Урок толерантности или учимся сочувствовать

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ Тёпловская школа

[pic]



План-конспект мероприятия

Тема:

«Урок толерантности или учимся сочувствовать»

в 4 классе





Педагог-психолог

Симашова О.В.









2016г

Цель: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие;

Задачи:

-формирование понятия «толерантность»;

-развитие чувства сопереживания и сочувствия у школьников;

-способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Форма работы: беседа-размышление.

Методы и приёмы работы: беседа, упражнения, игра, работа в группах, самостоятельная работа.

План занятия:

1.Вступительное слово;

2.беседа «Что такое толерантность»;

3.упражнения на развитие толерантности-

-аплодисменты,

-нарисуй себя,

-«река ласки и доброты»,

-работа по карточкам,

-«кто похвалит себя лучше всех, или памятка на черный день»

4. подведение итогов: творческая работа «Дерево толерантности».

Ожидаемый результат: данный урок толерантности для участников станет ориентиром поведения в обществе, отношений со сверстниками, родителями.

1. Вступительное слово

Игра “Приветствие”

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Китай;

-легкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам ( Япония)

-Легкий поклон , ладони сложены перед лбом (Индия)

- потереться носами – Новая Зеландия;

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

-поцелуй в обе щеки ,ладони лежат на предплечиях партнера (Испания);

-простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- показать язык – Тибет;

- крепко обняться – Россия;

- помахать рукой нашим гостям.

Психолог : Ребята, для чего люди приветствуют друг друга? (они проявляют уважение друг к другу)

(Дети рассаживаются в группы.)

Психолог:

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Психолог. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

2. Беседа «Что такое толерантность?»

Психолог. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

- Кто из мальчиков прав? (Никто.)

- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, у сейчас из представленных слов мы будем составлять цветок толерантности и интолерантности.

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

3. Упражнения на развитие толерантности

Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

1. «Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

кататься на роликах;

кататься на коньках

вышивать;

сочинять стихи;

играть в футбол;

танцевать;

плавать

(Остальные учащиеся аплодируют.)

2. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

-Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

-Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

3.Упражнение “Река Ласки и Доброты”

Все участники образуют два берега реки – две шеренги, встают лицом друг к другу. Один из участников проходит (проплывает) по реке с закрытыми глазами, а берега дарят ему хорошие и добрые прикосновения. (Каждый из участников должен проплыть по реке)

4. Работа по карточкам.

Учащимся нужно дописать предложения, написанные на карточках:

1Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …».

2.Если я увижу престарелого человека, то я …».

3.«Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …».

4.«Если бы я был волшебником, то …»

5.«Если мы не будем толерантны друг к другу, то …».

5. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

4. Подведение итогов.

Творческая работа «Дерево толерантности».

- А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

Учащиеся приклеивают листочки к дереву. Затем вместе читаем, что написано на листочках нашего дерева. Это дерево помещаем на стенд в классной комнате.