Статья Организация коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми с ОВЗ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Организация коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми с ОВЗ

В настоящее время неприспособленность к независимой самостоятельной жизни – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются во взрослой жизни дети – инвалиды. До своего совершеннолетия они постоянно находятся под опекой. Дома рядом с ними все время находятся родители или другие близкие родственники, а в доме-интернате – младший медицинский персонал, воспитатели, педагоги, специалисты. Таким образом, такой ребенок не получает даже самых элементарных бытовых навыков, навыков трудовой деятельности, а также социальных связей вне семьи и столкнувшись с необходимостью начать взрослую самостоятельную жизнь, оказывается совершенно беспомощным.

Для того, чтобы помочь каждому ребенку - инвалиду преодолеть эти трудности, обрести максимально возможную независимость удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи в доме интернате с детьми ОВЗ организуются мероприятия по инновационной программе «Равные возможности».

Реализация мероприятий по формированию жизненных навыков у детей-инвалидов осуществляется через инновационные подходы:

  • Технология социальной диагностики.

  • Технология социального консультирования.

  • Технология социально-бытовой реабилитации.

  • Технология вспомогательных и технических средств реабилитации.

  • Технология социальной интеграции.

  • Технология социальной терапии.

Результатом социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Работа с детьми-инвалидами включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление способностей к жизнедеятельности в социальной среде.

Интегрированная технология социальной диагностики - вклю­чает в себя совокупность методов, приемов и предполагает спо­собность распознавать лично­стные ресурсы ребенка - инвалида, резервные возможности его социального окружения, обеспечивающие достижение успе­хов в отношениях с окружающими людьми, самореализации в различных сферах деятельности. На основании полученных знаний ставится социальный диагноз проблемы, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности ребенка-инвалида. Технология социального консультирования представляет собой организованное конструктивное взаимодействие социального педагога и ребенка по вопросам понимания особенностей жизненной ситуации, поиску резервных ресурсов ребенка, оказанию содействия в адаптации к социуму, реализации их законных прав и интересов.

Технология социально-бытовой реабилитации включает комплекс методов, приемов и практических бытовых процедур, способствующих достижению ребенком-инвалидом независимости в социуме.

Технология социальной интеграции помогает детям – инвалидам приобретать жизненно важные навыки общения, социальный опыт в различных жизненных ситуациях, умения строить свои отношения друг с другом и окружающими людьми.

Технология вспомогательных и технических средств реабилитации включает ребенка-инвалида в доступную среду жизнедеятельности и в процесс приобретения практических умений в сфере вспомогательных и технических средств реабилитации.

Технология социальной терапии способствует решению проблемы социальной изолированности детей – инвалидов, основана на социальном принятии, признании, одобрении результатов творческой деятельности и используемая как средство реабилитации по улучшению физического и психического здоровья.

Результатом применения технологий социальной терапии является восстановление у детей - инвалидов способностей, достижение высоких результатов в значимой для него деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Несмотря на небольшой период эффективного применения инновационного метода в социальной реабилитации детей – инвалидов - тренировочную квартиру в нашем учреждении, результаты радуют не только детей, но и их воспитателей, специалистов, родителей, медицинский персонал, обслуживающий персонал. Ведь одной из важнейших задач является закрепление и повторение полученных навыков в условиях, приближенных к домашним, а также для применения их в различных жизненных ситуациях.

Список литературы:

1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО – 2000 год.
2. 
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. 
3. 
Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
4. 
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
5. 
Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.
6. 
Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.