Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок психологии в 5 классе


Тема урока: Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия?

Цель урока: создание условий для осознания чувства эмпатии, тренинга эмпатических навыков.

Задачи урока

- понять сущность чувства эмпатии

- провести диагностику эмпатии у учащихся

- выработать навыки эмпатии


План урока

Ребята! Сегодня мы будем говорить об одном из важных чувств человека, без которого невозможно нормальное общение между людьми.

Постановка проблемы: Детям зачитывается стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла».

Вопросы к ученикам:

  1. О чем данное стихотворение?

  2. Почему автор считает, что самое большое горе у козла?

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мучает меня!».

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.


Скорбела кукушка: «В конце концов

Осталась я в мире одна, без птенцов!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.


Плакала мышка: «Беда, беда!

Мышиную норку разрыла сова!».

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.


И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья – так, пустячок.

Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла.

После обсуждения дети приходят к выводу, что чувство, о котором будет говориться на уроке, это чувство сопереживания, сочувствия. Табличка со словом «Эмпатия» вывешивается на доску.

Вопрос классу: А что нужно для того, чтобы у человека уровень эмпатии стал выше? Чтобы люди общались более эффективно, чтобы они лучше понимали друг друга?

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что эмпатию нужно развивать, тренировать, воспитывать.

Можно ли измерить уровень эмпатии? Обсуждение.

Педагог сообщает учащимся, что можно провести анкетирование по измерению уровня эмпатии.


Упражнение «Мигалки».

Для этого упражнения надо организовать круг из стульев, которых ровно в два раза меньше, чем участников. Играющих должно быть четное количество.

Половина ребят рассаживается на стулья, остальные встают за их спинками. Один стул остается пустым. Это потому что, что водящий стоит в середине круга. Тот, кто стоит за пустым стулом, должен переманить к себе кого – то из сидящих без слов, только мимикой и жестами. Задача водящего – уловить момент переманивания и занять освободившийся стул.

После 7-8 минут игры сидящие и стоящие меняются местами.

Побывав во всех трех ролях – водящего, переманивающего и переманиваемого, - ребята формулируют свои представления о том, зачем нужно уметь понимание состояния другого человека и какие трудности им удалось заметить во время игры. И почему в игре мы не использовали слова? Задача психолога – организовать обсуждение.

Упражнение «Лицом к лицу».

Это еще одно упражнение для тренировки навыка «чувствования» другого человека.

В парах ребята садятся спиной друг к другу. По сигналу педагога необходимо повернуть голову таким образом, чтобы увидеть лицо, а не затылок партнера. После трех попыток пары переформировываются.

Обсуждение. Ребята оценивают трудность выполнения упражнения. Почему возникают трудности? Как повысить навык понимания состояния другого человека?

Упражнение «Фотографии».

Учащимся демонстрируются фотографии из «Атласа по психологии М. Гамезо и А. Домашенко и предлагается рассказать о том, как этот человек провел прошлую неделю и как он чувствует себя сейчас.

Обсуждение.

Упражнение «Пойми меня»

Назначаются два добровольца – девочка и мальчик. Они разводятся в разные комнаты и им объясняются их роли. Мальчику говорят о том, что он хочет девочке помочь донести до дома тяжелую сумку. Девочке говорится о том, что мальчик хочет у нее отобрать сумку. Упражнение выполняется без слов. Участники запускаются в комнату, где класс уже знает оба задания.

Обсуждение. Почему эти учащиеся не поняли друг друга? Какие качества нужны для эффективного общения?


Диагностика уровня эмпатии:

Инструкция: Необходимо оценить каждое утверждение по пятибалльной шкале следующим образом:

  1. Никогда

  2. Иногда

  3. Часто

  4. Почти всегда

  5. Всегда

  1. Взрослых детей раздражает забота родителей

  2. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больных людей надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

  3. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

  4. Когда я в детстве слушал грустную историю, на глаза сами собой наворачивались слезы.

  5. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение

  6. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

  7. Я всегда все прощаю родителям, даже если они неправы.

  8. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, что это происходит как будто со мной.

  9. Родители относятся к своим детям справедливо.

  10. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

  11. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей

  12. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

  13. Иногда, глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь

  14. Младшие по возрасту дети ходят за мной по пятам.

  15. При виде покалеченного животного я стараюсь хоть чем –то помочь ему

  16. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы

  17. Младшим нравится, когда я предлагаю им занятие или игру.

  18. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

  19. При обработке результатов тестирования подсчитывается сумма баллов по всем вопросам. Интервал 37-62 балла ограничивает зону средних значений.

Обсуждение. В чем проявляется эмпатия? Составляется список «эмпатийных» проявлений. Совпали ли мои предположения о уровне своей эмпатии с результатами тестирования? Почему не совпали (совпали)? Как можно и нужно развивать эмпатию? Зачем она нужна нам?

Домашнее задание: Сфотографировать членов своей семьи в разных условиях: когда они вспоминают радостное событие, неприятное событие, когда у них плохое настроение, хорошее настроение, рассержены и т.д. Затем в классе организовать обсуждение по ним.



Литература:

  1. Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

  2. Р.В. Кадыров, Л.В. Береговская, Е.Ф. Боленкова. «Социально – писхологический тренинг». Под редакцией Кадырова Р.В.Ульяновск «Зебра»,2015