Большие права маленького человека

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Познавательное занятие с игровыми элементами

«Большие права маленького человека»








Социальный педагог: М.А. Шкандина





2015г.







Цель занятия:

Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам человека, раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить обучающихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания, формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах человека.



Задачи:

  • повысить уровень правовой грамотности младшего школьника на доступном эмоционально- интеллектуальном уровне;

  • Формировать уважительного отношения друг к другу.

  • На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.

  • Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в дальнейшей самостоятельной жизни.

































Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Соц.педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии.

«Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

Ребята! Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. К нам пришли гости и ваши старшие товарищи, наши девятиклассники.

На сегодняшнем занятии вы узнаете много интересного. Но прежде, я предлагаю вам отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово. Это и будет темой нашего занятия. Итак, приступаем.


Разгадывание кросворда: итак, первый вопрос
1.«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?»
(петух).
2.«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука»
(рак).
3.«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей»
(айболит).
4.«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?»
(волк).
5.«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?»
(Аленушка).
Соц. педагог: Какое же ключевое слово получилось?
Дети: Права.
Соц. педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Большие права маленького человека»
То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам. Вам, ребята предстоит очень интересная жизнь в нашей стране-России. От вас самих будет зависеть какой она будет, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете радостно и счастливо.

Давным –давно, как только на земле появились люди, одновременно с ними и появились главные вопросы:

-Что люди могут делать, и чего не могут?

-Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что оно имеют права, а на что не имеют?

Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы.

А сейчас, ребята, я попрошу вас сделать следующее: возьмите листочек и фломастер и нарисуйте круг и прямую.

Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Внимательно посмотрите сначала в свои листочки, затем на листочки своих друзей. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и вы, непохожие друг на друга. У нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает их от рождения. Все мы люди, и все мы равны, а значит у всех у нас одинаковые, равные права. Существуют документы, в которых прописаны наши права. Их много. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с некоторыми из них.

Ребята, в начале занятия, я сообщила вам , что к нам пришли ваши старшие товарищи-девятиклассники. Очень скоро они покинут стены родной школы-интерната и войдут во взрослую, непростую жизнь. За время пребывания в нашей школе-интернате они многому научились, многое знают, и сегодня пришли поделиться своими знаниями с вами. Пожалуйста, ребята.

Выступления старшеклассников:

1-ый выпускник:

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Гражданами какой страны мы являемся?» Правильно, мы живем в России. Каждая страна живет по своим законам. Законы – это те правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные. Скажите, ребята, а как называется главный (основной) закон нашей страны?

Правильно, Конституция.

2-ой выпускник: В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, образование, отдых, труд и другие.

Итак, Конституция – основной закон, по которому мы живем.

Соц. педагог: Ребята, а существуют какие-либо другие документы, которые защищают права людей?

1-ый: Таких документов много, мы остановимся на некоторых из них.

В древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство.

2-ой: После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Эта организация объединяет 190 стран на земле.

1-ый: В 1948 году государства, входящие в организацию объединенных наций подписали Всеобщую декларацию прав человека- это такой документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободу: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

2-ой: Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. По – прежнему где-то происходят военные конфликты, совершаются преступления, аварии. В них часто страдают дети. Да и мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У нас свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была одобрена Конвенция о правах ребенка.

1-ый: В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о нас –детях, нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

2-ой: Кстати, Конвенция по правам ребенка вступила в силу в нашей стране 15 сентября 1990 года

1-ый: В Конвеции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

(Демонстрируются слайды презентации)

1-ый : В первой статье Конвенции по правам ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.

2-ой: У всех детей равные права, независимо от цвета кожи, пола, языка, религии.

1-ый: Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Каждый ребенок имеет право на имя с момента рождения.

2-ой: Каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

Право свободно выражать свое мнение.

1-ый: Каждый ребенок имеет право на образование, воспитание, развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

2-ой : Каждый ребенок имеет право на пользование самыми совершенными услугами медицины и средствами лечения здоровья.

