Внеурочная деятельность 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...







Рабочая программа


Наименование курса: внеурочная деятельность (дополнительное образование). «Мастерица»


Уровень общего образования: основная школа

Учитель: Багрий Оксана Борисовна


Количество часов по учебному плану: всего - 34 часа в год; в неделю -1 час


Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», автор О. А. Кожина, Сборник «Рабочие программы».Технология.5-8классы: учебно-методическое пособие/ Сост. Е.Ю. Зеленецкая./Москва- Дрофа- 2013год.


Рабочую программу составила учитель технологии________________ Багрий О.Б.


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:


Закон РФ «Об образовании в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2010 г.);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

Устав МБОУ школа№ 13 г.Феодосии;

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);

Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;

Учебный план МБОУ школа № 13 на 2016-2017 учебный год;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ школа № 13;

Примерная программа составлена на основе Программы основного общего образования. Технология. Обслуживающий труд автор О.А.Кожина. Учебно-методическое пособие Рабочие программы. 5-8 классы /сост. Е,Ю. Зеленецкая. – М.: Дрофа, 2013.

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /автор Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» , 2010 г.-224с.

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа рассчитана на учащихся 5 классов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

Цель программы:

обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся;

создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;

- развитие индивидуальных способностей обучающихся через приобщение к традиционным рукоделиям;

содействие жизненному самоопределению обучающихся.

Задачи программы:

О б у ч а ю щ и е:

познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

обучить технологиям разных видов рукоделия.

В о с п и т а т е л ь н ы е:

приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Р а з в и в а ю щ и е:

развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

развивать положительные эмоции и волевые качества;

развивать моторику рук, глазомер.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т. п.

2. Опора на личностно- ориентированный подход в образовании и игровые технологии.

3. Учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы.

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:

1) ведущие виды деятельности:

игровая деятельность: в обучении прикладному творчеству радостные переживания детей, связанные с изготовлением поделок для общей пользы являются весьма действенным средством воспитания любви к труду;

учебная деятельность: дети учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда и пр.;

учебная деятельность и личностное общение: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;

профессионально направленное обучение: осознанное отношение к учебной деятельности, педагоги стараются поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.

2) потребности, интересы обучающихся;

3) уровень развития первичного коллектива;

4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

осознание и признание права личности быть не похожей на других;

проявление уважения к личности;

предоставление права на свободу выбора;

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

умение смотреть на проблему глазами ребенка;

учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

При реализации программы должны быть достигнуты результаты

личностные:

у обучающихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к обучению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у обучающихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;


метапредметные:

регулятивные

у обучающихся должны быть сформированы следующие знания:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

обучающиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления затруднений и физических препятствий;

познавательные

обучающиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач;

5) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных технологических про­блем;

6) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

7) понимать и использовать сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации;

8) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения проблем;

обучающиеся получат возможность научиться:

1) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

2) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;

коммуникативные

обучающиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

предметные:

в познавательной сфере:

1)осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

2)практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

3)развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

4)овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,

5)формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

6)овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в трудовой сфере:

1)планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

2)овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

3)выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

4)выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

5)контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

6)документирование результатов труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;

4)выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

5)стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;

2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;

5)участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

1)практическое освоение умений, составляющих основу ком­муникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

3)сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

4)адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

в физиолого-психологической сфере:

1)развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

2)соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;


Тематический план

п/п

Тематический блок

Виды работ

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего часов

1

Вводное занятие. Правила ТБ. Санитарно-гигиенические требования.

Введение в курс обучения. Подбор материалов, инструментов для работы.

1

1

2

2

Виды простых швов.

Графическое изображение швов.

Выполнение швов.


2

2

3

Виды

декоративных швов.

Графическое изображение швов.

Выполнение швов.

2

10

12

4

Вышивание по схеме.

Чтение схем.

Работа с дополнительными информационными источниками. Вышивание простых и сложных элементов орнамента.

2

5

7

5

Изготовление вышитого изделия.

Подбор материалов, инструментов. Выбор и вышивание орнамента.

ВТО изделия. Правила ухода за вышитым изделием.

2

6

8

6

Итоговое

занятие

Подведение итогов.

Анализ работ.

3


3



Итого:



34





Календарно - тематическое планирование.

Правила ТБ. Санитарно-гигиенические требования.



Виды простых швов. Графическое изображение швов. Правила ТБ.



Выполнение швов: «вперед иголку», «назад иголку». Закрепление нити в начале и конце строчки.



Виды декоративных швов. Графическое изображение швов. Правила ТБ.



