Методическая разработка по профилактике суицидального поведения обучающихся 5-8 классов «Дыши свободно»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»










Методическая разработка

по профилактике суицидального поведения

обучающихся 5-8 классов

«Дыши свободно»











составили:

Малышева О.В. МБОУ «СОШ №11»,

педагог-психолог

Тимошенко Ж.Г. МБОУ «СОШ №11»,

социальный педагог













г. Старый Оскол

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть понятым, выслушанным, готовность принять предлагаемую помощь - все это убеждает, что организация профилактики суицида необходима.

Основным содержанием общего направления профилактической работы должно стать ослабление социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения.

Основная цель программы коррекция и снижение склонности подростков к суицидальному поведению.

Задачи программы:

  1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе группы.

  2. Формирование адекватной самооценки у подростков, социальных навыков, мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих.

  3. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей, умения обратиться при необходимости за помощью


По форме программа представляет собой тренинговые занятия

Программа разработана для подростков средней школы (11-14 лет), рассчитана на 5-10 часов. Работать по программе может педагог-психолог, владеющий навыками групповой работы.


Структура программы


Программа проходит в два этапа.

Первый – диагностический, на этом этапе проводится диагностика учащихся 5-8 классов. Целью диагностики является выявление детей с заниженной самооценкой, детей, находящихся в отчаянии и/или чувствующих, что они одиноки.

На втором этапе проводится тренинг, целью которого является помочь детям поднять самооценку, найти новых друзей, научиться позитивно относиться к происходящему вокруг, снять напряжение и тревожность.


Параллельно с тренингом проводятся индивидуальные консультации по мере необходимости (по запросу участника тренинга или на усмотрение психолога).

Задачи тренинговых занятий:

снизить тревожность;

снизить напряжение.

повысить уровень принятия себя.


Занятие 1 «Приглашение к сотрудничеству»


Цель: обсуждение условий тренинга; установление контакта между участниками группы; активизация участников группы, настрой группы на работу в тренинге.


Материалы: бумага, конверты, метафорические ассоциативные карты «Лица» или фотографии с изображением людей, энергичная, ритмичная музыка.


Знакомство.

Участникам предлагается выбрать из колоды карт «Лица» или любых фотокарт карточку, которую «похожа» на него. Через 3-5 минут каждый участник должен рассказать о том, кто изображен на рисунке, что общего у него с изображенным персонажем.


Участникам группы задается вопрос: «Что такое тренинг, как они себе его представляют?» Приветствуются любые ответы! После того, как все желающие ответили, ведущий объясняет условия тренинговых занятий. Это не курс лекций, который они должны внимательно прослушать, записать и запомнить, а практические упражнения и обсуждения в различной форме, упражнения в группах и подгруппах; обсуждения в большой группе, т. е. получение обратной связи от группы; игры и упражнения.


Заключение контракта с группой (правила работы группы).

Цель: выработать правила работы в группе тренинга.

Необходимо сказать участникам, что сейчас нам нужно обсудить и выработать правила работы в группе. Они необходимы для того, чтобы группа в целом и каждый участник могли работать эффективно, с пользой для себя, каждый чувствовал себя в группе комфортно.

Ведущий задает участникам вопросы:

«Как Вы думаете, по каким правилам должна работать наша группа?»

«Как вы понимаете это правило?»

«Для чего его необходимо соблюдать?»

«На сколько процентов согласны следовать ему?»

Правило активности: чем активнее каждый будет участвовать в обсуждениях и упражнениях, тем больше возможность расширить опыт понимания чувств и поведения собственного и других людей, способов действия в сложных ситуациях.

Каждый имеет право на свое мнение. Безоценочное отношение друг к другу: мы не оцениваем высказывания и действия участников группы. Можно обсуждать спорные вопросы, высказывать свое мнение, говорить про свои чувства. Отмечать, что помогло, что помешало решить ту или иную задачу.

Говорить от своего лица: очень важно личное мнение каждого участника.

Конфиденциальность: любая информация, которую они узнают друг о друге, случаи, обсуждаемые на занятии, должны сохраняться в тайне.


Упражнение «Конфиденциальность».