1-ый: Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2-ой: Каждый ребенок имеет право на защиту от всех форм физического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.


Соц. педагог: Спасибо ребята, вы можете присесть на свои места. Я думаю, что ваша помощь нам еще понадобиться.

Ребята, вам понравилось выступление ваших старших товарищей? Ответы детей.

Ребята рассказали вам все верно. Конвенция о правах ребенка действительно содержит 54 статьи, знакомится с которыми мы будем в дальнейшем.

А сейчас, давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

(Физминутка).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся. (4 раза)

Влево тоже наклоняйся. (4 раза)

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем,

И работать начинаем.


Соц. педагог: Ребята! На сегодняшнее занятие я принесла вам вот такой интересный предмет. Что же это такое?

Дети: Сундучок.
Педагог: А давайте посмотрим, что же в нем находится? (педагог приглашает ребенка открыть сундучок и достать Свидетельство о рождении).
Педагог: Что это за документ? 
Дети: Свидетельство о рождении.
Незнайка: Это о чьём это рождении?
Педагог: Свидетельство о рождении - это первый документ каждого человека. Выдается он после рождения каждого ребёнка.
Педагог: О каком праве он вам напоминает? 
Дети: О праве на имя.

Соц. педагог: Правильно ребята! (обращается к выпускникам) Ребята, подскажите пожалуйста, в какой статье Конвенции о правах ребенка рассказано об этом праве.

Выпускники: в статье 7 сказано: Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя.


Соц. педагог: молодцы! Ну а сейчас, я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Путешествие в сказку». Не удивляйтесь, ребята, что сегодня беседуя с вами о таких серьезных вещах, как права человека, мы обращаемся к сказкам.

Сказка-ложь, да в ней намек!

Что ни слово, то –урок,

То, что в сказке приключится,

Несомненно, пригодиться.

В сказках на позор и смех выставлены хитрецы и лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Правда побеждает несправедливость.

Так что, время не теряем.

Наше действо начинаем.

Сейчас вы ребята увидите отрывки из сказок. И если вы внимательно слушали своих старших товарищей, то сможете ответить на вопрос: каким правом воспользовался сказочный герой или какое право было нарушено.

Внимание на экран.

1. Демонстрируется видео-фрагменты из сказок: «Айболит», «Маугли», «Гадкий утенок», «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Золушка»

Обсуждение каждого фрагмента с детьми.

Соц. педагог: Ребята, вы справились с заданием. Молодцы! Наше мероприятие подходит к концу. Я рада, что вы были активны, хорошо работали до конца нашего мероприятия. Спасибо вам! Хочу сказать вам, что в дальнейшем мы будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете о всех правах и обязанностях, о всех законах. Сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить свой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам в будущем преумножать ее славу и беречь ее богатства.

А сейчас, я хочу попросить вас выразить свое мнение о нашем сегодняшнем мероприятии в виде звезд. У каждого из вас на столе лежат 4 звезды разного цвета.

Красная – мне понравилось, я многое для себя взять,

Синяя- я не все понял, но я доволен,

Зеленая- многое мне не удалось,

Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял.

Прикрепите, пожалуйста, звезды на доску. Спасибо, ребята.

Дети остаются. К ним выходят выпускники.

Читают стихи:

  1. В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

  2. На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

  3. В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

  4. Сохранить своё здоровье –
    Право есть у нас такое.
    Заболеть, когда случиться –
    Каждый вправе полечиться.

  5. Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

  6. Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

  7. О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

  8. Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

  9. Права я запомнил, но все же друзья,

Не очень я взрослый – вот беда.

Меня не послушают , а вдруг смогут побить,

Как самому мне вопросы решить?

10. До 18 лет права твои

Охраняют взрослые люди, они

Готовы тебя поддержать всегда

Все: Теперь ты понял?

В общем, да!


11. Я имею право на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым

12. Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть счастливым.

13. Я имею права, чтобы Мир на Земле царил везде и всегда.

14. Я имею право, чтобы в небе большом всегда была тишина!