Возможности метода сказкотерапи при проведении коррекционной работы с семьей ребенка с ОВЗ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Ерина Татьяна Николаевна

Педагог – психолог ГБОУ Школа № 920 г. Москвы


Возможности метода сказкотерапи при проведении коррекционной работы с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ


В настоящее время в коррекционной работе психолога с семьей ребенка с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений, все больший интерес вызывают методы сказкотерапии . Сказка, игра, рисунок являются универсальным средством общения для детей и взрослых. На языке искусства происходит активное общение и динамическое взаимодействие всех участников образовательного и коррекционного процесса в атмосфере поддержки и эмоциональной заботы.

В рамках аналитической психологии К.Г. Юнг рассматривал искусство как могущественное средство гармонизации, самореализации личности посредством достижения целостности коллективного бессознательного и личного.

В силу того, что дети с ОВЗ являются особой категорией воспитанников дошкольных учреждений, в коррекционной работе с ними сказка используется не только как средство формирования художественной культуры, но и является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, оказывает на них лечебное воздействие.

В настоящее время в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, можно выделить два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арттерапевтическое. Психокоррекционная практика использования разных видов арттерапии с детьми ОВЗ представлена в работах Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, Ю.Б. Некрасовой.

В специальной психологии существует несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

  • психофизиологическое – направлено на коррекцию психосоматических нарушений;

  • психотерапевтическое – имеет связь с воздействием на волевую, мотивационную и эмоциональную сферы;

  • психологическое – выполняет катарсистическую, коммуникативную и регулятивную функции;

  • социально-падагогическое – связано с на развитием эстетических потребностей, расширением художественно-эстетического кругозора с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений в работе с детьми с ОВЗ проблемами осуществляется через психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках метода сказкотерапии.

Метод сказкотерапия успешно используется в работе практического психолога, в том числе и в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. «Интегративная сказкотерапия –– это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности». ( И.В.Вачков, 2011)

В основе сказкотерапии лежит сказка, которая является проводником между миром сознательного и бессознательного человека, посредством символов и метафор. «Используя метафорические ресурсы сказки, она позволяет развивать самосознание человека и строить особые уровни социальных взаимодействий, то есть преследует вполне гуманистические цели, притом воздействует мягко и ненасильственно, но результативно» (И.В. Вачков, 2011) Метафорический язык сказки сближает и создает единое семантическое пространство для всех участников коррекционного процесса. С помощью сказки психолог – сказкотерапевт создает особый сказочный психологический мир, особое психологическое пространство, в котором происходит совместная деятельность всех участников творческого коррекционного процесса. Полученные в результате совместной работы психолога и семьи знания, предполагают изменение способа видения мира и изменение отношения к нему и к себе и у родителей, и у детей. Происходит «совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими». ( И.В. Вачков, 2011)

Психолог с помощью сказки воздействует на отдельные структуры психики ребенка с целью исправления неправильно сформированных функций, позитивного изменения поведения, развития самосознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Использование психологом сказкотерапии в работе с детьми и их родителями помогает создать дополнительную мотивацию и снизить естественное сопротивление.

Первым и основным принципом успешного проведения арт-терапии при взаимодействии психолога с семьей, является одобрение любой творческой деятельности ребенка и взрослого, безоценочное отношение и безусловное принятие, создание атмосферы доверия и понимания. Занятия сказкотерапией в группах родителей с детьми в дошкольном учреждении рекомендовано начинать с 5-6 лет, при начале формирования символической функции мышления в ролевой игре.

Существуют две формы сказкотерапии: активная – предполагает, что человек создает собственный продукт в области сказочного творчества , и пассивная - при которой человек воспринимает уже созданные кем-то сказки и с их помощью переживает, осознает и выражает свои чувства. В современной практике сказкотерапии наиболее широко используется рисуночная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, имаготериспользуются апия, фототерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапии и т.д.

Игровые сказкотерапевтические упражнения, разыгрывание ролевых сказочных ситуаций с успехом используются в коррекционной работе с детьми и взрослыми. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то для психолога, осуществляющего коррекционную работу, крайне важно учесть это обстоятельство и с учетом целей коррекции, изменять игровую ситуацию и мотивировать действия ребенка в нужном направлении. У детей дошкольного возраста отсутствует рефлексия, это вызывает необходимость работать «здесь и теперь» с переживаниями ребенка, чтобы делать акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые появились в коррекционной работе.

Игра ребенка и родителя в сказочном пространстве с помощью психолога строится в соответствии с ее структурой: происходит принятие условной вымышленной сказочной ситуации, опираясь на игровые мотивы, игровые задачи, игровые роли. Освоив игровые действия в паре со взрослым, ребенок на заключительном этапе игры идет на изменение принятой ранее позиции обучаемого и принимает позицию ведущего.

