Творческий проект на тему: Богородица Милующая

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Управление образования

Администрации муниципального образования

Алтайский район

МБОУ «Новомихайловская СШ»



Технология




Творческий проект

Икона «Богородица Милующая»











Выполнила:

ученица 7 класса

Ширяева Софья Артемовна




Руководитель:

учитель технологии

Лефлер Оксана Александровна









с. Новомихайловка

2016 г.


Содержание


  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности..................................3

  2. Цели и задачи проекта………………………….……….……………..… .3

  3. Схема обдумывания………………………….…………………………….3

  4. Выявление основных параметров и ограничений ....................................4

  5. История и современность ..........................................................................5

  6. Банк идей………………….………………………………………………..7

  7. Требования к изделию…. …………………….…………………………...9

  8. Выбор схемы……………………………………………………………….10

  9. Выбор материалов инструментов и приспособлений.............................11

  10. Технологическая последовательность изготовления изделий …….......11

  11. Экономическое обоснование .................................................................13

  12. Экологическое обоснование проекта.......................................................14

  13. Реклама ......................................................................................................15

  14. Самооценка проекта ...................................................................................15

Используемая литература. .........................................................................16

Приложения




































  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности

У моего дяди было венчание. Когда мы пришли в храм, я восхищалась его убранством, величием икон и иконостаса. Мне захотелось, преподнести молодым в подарок икону вышитую своими руками. При виде икон вышитых бисером трудно поверить, что они не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой мастерицы - вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется тоже взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное. Икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи. В прошлом веке во время гонений на церковь были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы. В настоящее время, когда восстановлены многие разрушенные храмы, построены новые, у православного христианина возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме?

Перед тем, как начать свой творческий проект, я обдумывала несколько вариантов икон и выбрала «Богородицу Милующую» Я думаю, что эта икона станет самым желанным и памятным подарком для молодых.

Я с 5 класса хожу в кружок «Хозяюшка» где занимаюсь разными видами рукоделия. Ежегодно участвую в выставках и конкурсах, защищаю творческие проекты на уроках технологии. Поэтому я решила, что с этой сложной, кропотливой работой, я справлюсь.


2. Цель творческого проекта:

Изготовление иконы «Богородица Милующая» в технике вышивка бисером.

Задачи проекта:

- познакомиться с вышивкой бисером в технике «полукрест»;

- изготовить изделие, соблюдая технологическую последовательность;

- проанализировать экологическую и экономическую составляющую проекта.


3. Схема обдумывания

[pic]



4. Выявление основных параметров и ограничений

Изделие должно отвечать следующим требованиям:


1. Должно быть выполнено аккуратно.

2. Соответствовать православным традициям.

3.Необходимо подобрать качественный круглый бисер и бусины, чтобы они ровно ложился на канву.

4. Цвета бисера должны гармонично сочетаться.




5. История и современность.

Бисер – это мир, в котором сплетаются самые разнообразные грани человеческого дарования – мастерство стеклодела, умение вышивальщика, фантазия художника. У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Издревле люди стремились украсить себя, свою одежду, предметы быта. Сначала они использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирию, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников.

Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла. И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

После изобретения стекла в IV в. до н. э. на смену примитивным украшениям пришли стеклодельные бусы разных форм и размеров. Бусы голубого стекла находили в гробницах древних египтян, которые первыми научились изготовлять бисер. Самой старшей из всех сохранившихся стеклянных вещей считается бусинка, найденная при раскопках египетского города Фивы. Благодаря совершенствованию технологии изготовления стекла, бусы становились все мельче и мельче. И вот, наконец, появился бисер, которым украшали одежды фараонов и древнеегипетских принцесс.

На Руси производство бисера существовало еще в домонгольский период. Это подтверждают археологические находки стеклянных бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Собственное производство стеклянных бус началось в начале 11 века, достигло своего расцвета к середине 13 века. Центрами производства были Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла. Красивый и прочный материал можно было увидеть в деревенских избах, дворцовых залах, помещичьих усадьбах.

Он с успехом использовался для отделки народных костюмов и предметов культового назначения, при оформлении интерьеров. Так, по свидетельству известно русского историка И.Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены намазывали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом". В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и грунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. Привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Из–за высокой цены бисером украшали в основном предметы культового обихода. С XVII века предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 годах началось строительство стекольного завода. В 1670 году в Москву прибыли венецианские мастера, но наладить постоянное производство бисера не удалось.

В 1724 году группа молодых людей направляется за границу для обучения бисерному делу, а в 1752 М. В. Ломоносов получает разрешение на устройство завода по изготовлению бисера и стекляруса на основе созданных им самим оригинальных технологий и рецептов. В пятидесятых годах на своей фабрике, построенной в деревне Усть-Рудица, М. В. Ломоносов получил первую стеклянную продукцию. Некоторые виды бисера и стекляруса ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Но вскоре после смерти Ломоносова, в 1768 году, фабрика закрылась.

