как вы устроились, гости дорогие, удобно ли? Всем ли видно? Всем ли слышно, всем ли места хватило!


Хозяин: На завалинках, в светелке, 
Иль на бревнышках каких
 
Собирали посиделки
 
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, шили, пели
И водили хоровод.


Хозяин: А играли как в горелки? 
Ах, горелки
 - хороши! 
Словом, эти посиделки
 
Были праздником души!

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир,
Нынче все мы “по сусекам”
Личных дач или квартир.

Я: Наш досуг порою мелок, 
И, чего там говорить,
 
Скучно жить без посиделок,
 
Их бы надо возродить!


- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок будет необычный, мы его проведем в виде посиделок.

- А что же такое посиделки?

- Давным-давно, в старину, по окончании осенних работ, когда вечера становились длинными и темными, люди собирались в какую-нибудь избу на посиделки, чтоб себя показать, да на людей посмотреть В будние дни на посиделках женщинами и девушками выполнялось много работы. Девушки приходили на посиделки рукодельничать. Они пряли, вязали, вышивали при свечах или лучине. В те далекие времена нити и ткани делались вручную, из холста изготавливали одежду и все предметы быта: скатерти, дорожки, ковры, постельное белье, рушники и многое другое.

- Как говорится в русской пословице “от скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.

- Весело было: то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась.

- Одежду и предметы быта украшали, главным образом, вышивкой. Мы изучили основные виды вышивальных швов и сейчас, на заключительном уроке по художественной вышивке мы все свои полученные знания постараемся применить.

- Что же называют вышивкой?


-  Вышивка - украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сложенным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

III. Повторение пройденного материала.

На предыдущем уроке вы познакомились с интереснейшим видом декоративно-прикладного искусства – «вышивкой шёлковыми лентами».

Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов:

1. Рассказать об истории возникновения вышивки атласными лентами.

2. Рассказать о профессии вышивальщицы.

3. Как перевести рисунок на ткань?


Мы продолжаем изучать тему «Вышивка шёлковыми лентами». У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков

б)Показ слайдов с фотографиями цветов, чтение стихотворения:

Демонстрация слайдов с вышитыми цветами.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть цветы. Подумайте, из чего они сделаны. (Предполагаемый ответ: они вышиты лентами)

- Как вы думаете, с какой целью я вам их показала? ( Предполагаемый ответ: мы будем учиться вышивать лентами)

Построились шеренгой 
вдоль  дорожки
Красивые  цветы
на  стройной  ножке.
Похожие  на рюмки и стаканы,
Прекрасны разноцветные…
ТЮЛЬПАНЫ.

- О каком цветке идет речь.


Этот нежный цветок с его такой естественной красотой, словно специально предназначен для изящных несложных композиций и ярких букетов. Тюльпан олицетворяет весну, праздник, простую и скромную красоту. С помощью букета красных тюльпанов можно объясниться в любви просто подарить его без слов любимому человеку, и он все поймет.

Тюльпан «Шренка», который растет у нас в Оренбургской области занесен в красную книгу. Каждую весну волонтеры призывают жителей не покупать букеты тюльпанов.


- А что мы будем вышивать? (Предполагаемый ответ: тюльпан)

- Назовите мне, пожалуйста, тему и цель нашего урока. ( Предполагаемый ответ: тема: вышивка лентами тюльпанов .Цель: научиться вышивать атласными лентами тюльпаны).

2. Ориентировочный этап (3-4 минуты):

а) Выбор методов и материалов:

Итак, как вы думаете, что нам понадобится? (карточки ребусы)

3. Поисково-исследовательский этап Организация самостоятельного планирования (выведение алгоритма работы - нахождение рациональных ходов иглы при вышивании с целью экономии материала):

- Какой вид стежка используется в вышивке лентами? (Предполагаемый ответ: «шов вперед иголку»)

(работа по презентации):

- Сейчас вы объединяетесь в пары. Перед вами схемы вышивки. Ваша задача - продумать ходы иглой, учитывая вид стежка, так, чтобы при вышивке у вас ушло как можно меньше ленты. Обратите внимание, единичек две. Как вы думаете, почему?( Предполагаемый ответ: потому что вышивать будем лентами нескольких цветов.)

- Что из этого следует?( Предполагаемый ответ: ходы иглой нужно продумывать дважды, для каждого цвета.)


в) Работа в группах над последовательностью работы.

г) Демонстрация детьми своего выбора, сравнение эскизов, вывод:

- Хорошо. Сравните свои работы со схемой на доске. У кого так же? Молодцы.


4.Практический этап (20-25 минут):

Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Рисунок как правильно копировать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания будем учиться,

Мы помним: в нашей жизни все пригодится.


а) Инструктаж для работы с колющими и режущими инструментами:

- Итак, начинаем работу. Я прошу вас не торопиться, вышивать аккуратно, не спеша. А перед работой давайте вместе вспомним 5 нельзя при работе с иглой и ножницами. Итак, назовите 5 нельзя при работе с иглой и ножницами. (Предполагаемый ответ: нельзя):

1. Направлять иглу при работе в сторону товарища, сидящего рядом.

2. Размахивать ею, пытаться кого-либо уколоть.

3. Иглу нельзя оставлять на парте, она должна быть в игольнице.

4. Передавать ножницы острием вперед.

5. Класть их на парту острием вниз.


б)Показ 5 нельзя на презентации. Закрепление.


в) Подготовка иглы и ленты.


г) Вышивка под руководством учителя:

- Проколите ткань в точке 1 цветка с изнаночной стороны. Вытащите иглу, протяните ленту. Дальше вышивайте его по намеченному алгоритму.


Затем переходим к вышивке листьев и стебля. И начинаем так же с точки 1. Дальше мы с вами идем в точку 2, а из нее в точку 3, которая является началом стебля.

В случае, если дети не смогут решить эту задачу, учитель помогает детям:


- Получившийся лист удержит стебель в нужном для нас изгибе.

е) Завершение работы:

- Итак, время работы на уроке подходит к концу. Работу над вышивкой мы продолжим на следующем уроке и она будет выглядеть так: показ готового панно «Тюльпан».


5.Рефлексивно-оценочный этап:

а) Оценка своей работы детьми.

- Перед вами на столах лежат таблички, на которых написаны 5 критериев, по которым вы должны оценить свою работу. Если вы согласны с высказыванием, то ставите галочку, если нет, то ничего не ставите.


б) Подведение итогов оценивания работ.

- Поднимите руку те, у кого 5 галочек. Это оценка 5.

- У кого 4 галочки……

в) Подведение итогов урока.

- Чему научились на уроке?

- Выполнили ли мы с вами цель урока?

- А сейчас те, кому понравилось занятие, похлопайте.

- А те, кому не понравилось занятие, потопайте.


-Какие же посиделки без песен (исполнение частушек про рукоделие детьми)


- Наш урок подошел к концу. Посмотрю я на мальчиков - вы умные и сильные. Посмотрю я на девочек они добрые и красивые! Желаю вам добра, мира и радости. Спасибо вам за работу.