Рабочая программа по технологии. 11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №39»



«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»

_______________ Е.Ф.Кузьменко _____________В.П. Дюличев

приказ №___­­___

от « ___» _____________ 2015 г. от «_____» ____________ 2015 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

школьным методическим объединением учителей

художественно-эстетического цикла

протокол №______ от «_____» ______________2015 г.




Рабочая программа

по технологии

для 11 класса


на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 1 час

количество часов в год: 34 часа






Составитель: учитель технологии,

Зариев Владимир Владимирович
















г. Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка



Рабочая программа по «Технологии» для учеников 11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004);

  2. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);

  3. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302);

  4. Основной образовательной программы МБОУ «Школа-гимназия №39»


Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образова­нии, которые предполагают переход от простой суммы зна­ний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и ис­пользованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план от­ражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения.

Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному само­определению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Обучение направлено на формирование умения само­стоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные ис­точники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, принятый авторами за осно­ву обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них твор­ческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической ком­петенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов.

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Цели и задачи учебного предмета «Технология»

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа предполагает двухлетнее обуче­ние (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часа в год, 1 час в неделю. Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 34 часов) как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.

В программу внесены следующие изменения: увеличено количество часов на раздел: «Творческая проектная деятельность». 4 часа добавлено из резервного времени примерной программы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

-определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

-комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

-творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- участие в проектной деятельности;

-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свое вклада в решение общих задач коллектива.

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

В результате изучения технологии ученик должен


Знать/понимать:

  • влияние технологий на общественное развитие;

  • составляющие современного производства товаров или услуг;

  • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;

  • способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

  • основные этапы проектной деятельности;

  • источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

  • технологии решения творческих задач;


Уметь:

  • оценивать потребительские качества товаров и услуг;

  • составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

  • использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;

  • проектировать материальный объект или услугу;

  • оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

  • выбирать средства и методы реализации проекта;

  • выполнять изученные технологические операции;

  • планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

  • уточнять и корректировать профессиональные намерения;

  • составлять резюме, проводить самопрезентацию;

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.



Содержание рабочей программы

11 класс

Блок №1. Производство, труд и технологии



Раздел №1. Организация производства (8 часов)

1.1. Структура современного производства (4 часа)

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.

Понятие о разделении и специализации труда. Историческое развитие разделения труда. Формы разделения труда.

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.

Практические работы.

Анализ форм разделения труда в организациях и предприятиях посёлка. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. Таблица профессий, относящихся к материальному и нематериальному производству.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.


1.2. Нормирование и оплата труда (2 часа)

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Понятие заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда: виды, применение и способы расчёта. Роль заработной платы в стимулировании труда.


Практические работы

Определение вида оплаты труда для работников разных профессий. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.




1.3. Научная организация труда (2 часа)

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места. Анализ рабочего дня и эффективная его организация.

Варианты объектов труда

Модели или эскизы организации рабочего места.

Раздел №2. Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг (8 часов)

2.1. Функционально - стоимостной анализ (2 часа)

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Решение творческих задач.

2.2. Защита интеллектуальной собственности (4 час)

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Рационализаторское предложение. Объекты на которые выдаётся патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка товарных знаков. Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

2.3. Презентация результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.


Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.

Раздел №3. Профессиональное сомоопределение и карьера (6 часа)

3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 часа)

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

3.2. Планирование профессиональной карьеры (4 часа)

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме.

Раздел №4. Творческая проектная деятельность (12 часов)

В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.

Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.

Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.





Учебно-тематический план


Наименование тем, разделов

Всего

часов

Теория

Практика

Блок №1. Производство, труд и технологии. 8 часов


Раздел №1. Организация производства

8

4

4

1.1

Структура современного производства


4

2

2

1.

Введение. Сфера материального производства и непроизводственная сфера.

1

1

---

2.

Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства.


1


---


1

3.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда.

1

---

1

4.

Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников.

1

1

---

1.2

Нормирование и оплата труда


2

1

1

5.

Основные направления нормирования труда

Методика установления и пересмотра норм.

1

---

1

6.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства.

1

1

---

1.3

Научная организация труда


2

1

1

7.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации.

1

1

---

8.

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

1

---

1

Раздел №2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.


12

3

5

2.1

Функционально - стоимостной анализ


2

1

1

9.

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа. Основные этапы.

1

1

---

10.

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

1

---

1

2.2

Основные закономерности развития искусственных систем


4

2

2

11.

Понятие об искусственной системе. Основные закономерности развития искусственных систем.

1

1

---

12.

История развития техники с точки зрения законов развития технических систем.

1

1

---

13.

Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

1

---

1

14.

Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем.

1

---

1

2.3

Защита интеллектуальной собственности


4

2

2

15.

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав.

1

1

---

16.

Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок.

1

1

---

17.

Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

1

---

1

18.

Разработка различных форм защиты проектных предложений.

1

---

1

2.4

Презентация результатов проектной деятельности

2

1

1

19.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации.

1

1

---

20.

Подготовка различных форм презентации.