Между тем ко второй половине XVIII в. бисер в России входит в моду и широко применяется в вышивках и украшениях. Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России в XVIII начале XX веков называли «борода», «ожерелок», «подшейник». Его используют в украшении помещичьих усадеб и монастырей, в домашнем рукоделии: вышивают панно, подушки, гобелены, картины, сумочки и кошельки, оплетают чернильницы и шкатулки, выполняют оклады святых образов. Мастерицы в зависимости от характера расшивания использовали несколько техник плетения. Основными для этого периода времени становятся низание и шитьё «в прикреп». Достаточно распространённым в XVIII веке было и «шитьё по бели». Узор выводился «белью» – специально приготовленным для этого хлопчатобумажным или льняным шнуром белого цвета, на который накладывали низку бисера, прихватывая её через 2-3 бисерины рабочей нитью. Такое шитьё называли ещё «саженьем». До наших дней в музеях России сохранилось всего не больше 40 изделий XVIII века, выполненных бисером и стеклярусом. Одним из известнейших произведений является Стеклярусная комната в Китайском дворце в Ораниенбауме – современном городке Ломоносов, находящемся в пригороде Санкт-Петербурга. Стены комнаты почти от самого пола до потолка украшены двенадцатью панно из стекляруса.

Бисерная вышивка на Руси берет свое начало с жемчужных работ. Она была наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. В конце XIX в. в России, наряду с привозным, использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях. Бисерным рукоделием были увлечены все, от мала до велика, от крестьянской избы до барского дома. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом. В XX в. бисер постепенно исчезает из обихода. Однако к бисеру как отделке обращаются модельеры женских туалетов. Он встречается в изысканных дамских платьях в стиле модерн 1910-1920 гг. После огромного перерыва, в 1970-х годах бисероплетение возрождается.

В наши дни бисерное искусство развивается, скорее всего, в двух направлениях. В основе первого – традиционные украшения (цепочки, колье и т.п.), а в основе второго – стремление искать новые небывалые варианты отделки тех же туалетных принадлежностей, сумочек, подсвечников и т. д.

Очень модно сегодня использовать бисер, бусины и стеклярус для украшения одежды. Не остались равнодушными к этому ценному материалу и многие модельеры. Как и несколько веков назад, роскошные одежды сегодня покрывают бисерной вышивкой, украшают платья многочисленными подвесками так, что они становятся похожи на водопады или языки пламени и производят неизгладимое впечатление. Некоторые модельеры создают из бисера целые детали одежд, например части жакетов и брюк. Необыкновенно красиво смотрятся украшенные бисером пояса и воротники, сумочки; изящными, невесомыми и сказочными выглядят шляпки, перчатки, обувь. Бахромой из бисера и стекляруса покрывают даже купальники, а сверкающие ожерелья, бусы, браслеты придают образу особый шарм.


6. Банк идей.

Вариант № 1.

«Спас Вседержитель» - центральный образ в иконографии Христа.
Икона «Спас Вседержитель» (рис 1)относится к поясным образам Господа Иисуса Христа, где Он изображается с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. В России невозможно найти хоть одну церковь, где бы не было иконы Спаса Вседержителя.

Трудно представить себе не только церковь, но и дом православного человека, где бы не было иконы Спасителя. В лике Христа чувствуется




[pic]








рис 1


бесконечное могущество доброты – сострадающей и всепрощающей, Он и

властитель Вселенной и кроткий Спаситель. Внимательному, мудрому, величавому и любящему взору Спаса открыты все сердца, чувства и помыслы.

В иконописи красный и синий цвета его одежд соответствуют канону и означают соединение в Спасителе земного и небесного, человека и Бога, жертвенного страдания и бесконечности Божественного мира. Благословляя людей одной рукой, другой – Христос касается страниц открытой книги или свитка, как бы указывая на спасительный путь.


Вариант № 2.

«Николай Чудотворец»

[link]
































Приложения






































Приложение № 1


Организация рабочего места и техника безопасности

Для выполнения данной работы необходимо:

  1. Правильно организовать рабочее место:

- на столе должен быть порядок (нитки, ножницы хранить в специальной коробке, иглу - в игольнице, схема в папке и т. д.)

- свет должен падать с левой стороны

- следить за правильной посадкой при работе

- расстояние между глазами и работой должно быть от 35-30см

2. Выполнять правила ТБ:

Работа с иголками

  • хранить иголку и скрепки в определённом месте;

  • во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку;

  • обязательно найти потерянную иглу;

  • кусочки сломанной иглы собрать и выбросить в безопасное место;

  • во время работы нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, шторы;

  • вышивать с напёрстком.

Работа с ножницами

  • класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

  • передавать и переносить ножницы кольцами вперёд, и с сомкнутыми лезвиями.




19