Цель: почувствовать и понять важность правила конфиденциальности

Инструкции.

  • Закройте глаза. Подумайте о том, чего бы вам определенно не хотелось, чтобы про вас узнали другие.

  • На листах напишите эту информацию так, чтобы ваши соседи не видели, что вы пишите.

  • Вложите лист в конверт. Подпишите конверт. Положите его под свой стул.

  • Встаньте и переместитесь на один стул вправо (влево)

  • Теперь посмотрите друг на друга и поменяйтесь местами с вашим визави.

  • Еще раз попросите участников переместиться по кругу на некоторое расстояние.

  • Попросите группу сесть.

  • Скажите участникам: «Теперь посмотрите на ваш конверт».

Задайте участникам вопросы:

«Что вы чувствуете?»

«Почему?»


Игра-импульс «Пианино».

Цель: психолого-энергетическая зарядка.

Каждый участник игры кладет ладони на колени другим членам группы слева и справа от себя, затем ритмически ударяет по коленям. [5]


Упражнение «Зеркало»

Для проведения тренинга используется небольшое зеркало. Каждый игрок должен посмотреться в него, попытаться воспринять себя отстраненно, как незнакомца, и попытаться ответить на предложенные вопросы.

Вопросы для обсуждения:

- что привлекательного вы видите в этом человеке? (обратить внимание на взгляд, выражение лица);

- что в этом человеке вызывает у вас уважение или восхищение?

Когда зеркало обойдет весь круг, ведущий обсуждает с участниками нижеприведенные утверждения:

- если человек научился видеть в себе хорошее, полюбил себя, то ему значительно проще увидеть нечто особенное в другом человеке;

- если человек принимает себя таким, какой он есть, то другие будут относиться к нему также.


Упражнение в паре. В течение 10 минут (5 минут каждый партнер) партнеры ведут разговор: «Расскажи о себе».

«Вербализация чувств». На листе бумаги описывается 2—3 словами то чувство, ощущение, которое каждый испытал при общении с партнером.


Ожидания, опасения участников группы. Письмо себе.

Участники группы высказывают свои ожидания, а также опасения, связанные с посещением занятий. Если участник не может или не хочет об этом говорить, то ему разрешается написать и отдать написанное ведущему группы.

В завершении первого занятия участники пишут письмо самому себе из настоящего времени во время, когда тренинг будет заканчиваться. В конце письма обязательно нужно подарить самому себе подарок (например: пожелание чего-либо себе). [3]


Рефлексия.


Занятие 2. «Снятие напряжения. Проработка различных ситуаций»


Материалы: бумага, карандаши.


Упражнение «Новое хорошее»

Каждый участник рассказывает, что интересного у него происходило после предыдущего занятия.


Тренинг «Жизненные ситуации»

Цель: найти ресурс, который в будущем поможет выйти из неприятной или затруднительной ситуации

Каждому участнику предлагается придумать или вспомнить ситуацию, которую он страшится, боится попасть в нее, в которой он должен изобразить самого себя. Другие роли в ситуациях исполняют другие учащиеся или педагог. После первоначального проигрывания, предлагается участнику подумать, что бы он хотел изменить в ситуации и как это сделать. При затруднении можно предложить ему поменяться ролями с другими участниками.


Тренинг «Я-реальное и Я-идеальное»

Участникам раздаются по два листа бумаги и карандаши. Ведущий просит ребят нарисовать себя в двух образах: Я-реальное и Я-идеальное. На выполнение задания отводится 10–15 минут.

Вопросы для обсуждения:

- когда вы чувствовали большее напряжение, когда рисовали Я-реальное или Я-идельное (испытывая большее напряжение при рисовании Я-реальное учащийся проявляет трудности адекватной самооценки и/или осознание неудовлетворенности имеющимися характеристиками;

- как вы полагаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два образа стали едины. Продумайте программу своих действий в этом направлении. [2]


Рефлексия.


Занятие 3 «Принятие себя, своих качеств»


Материалы: бумага, ручки, плакат списком слов к упражнению «Кто я? Какой я?». Шаблоны для раскрашивания «Мандала» (приложение 1), цветные карандаши.