1

---

1

Раздел №3. Профессиональное самоопределение и карьера.

6

3

3

3.1

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования.


2


1


1

21.

Способы изучения рынка труда и профессий. Виды и формы получения профессионального образования.

1

1

---

22.

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования.

1

---

1

3.2

Планирование профессиональной карьеры


4

2

2

23.

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования.

1

1

---

24.

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.

1

---

1

25.

Профессиональное становление личности.

1

1

---

26.

Профессиональная карьера.

1

---

1

Раздел №4. Творческая проектная деятельность


8

2

6

27.

Обсуждение идей и исследований.

1

1

---

28.

Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта.

1

1

---

29.

Сбор и обработка необходимой информации.

1

---

1

30.

Практическая деятельность по выполнению проекта.

1

---

1

31.

Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности.

1

---

1

32.

Оформление пакета.Документации.

1

---

1

33.

Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.

1

---

1

34.

Защита творческого проекта.

1

---

1


Всего часов

34

15

19




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Учебно-методическое обеспечение программы

1.1. Список учебно-методической литературы

Литература для учителей.

  1. Верхан П. Х. Предприниматель: Пер. с нем. – Минск: ЭРИДАН, 1992.

  2. Власова В. М. и др. Основы предпринимательской деятельности._ М.: Финансы и статистика, 1995.

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Симоненко В.Д., Матеш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.- М.: Вента- Граф, 2003.

  5. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2001.

  6. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2005.

  7. Стандарт основного общего образования по технологии

  8. Стандарт среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)

  9. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по технологии

  10. Учебники по технологии для 10 класса

  11. Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

  12. Справочные пособия по разделам и темам программы

  13. Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских


Литература для обучающего

  1. Технология: Учебник для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы / Под. ред. 28. В.Д. Симоненко. – М. Вента- Граф, 2001.

  2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной Экономике. Учебное пособие для старшеклассников, - М.: Общество «Знание», 1993.

  3. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под. ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1997.


1.3. Интернет-ресурсы

1. www.mioo.ru – лаборатории – лаборатория технологии

2. http://ftip.nspu.net – технологическое образование

3. http://school.rin.ru/school/doc/04/6.html – Концепция содержания образовательной области “Технология” в 12-летней школе

4. http://electro.nizhny.ru/— Электротехника- сборник научно-технических статей.


2. Материально-техническое обеспечение кабинета технологии

2.1. Учебно-практическое оборудование

- ученические столярные верстаки;

- токарный станок по обработки древесины СТД-120;

- сверлильный станок, заточной станок;

- наборы столярного инструмента;

- разметочный и измерительный инструмент;

- инструмент для выпиливания по древесине;

- набор слесарного инструмента;

- набор материала по электротехнике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

1. Объективные


2.Субъективированные


  1. Итоговая оценка проектов


Критерии оценки

Самооценка

Коллективная оценка

Оценка преподавателя

1. Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы (0, 5, 10, 20 баллов)




2. Объем разработок и количество предлагаемых решений ( 0, 5, 10, 20 баллов )




3. Реальность и практическая ценность (0, 5, 10, 20 баллов)




4. Качество оформления (0, 5, 10, 20 баллов)




5. Оценка рецензентом




6. Качество доклада




7. Проявление глубины и широты знаний по этой теме (0, 5, 10, 20 баллов)




8. Проявление глубины и широты знаний по данному учебному предмету (0, 5, 10, 20 баллов)




9. Ответы на ответы учащихся (0, 5, 10, 20 баллов)




10. Ответы на вопросы преподавателя (0, 5, 10, 20 баллов)





11. Оценка творческих способностей докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)





12. Субъективная оценка деловых качеств докладчика (0, 5, 10, 20 баллов)




Итого:






Средняя арифметическая величина: Оценка:

180-220 баллов – «отлично»

120 -180 баллов – «хорошо»

90-120 баллов – «удовлетворительно»

Менее 90 баллов - «неудовлетворительно»



Критерии оценивания тестов

На выполнение тематических тестов отводится 7—15 минут. Итоговые тесты должны быть выполнены в течение 35—45 минут.

Тематические тесты

Итоговые тесты

Процент

Отметка

Процент

Отметка

50-64

«3»

50-64

«3»

65-89

«4»

65-89

«4»

90-100

«5»

90-100

«5»

























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ


Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

отметка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

отметка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

отметка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

отметка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

отметка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Для письменных работ учащихся:

отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок.

отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета.

отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная (практическая) работа

оценивается следующим образом:

отметка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все задания;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение материала в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

отметка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основным материалом, требуемым для решения поставленной задачи.

отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний по проверяемой теме.



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Календарно-тематическое планирование 11 класс. (34ч)


п/п


Наименование раздела.

Тема урока.

Кол- во час


Элементы содержания

Формы контроля



Планируемые результаты освоения материала

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Блок №1. Производство, труд и технологии

Раздел №1. Организация производства 8 час.


1.1. Структура современного производства (4 час)


1.

