Открытый урок по технологи на тему «Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент». (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


 Открытый урок по технологии в 7 классе по теме: «Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент».

Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.

Цели урока:

Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.

 

 

3. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков. 
4.Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков. 
5. Воспитание уважения к труду.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Объект труда:

1. Токарно-винторезные станки. 
2. Токарные резцы. 
Оснащение: станок  ТВ - 6, модель токарного станка, резцы, модели резцов,  учебник- «Технология» -7 класс, пластины под резцы,  детали, выполненные на ТВ станках,  карточки-тесты,  мультимедийный проектор, экран. 
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. 
Методы обучения:

1. словесный; 
2. исследовательский; 
3. демонстративный; 
4. частично-поисковый; 
ХОД УРОКА: 
I. Организационный этап.

1.1.    Приветствие учащихся и проверка посещаемости

1.2.    Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1.3.Назначение дежурных.
1.4. Вводный инструктаж. 
Сообщение темы урока (слайд 1).

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись  в тетрадях  темы урока).

2. Мотивация.

Беседа на повторение теоретических сведений:
- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). 
- Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему? 
3. Актуализация знаний 
- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки. 
II. Проверка домашнего задания.

2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.

2.2. Беседа.

Вопросы для учеников: 
1. Назначение ТВ станка. 
2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 7).
III. Объяснение нового материала. 
Постановка учебной проблемы.

Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).

На экране демонстрируем четыре вида резцов. 
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 8). 
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются? 
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды 9,10)

Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца». 
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе; 
- головка непосредственно участвует в процессе резания. 
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.

-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки); 
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки); 
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл; 
- угол резания δ (дельта) = α + β. 
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».

Токарные резцы различают: 
- по направлению подачи - правые, левые; 
- по конструкции головки - прямые, отогнутые; 
- по способу изготовления - цельные, составные; 
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные. 
- по виду обработки; 
- проходные - для обработки уступов; 
- подрезные - для обработки торцов; 
- отрезные - для отрезания заготовок; 
- резьбовые - для нарезания резьбы. 
Демонстрация резцов в работе на слайдах(14-17)

1.Обработка наружной поверхности. 
2. Подрезание торца. 
3. Протачивание канавок. 
4. Отрезание заготовок. 
5. Растачивание отверстий.

III. Закрепление нового материала 
Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков и группу девочек.

Для группы мальчиков
Практическая работа № 1  «Установка резца по центру задней бабки»

Цель работы: 
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы. 
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На  ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.

Практическая работа № 2  «Отработка навыков управления станком»

Цель работы: 
Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности. 
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.

Учитель делает целевые обходы. 
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.

IV. Повторение и обобщение материала.

4.1. Решение заданий карточек-тестов

4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

V. Задание на дом. 
-  Составьте кроссворд по изученной теме.

VI. Итог урока.

- Теперь подведем итоги урока (беседа): 
- Какие навыки были закреплены на уроке?

- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? 
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

- Уборка рабочих мест. 
VII. Рефлексия.

 































Самоанализ урока технологии
проведенного 3.12. 2009 года в 7 классе
Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.

Раздел – Машиноведение (2урок). Урок проводился в комбинированной мастерской по обработке металла и древесины.
Цель урока:

  1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.

  2. Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.

3. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков. 
4.Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков.
 
5. Воспитание уважения к труду.

Считаю, что комбинированный тип занятия соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятий по технологии 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.
К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты, модели резцов, тренажёр,  инструкционные карточки, презентация.  У учащихся на рабочих местах имеются учебники, тесты, тетради.

Организационная часть урока проведена четко, переход к следующему этапу урока плавный, логичный. Актуализация прежних знаний была направлена на то, чтобы сделать необходимыми, нужными, кроме того еще и психологическая подготовка учащихся к изучаемой теме. Этот этап дал возможность оценить степень готовности уч-ся к восприятию нового материала.
Была сообщена  тема урока и совместно с учащимися определены цели. Для организации внимания использовалась презентация.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала.

Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль. 
Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, с демонстрацией операций и приемов, использовалась наглядность при проведении инструктажа. Текущий инструктаж. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу,   рабочие места были организованны. Практическая работа выполнялась по группам, под наблюдением учителя.

Закрепление знаний проводилось в форме тестирования, показало усвоение учащимися изученного материала.

При проведении итога урока все уч-ся получили д/з, оценки прокомментированы, (выставлялись с помощью учащихся).
Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.