Выполнение швов: «роспись».



Выполнение швов: «стебельчатый».



Выполнение швов: «тамбурный».



Выполнение швов: «тамбурный».



Выполнение швов: «бархатный».



Выполнение швов: «бархатный».



Выполнение швов: «петельный».



Выполнение швов: «полукрест».



Выполнение швов: «гобеленовый шов».



Выполнение швов: «крест».



Выполнение швов: «болгарский крест».




Вышивание по схеме. Чтение схем. Работа с дополнительными информационными источниками. Правила ТБ.



Орнаменты. Цветовая гамма.



Вышивание простых элементов орнамента.



Вышивание простых элементов орнамента.



Вышивание сложных элементов орнамента.



Вышивание сложных элементов орнамента.



Вышивание сложных элементов орнамента.



Изготовление вышитого изделия. Подбор материала и инструментов. Выбор орнамента. Правила ТБ.



Расположение орнамента на ткани.



Вышивание орнамента.



Вышивание орнамента. Работа с дополнительными информационными источниками.



Вышивание орнамента.



Вышивание орнамента.



ВТО вышитого изделия.



Уход за вышитым изделием.



Анализ работы.



Анализ работ. Подготовка к выставке.



Итоговое занятие.






Содержание занятий

1.Вводное занятие – 2 ч.

Организационные вопросы. Из истории вышивки. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: знакомство с литературой и анализ образцов изделий, поиск информации в различных источниках.

2. Виды простых швов – 2 ч.

Подбор соответствующих материалов и инструментов. Правила и приемы вышивания.

Закрепление нити в начале и конце строчки.

Практическая работа: выполнение швов «вперед иголка» и «назад иголка». Выполнение графического изображения швов.

3. Виды декоративных швов – 12 ч.

Схематическое и графическое изображения швов. Технология выполнения декоративных швов.

Практическая работа: выполнение швов «роспись», «стебельчатый», «тамбурный», «бархатный», «петельный», «полукрест», «гобеленовый шов», «крест», «болгарский крест».

4. Вышивание по схеме – 7 ч.

Чтение схем. Работа с дополнительными информационными источниками. Правила ТБ. Орнаменты, виды орнаментов. Цветовая гамма.

Практическая работа: Вышивание простых и сложных элементов орнамента, различными видами декоративных швов.

5. Изготовление вышитого изделия – 8 часов.

Подбор материалов и инструментов. Правила ТБ. Выбор орнамента. Колористика в цветовой гамме орнамента. Работа с дополнительными информационными источниками.

Практическая работа: Определение места расположения орнамента на ткани. Определение технических условий на изготовление вышитого изделия. Вышивание изделия. ВТО вышитого изделия. Уход за вышитым изделием.

6. Итоговое занятие – 3 ч.

Подведение итогов, анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения. Подготовка работ к выставке. Проведение выставки.


В результате обучения обучающиеся

должны знать:

  • исторические сведения о вышивке;

  • технику и основные приемы вышивания;

  • правила пользования инструментами;

  • основы колористики;

  • правила ухода за вышитым изделием;

  • технику безопасности труда и личной гигиены;

должны уметь:

  • пользоваться инструментами для вышивания (игла, ножницы, пяльцы);

  • организовывать рабочее место для выполнения ручных работ;

  • подбирать размер иглы в соответствии с толщиной нити и видом ткани;

  • выполнять различные виды простых и декоративных швов;

  • правильно начинать и заканчивать работу;

  • выполнять работу с учетом всех требований и правил технологии процесса;

  • правильно ухаживать за вышитым изделием.

Формы подведения итогов

Критерии оценки:

оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;

оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ обучающихся;

оценивается наблюдательность и фантазия;

оценивается интерес к специальной литературе по декоративно-прикладному искусству;

оценивается свободное владение техническими приемами;

оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;

оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;

оценивается степень участия в коллективных формах работы.

Формы контроля.

оценка педагога;

оценка обучающихся;

самооценка своей работы;

отбор работы на выставки;

участие в конкурсах.

Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом.

Обеспечение деятельности

М а т е р и а л ы: нитки и ткань. Рамки, картон под основу.

И н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я: схемы, набор игл, ножницы, пяльцы.

Литература

  1. «Вышивка». – М.: ЭКСМО, 1997. – 96 с. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»)

  2. Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.

  3. Учебник «Обслуживающий труд 5 класс» О.А. Кожина, С.Э. Маркуцкая.

  4. «Художественное вышивание» Е.О. Гасюк, М.Г Степан.

  5. «Ручное вышивание» Г.К. Цибулёва, Г.Ф. Гаврилова.