Сфера материального производства и непроизводственная сфера.


1

Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия

Опрос

Знать организацию производства.

Понимать влияние технологий на общественное развитие.




2.

Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства.

1

Виды предприятий и их объединений.

Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса.

Опрос

Знать Виды предприятий и их объединений.

Цели и функции производственных предприятий.





3.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда.

1

Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления.

Опрос

Раскрывать понятия: разделение труда, специализация труда.





4.

Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников.

1

Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников.





Оценка результатов работы.

Знать требования предъявляемые к уровню квалификации

Понимать значение квалификации на производственный процесс.







1.2. Нормирование и оплата труда (2) час)



5.

Основные направления нормирования труда

Методика установления и пересмотра норм.

1

Норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм

Опрос

Знать основные направления нормирования труда.





6.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства.

1

Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Опрос

Знать основные формы оплаты труда.





1.3. Научная организация труда ( 2) час)


7

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации.

1

Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде.

Опрос

Знать факторы, влияющие на эффективность деятельности организации.





8.

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

1

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.


Оценка результатов работы.

Уметь выполнять работы по проектированию рабочего места.










Раздел №2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (12) час)

2.1. Функционально - стоимостной анализ (2) час)


9.

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа

Основные этапы.



1




Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Опрос

Знать этапы функционально-стоимостного анализа.




10.

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.



1

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.


Опрос

Уметь выполнять анализ для нахождения вариантов.





2.2. Основные закономерности развития искусственных систем (4 час)


11.

Понятие об искусственной системе. Основные закономерности развития искусственных систем.



1



Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем.

Опрос

Знать основные закономерности развития искусственных систем.




12.

История развития техники с точки зрения законов развития технических систем.


1

История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах).

Тест

Знать историю развития технических систем.




13.

Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.



1

Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Опрос

Знать выдающиеся открытия, перспективы развития.




14.

Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования.




1

Поиск примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования.

Оценка результатов работы.

Знать алгоритм составления.





2.3. Защита интеллектуальной собственности (4 час)


15.

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав.

1



Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей.

Опрос

Знать нормативную документацию.





16.



Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок.



1


Рационализаторское предложение.

Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель.

Оценка результатов работы.

Знать нормативную документацию.

Уметь учитывать ее при оформлении изобретений и Патентов.




17.

Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.



1

Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.


Опрос

Знать нормативную документацию.

Уметь учитывать ее при оформлении изобретений и Патентов.




18.

Разработка различных форм защиты проектных предложений.





1



Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).





Оценка результатов работы.

Знать правила защиты проектных разработок.





2.4. Презентация результатов проектной деятельности (2 час)



19.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации.



1

Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.


Опрос

Знать особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации.




20.

Подготовка различных форм презентации.


1

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Оценка результатов работы.

Уметь выполнять работу по созданию презентации.





Раздел №3. Профессиональное самоопределение и карьера (6) час)

3.1.Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2) час)



21.

Способы изучения рынка труда и профессий. Виды и формы получения профессионального образования.




1

Конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Тест

Знать способы изучения рынка труда.





22.

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.





1

Изучение рынка труда Крыма и Симферополя, профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Оценка результатов работы.

Знать особенности регионального рынка труда.

Уметь применять полученные знания на практике.






3.2. Планирование профессиональной карьеры (4 час)




23.

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования.




1

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Опрос

Знать виды и уровни профессионального роста.






24.

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями.



1

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Оценка результатов работы.

Знать алгоритм выполнения работы.

Уметь применять полученные знания на практике.




25.

Профессиональное становление личности.


1

Профессиональное мастерство и творчество. Профессиональная умелость.

Опрос

Понимать, что такое профессиональное мастерство и творчество.




26.

Профессиональная карьера.


1

Факторы влияющие на профессиональную карьеру.





Опрос

Знать факторы влияющие на профессиональную карьеру.



Раздел №4. Творческая проектная деятельность (8 часов)

Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». (8ч)

27.

Обсуждение идей и исследований.

1

Обоснование, выбор темы проектов.

Опрос

Уметь выполнять анализ для нахождения вариантов.



28.

Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта.


1

Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта.

Оценка результатов работы.

Уметь выполнять анализ для нахождения вариантов.



29.

Сбор и обработка необходимой информации.


1

Посещение профцентра: выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств.

Тест

Знать источники сбора информации.

Уметь определять цели проектирования.



30-31

Практическая деятельность по выполнению проекта.

Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности.



2

Обоснование выбора учебного заведения. Факультеты. Тип учебного заведения. Специальность. Рассмотрение вариантов не поступления.

Оценка результатов работы.

Знать правила выполнения творческого проекта.

Уметь применять полученные знания на практике.



32-33

Оформление пакета

Документации. Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.



2

Оформление пакета

Документации. Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.

Подготовка презентации.

Оценка результатов работы.

Знать правила оформления документации.

Уметь выполнять работу по созданию презентации.



34.

Защита творческого проекта.


1

Представление результатов проектирования.


Уметь представлять результаты своей работы.




Всего:

34








18