Коррекционная сказкотерапевтическая игра предполагает четыре этапа:

1. Ориентировочно-обучающий этап. Психолог ориентирует ребенка и родителя в содержании игры, знакомит их со всеми обязательными этапами игровых действий и показывает перспективу освоения игры.

2. Этап освоения правил. Происходит самостоятельное выполнением игровых действий в паре «родитель-ребенок». В ходе выполнения могу обнаруживаться трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане и актуализироваться необходимая мотивация усвоения правил.

3. Этап совместных форм деятельности. Происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком.

4. Этап рефлексии своих достижений. Анализируется сформированность выполнения игровых действий, обсуждаются смысл, значение приобретенного в игре нового опыта, фиксируется новая психологическая позиция ребенка — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

В процессе игрового взаимообучения возникают и формируются специфические качества субъектности — рефлексия и самополагание.

Технологии работы со сказками в настоящий момент разработаны довольно хорошо.

Е. Л. Доценко предлагает использовать в коррекционной работе со сказкой следующую схему работы, состоящую из шести этапов:

1) При планировании коррекционной работы проектируется сказочное пространство, в котором находится проблемная область. Для того, чтобы обеспечить идентификацию с одним или несколькими персонажами, выбирается для них подходящий или узнаваемый тип, количество героев сказки и определяются отношения между ними. Согласно содержанию сказки предугадываются возможные проекции.

2) Сказка рассказывается психологом, наблюдаются эмоциональные реакции и чувства слушателей. Можно попросить детей и родителей сочинить свою часть сказки, чтобы точнее настроиться.

3) Дозировано и поэтапно вводятся затруднения, либо в сюжете появляются задания, которые необходимо решить, действуя в созданной проблемной ситуации. Отслеживается и подкрепляется внутренняя готовность ребенка, самостоятельно (или в паре со взрослым) решить проблему.

4) При возникновении затруднений или невозможности решить задачу, вводятся дополнительные персонажи, которые помогают найти необходимый внутренний ресурс, видоизменяются условия или вносятся изменения в сказочное пространство.

5) Сказочный сюжет разворачивается таким образом, а ресурсы вводятся так, чтобы главному герою приходилось выполнять все задания самостоятельно. Важно следить, чтобы у ребенка на самом деле возникало искомое ресурсное состояние.

6) Закрепление успеха с помощью похожих домашних заданий с тем же смыслом.

Таким образом, можно выделить отличительные особенности коррекционной сказки:

1. События, происходящие с героем (героями) в сказке, схожи с реальными ситуациями из жизни детей.

2. Ребенок через сказку имеет возможность осознать свои собственные чувства и переживания.

3. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и варианты выхода из них.

В процессе взаимодействия в коррекционной группе происходит обсуждение и обогащение жизненного опыта, нахождение путей решения внутренних проблем посредством решения сказочных задач.

Коррекционный процесс отношений в семье ребенка с нарушением ОДА должен носить очень деликатный характер. Непросто вести разговор с родителями и «оголять раны» Сделать процесс общения, обучения и коррекции более безопасным, но эффективным способом помогает сказочная метафора. «Часто один мощный художественней образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни» (В.М. Гаршин)


Приложение 1

Сказка «Заколдованные каникулы» (автор Т.Н. Ерина)


Решаемая проблема: детско - родительские отношения по типу «Гиперопека»


В одном городе жила-была маленькая девочка Маруся Барашкина. Была она совсем как обычные девочки: ходила в детский сад, что на соседней улице, носила платьица и туфельки, хвостики и косички. У неё были мама и папа, любимый кот Мурзик и золотая рыбка в аквариуме. Мама с папой учили всему, что по их мнению, должна уметь любая девочка: подмести пол в кухне, протереть стол после рисования, убрать на место все игрушки, не разбрасывать вещи, а аккуратно складывать их в шкафу на полках. А ещё они считали, что любая девочка должна уметь красиво двигаться и иметь хорошую осанку. Поэтому каждую субботу к десяти часам утрам водили её в кружок танцев. Маруся любила слушать самые настоящие сказки из самых настоящих книжек. Она очень любила сказки про принцесс: ей представлялись хрустальные замки и красивые наряды, слуги или какое-нибудь волшебство, которое все – все делает за принцессу. Принцессе ведь только остается ходить на бал, нюхать розы и с утра до вечера кушать пирожные. Маруся мечтала-мечтала и решила, что любая девочка может стать принцессой - стоит только начать себя вести, как принцессы в книжках. Она вдруг стала обижаться на маму с папой, когда они просили ее сделать обычные дела. Как можно принцессе мести и тереть, разбирать и слушаться?! Поэтому она так и норовила подольше просидеть в своей зАмковой комнате в окружении любимых куколок и потянуть время: " А вдруг мама всё же не дождётся её и сама всё сделает!" А уж как она старалась подольше поспать субботним утром в надежде на новый сказочный сон! Как она сладко зевала потягивалась, переворачиваясь с одного бока на другой... Но, ничего не помогало. Мама с папой всегда могли её уговорить и вовремя везде успеть. Как это у них удавалось - загадка! Маруся даже начала подозревать, а не волшебники ли её родители.

