Практический семинар-тренинг для педагогов Конфликты и пути их разрешения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

А. Бабаянц


«____»____________201_г



ПЛАН-КОНСПЕКТ

.


Практический семинар-тренинг для педагогов "Конфликты и пути их разрешения"


Подготовил и провел:________________________________________________________


План занятия


Тема "Конфликты и пути их разрешения"

Цели занятия:

1.Понимание причин конфликтов;

2. Обращение к собственному опыту конфликтного взаимодействия;

3. помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.

  • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.

  • Овладеть приемами общения в конфликте.

  • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

  • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.


Аудитория: педагоги.


Время:


Необходимое оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение 1-4), два стола для работы в группах, листы А4, ручки.

Рекомендации:

Ход занятия



Один философ сказал: “...тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г.Дарендорф)

Оборудование: Ход занятия

Вступительное слово психолога:

Дорогие педагоги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему : “Конфликты и пути их разрешения”.

Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Я научу вас некоторым приемам достойного разрешения конфликтов а также успешной профилактике конфликтных ситуаций.

(слайд №1)

(Слайд №2)

(Слайд №3) Что же такое конфликт?

Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть:

Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

Упражнение “Руки” (Слайд №4)

Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?

  • как вы себя чувствуете?

  • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?

(Слайд №5) Конфликты бывают:

  • Межгрупповые

  • Межличностные

  • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)

  • Между личностью и группой

Работа по группам

Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

  • (Слайд №6).Плюсы

  • конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;

  • дает возможность увидеть скрытые отношения;

  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

  • пересмотр своих взглядов на привычное;

  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.





Минусы:

  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;

  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;

  • представление о победителях или побежденных как о врагах;

  • временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов. (Слайд №7)

Причины возникновения конфликтов:

Конфликтогены - слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) - на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) - “последняя капля”=конфликт.

(Слайд №8) Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд - гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)

Ссоры, размолвки, разногласия могут возникать, они неизбежны .Однако против них есть средство, заключающееся в познании уровня своей конфликтности.

Конкретно в педагогическом коллективе причинами конфликтов могут быть :

1.Нарушение педагогической этики.

2.Незнание возрастных особенностей учащихся.

3.Незнание индивидуально- типологических особенностей учащихся.

4.Поведенческие особенности учителя и учащихся.



А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!! (Слайд №9)[2]

  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро “остывает”.

  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.

  • Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.

  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

Чтобы иметь более точное представление о себе, проведем небольшой тест на десять минут. Психолог дает тест “Конфликтная ли вы личность?”

[link] Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива ?

  • Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?

  • С каким настроением Вы покидаете наш семинар?.

  • Есть такая притча [1]. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

    Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

    Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

    Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

    Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

    Спасибо за работу, всего хорошего!

    Используемая литература.

    1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008.

    2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

    3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.

    Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007