Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога на тему Конфликты (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МКОУ «Богородская школа №8»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»

8 класс

ЦЕЛЬ: определить понятие «конфликт», познакомить учащихся с различными стратегиями поведения в конфликте.

ЗАДАЧИ:

1) Обучающие

  • формирование понятия «конфликт», стратегии поведения в конфликте; 

  • отработка навыков работы в группе. 


2) Развивающие

  • развитие познавательного интереса; 

  • определение собственной стратегии поведения в конфликте каждым учащимся; 

  • развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы. 


2) Воспитательные

  • воспитание у учащихся стремления к выбору наиболее эффективной стратегии поведения; 

  • развитие коммуникативной культуры учащихся. 


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: плакат «Как я решаю конфликты», листы бумаги и ручки на каждого учащегося для прохождения теста, листы бумаги и карандаши для арт-терапевтического упражнения, составные пословицы (разрезанные на слова), карточки-ситуации, карточки с описанием различных способов выхода из конфликтных ситуаций, таблицы «Стратегии выхода из конфликтов» на каждого учащегося


ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Вводная часть. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в неприятные ситуации. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам нужно сложить слово из букв, которые лежат перед вами (конфликт).

Итак, сегодня на занятии нам необходимо выяснить, что такое конфликт, какие стратегии поведения в конфликте существуют, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях и можно ли конфликтов избежать.

Первое задание-разминка: вам нужно сложить пословицы о конфликтах и дружбе (складывают из слов пословицы)


Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит

Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

Кто спорит, тот ни гроша не стоит

Кто дарит, тот друзей наживает

Друга ищи, а найдешь – береги

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Друг денег дороже

Друг познается в беде

2. Основная часть. Подумайте, что такое конфликт? (Мнения учащихся). Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Упражнение “Ассоциации”.

Если конфликт – это еда, то какая? А если транспорт, то какой? Если конфликт – это одежда, то какая? Если мебель, то какая?


У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.


Анализ ситуаций.

Теперь проанализируем несколько ситуаций.

Ситуация для мальчиков:

а) В школьном буфете перед вами в очередь втиснулся другой школьник, а времени до окончания перемены осталось совсем мало – как вы поступите, если он ваш одноклассник, ученик младшего класса, а если похож на Геракла?


Ситуация для девочек:

б) До вас дошли неприятные сплетни о вас. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; одноклассница, старшеклассница?


И повседневная ситуация для всех:

в) Вам продали бракованный товар. Брак вы заметили дома. Как вы поступите?


Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.





Арт-терапия “Рисунок вдвоем”.


Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику. Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.



Возможные причины конфликтов (беседа):


Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?

Бывают ли у вас конфликты с родителями, учителями? В чём их суть?

Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?


Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликтов, но всегда ли это удаётся, мы проверим с помощью Теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?


1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.

Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.

В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.


2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.

Б. К сожалению, необходимы.

В. Ничего не дают.


3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.

Б. Меня это развлечет.

В. Попробую быть посредником.


4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.

Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.

В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.


5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.

Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).

В. Буду избегать общения с ним (ней).


6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.

Б. Я пересяду за другой столик,

В. Меня это не волнует.


Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.


1 2 3 4 5 6

А 1 3 1 1 2 2

Б 3 2 3 2 1 3

В 2 1 2 3 3 1


6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.


10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.


15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.



Стили входа в конфликт (беседа).

У каждого человека есть привычный стиль входа в конфликт.

«Вулкан» - непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.

«Глиняный горшок» - медленно разогревается, то есть человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.

«Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.

«Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.

«Реактор» - человек резко расходится, его потом трудно остановить.

Ребята размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, используя приведенные метафоры.


Стратегии выхода из конфликта.

Существует 5 путей (стратегий) выхода из конфликта.


Когда применять?

Недостатки

Соревнование

Ты отстаиваешь свои интересы до конца, иногда в ущерб другому.

Когда правда на твоей стороне, когда тебе во чтобы то ни стало надо победить

Эта стратегия может сделать тебя непопулярным.

Избегание

Ты откладываешь разрешение назревающего конфликта.

Когда хочешь выиграть время, может быть конфликт разрешится сам собой

Проблема осталась нерешенной.

Компромисс

Вы идете на взаимные уступки.

Когда другие стратегии не эффективны.

Ты получаешь только половину того, на что рассчитывал.

Приспособление

Ты игнорируешь свои собственные интересы, приспосабливаешься к другому.

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы, когда правда на твоей стороне.

Твои интересы остались без внимания, ты уступил.

Сотрудничество

Вы оба пытаетесь найти взаимоприемлемый вариант, который бы устраивал обоих.

Когда есть время и желание разрешить конфликт.

Требует много времени и сил, а успех не гарантирован.


Раздаются карточки учащимся с описанием различных способов выхода из конфликтных ситуаций, учащиеся определяют, к какому способу решения каждая карточка относится. После этого учащийся кладет карточку в соответствующий прямоугольник на плакате, объясняя при этом недостатки и преимущества каждой стратегии.

Варианты карточек с ответами:

Настаиваю на своем (соревнование)

Отбираю силой (соревнование)

Откладываю решение на другое время (избегание).

Пытаюсь все забыть (избегание).

Обсуждаем точки зрения друг друга (сотрудничество).

Пытаемся найти вариант, который бы устроил обоих (сотрудничество).

Жду, что проблема решится сама (избегание).

Уступаю все другому (приспособление).

Предлагаю другу самому принять решение (приспособление).

Уступаю ровно половину (компромисс).

Иду на компромисс (компромисс)

Прошу, чтобы в ситуации разобрались родители (избегание).


После того, как карточки разложены, учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  • Какой из пяти вариантов чаще встречается в реальной жизни?

  • Какой из пяти способов вы чаще используете в общении с друзьями, родителями, учителями?



Как оставаться спокойным.

Психолог рассказывает учащимся, что для разрешения конфликта необходимо оставаться спокойным. Учащимся раздаются листы с фразами, которые помогут оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конфликта. Учащимся, каждому раздаются листочки с фразами, они подчеркивают те фразы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.


Он делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свои желания.

Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку.

Все идет нормально.

К этому можно подойти с улыбкой.

Это останется в прошлом.


Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.


3. Заключительная часть. Рефлексия


На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Что нового и полезного вы узнали на уроке? Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?