Упражнение «Новое хорошее»

Каждый участник рассказывает, что интересного у него происходило после предыдущего занятия


Упражнение «Кто я? Какой я?»

Цель: помочь найти в себе больше положительных качеств.

Вы замечали, что с разными людьми мы ведем себя по-разному? Хорошо ли мы знаем себя? Всё ли в себе нам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?

Продолжите письменно три предложения:

- Я думаю, что я ……

- Другие считают, что я …..

- Мне хочется быть …..

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов.

«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

Полученные результаты после завершения упражнения обсуждаются, намечаются пути для достижения желаемого (продолжение предложения «Мне хочется быть…»)


Рисунок «Мандала»

Цель: снятие напряжения.

Участникам группы предлагается сесть в удобной позе и под спокойное музыкальное сопровождение постараться максимально расслабиться. Через 4-6 минут ребятам предлагают выбрать любой шаблон для раскрашивания «Мандала». Участники группы под спокойную музыку раскрашивают свои мандалы. По окончании работы каждый участник рассказывает о своем рисунке. Все работы вывешиваются на доску. [1]


Рефлексия.


Занятие 4 Принятие себя. Релаксация.


Материалы: бумага, ручки, карандаши, черные ручки для выполнения фрактального рисунка (приложение 2), ватман, релаксационная спокойная музыка.


Упражнение «Новое хорошее»

Каждый участник рассказывает, что интересного у него происходило после предыдущего занятия.


Упражнение «Нет порокам!»

Цель: способствование принятию участниками себя.

Каждый участник на листке пишет те черты, от которых он хотел бы избавиться, затем листок нужно свернуть надписью внутрь. Ведущий говорит: «Ощутите, как свернутый в ваших руках листок начинает оживать. Каждый недостаток, описанный на листке, оживает в мысленных картинках жизни. После некоторой паузы ведущий предлагает участникам подойти к свече и сжечь свою записку. Вместо сожжения можно предложить порвать свой листик на очень мелкие кусочки. [4]


Упражнение «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Инструкция группе: Надо рисовать или писать на спине друг у друга разные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Надо предупредить детей, что писать нужно легко прикасаясь к спине, ни в коем случае не надо толкать человека и делать ему больно или неприятно. После окончания игры дети нежными движениями руки «стирают» все, что они рисовали, при этом слегка массируя спину. [5]


Упражнение «Прекрасный сад» (фрактальный рисунок)

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Цветок будет необычным, он будет исполнен методом фрактального рисунка. Всем раздаются бумага, черная ручка, карандаши.

Инструкция: лист перед собой расположить по горизонтали; шарик ручки устанавливаем в любой точке листа; закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа.

Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная; скорость движения ручки средняя, без резких росчерков; рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей. Закрашивая рисунок, карандаши надо брать только с закрытыми глазами.

По окончании все работы прикрепляются на ватман. Общей композиции дается название.


Рефлексия.


Занятие 5 «Анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта»


Материалы: бумага, ручки.


Упражнение «Новое хорошее»

Каждый участник рассказывает, что интересного у него происходило после предыдущего занятия.


Упражнение «Неоконченное предложение»

Цель: Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта.

Инструкция: Допиши предложения:

- Я научился…

- Я узнал, что…

- Я нашел подтверждение тому, что…

- Я обнаружил, что…

- Я был удивлен тем, что…

- Самым важным для меня было…


Упражнение «Прими дар. Ты мне, я тебе»

Цель: развитие умения принимать и получать подарки, пожелания и др.

Каждый участник дает какой-либо подарок остальным членам группы (подарком может служить все, что угодно: пожелание, совет, какой-нибудь предмет и др.)


Список литературы:


1. Копытин А.И, «Диагностика в Арт-терапии., Метод «Мандала»

2. Орлов Ю.М., «Восхождение к индивидуальности»

3. Прихожан А. М., «Тревожность у детей и подростков»

4. Рогов В.И. «Настольная книга практического психолога 2»

5. Югова Н. Л., Симакова Н. Б. «Профилактика суицидального поведения подростков: рекомендации, диагностические методики, тренинги, игры и упражнения»

9