Но вот Марусе выпал счастливый случай! На зимние праздники детский сад закрылся, а мама с папой должны были уехать в далекую командировку на целую неделю. Родители решили отправить принцессу Марусю к её родной тёте.

Сказано - сделано! И вот уже наша принцесса осваивает новую кровать и кресло, отыскивает уютный уголок для мечтаний в тишине.

Тётушку звали немного странно- Гиреопека. Маруся решила звать её попроще, а именно: тётушка Опека. Да и быстрее это было!

Удивительное дело, тётушка тут же поверила, что Маруся - настоящая принцесса и согласилась быть ей в помощь. В самом деле, ну не принцессино это дело - пылесосить, выносить мусорное ведро, да ещё в праздничный день с утра пораньше идти на танцы! Танцевать можно и в зальной комнате под пластинки.

Так у них и пошло! Маруся спит почти до обеда, потом ещё сладко тянется. А тут уже тётушка Гиперопека несёт ей завтрак, одевает, расчесывает волосы и приносит любимую куклу Наташу. Не жизнь пошла, а настоящая сказка для принцессы!

Следует заметить, что Маруся ещё и подумать толком не успевает, чего пожелать ,а тётушка уже всё исполняет. Вот тебе и леденцы монпасье в яркой круглой коробочке, вот тебе и новые пуховые варежки с помпончиками, вот и каша с джемом, вот и ягодный ароматный кисель. А вот уже и всё убрано, можно на прогулку идти да не утруждать себя одеванием. Гиперопека всё сама сделает, только ручки-ножки подставляй.

Пришли они в парк. Вокруг - красота! Белый снег на солнышке блестит - переливается, сугробами так и манит! Ребят много, можно и с горки на пузе прокатиться, и в сугробе снежном поваляться. Какое это удовольствие! А тетушка ей говорит: « Ты, Маруся не катись, а то упадешь, стукнешься, быстро не бегай, а то воздухом холодным надышишься – простудишься…» Только хотела Маруся всех ребят за собой в королевское сражение повести, а тётя уже впереди всех бежит и командует: на спасение волшебного королевства за мной! Только хотела Маруся в снежки поиграть, а тётушка ее собой прикрывает, чтоб снежок в нее не попал. Смотрит Маруся, как весело все играют и только слёзы на глаза наворачиваются...

И так каждый день. Тётушка только приговаривает : не дело принцессам утруждаться да с детьми в играх участвовать, вдруг ушибёшься, вдруг отстанешь. Всё-всё быстро сама сделает, Марусю разоденет, как праздничную елку, что и не повернуться. Выйдет Маруся со свитой игрушек и просидит в беседке одна. А тётушка знай себе ходит да приговаривает: « Отдохни, деточка. На то они и каникулы, а я все за тебя сделаю…»

На пятый день пребывания в гостях наша принцесса совсем загрустила, уж начала и о венике с тряпкой задумываться. От нечего делать все книги на полке переложила, и пыль протёрла, все цветы на подоконнике полила да грязную посуду со стола в раковину составила. А в довершение дела все свои платья сама заранее в чемодан сложила.

Еле дождалась Маруся, когда родители её домой заберут!

Наконец-то и закончились её первые каникулы у тётушки Гиперопеки. С какой радостью вбежала принцесса Маруся в свою комнату, и давай сама вещи из чемодана доставать и на вешалки вешать. А после вкуснейших маминых щей с котлетами на обед съела, сама и пол подмела, и стол вытерла. Мама даже от удивления руками всплеснула. "Не заколдовала ли тебя тётушка ", - спрашивает.

С тех пор Маруся стала делать многое сама. А если мама или папа предложат: " Давай я сделаю за тебя", - обязательно отказывалась. И в детском саду все заметили перемены. Да и танцевать в кружке она стала плавнее, легче, грациознее. Как настоящая принцесса!!! Во всём слушалась преподавателей и старалась больше всех.

А на мамин праздник в детском садике Маруся играла роль сказочной принцессы и на голове её красовалась самая настоящая картонная корона! Это они с мамой постарались - весь вечер её сами делали и золотистой краской раскрашивали.