Занятие с элементами тренинга Планета толерантности 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленонивский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым





[pic]









Разработала:

Горшкова Э.С.

Педагог-психолог

МБОУ Зеленонивский УВК















Зеленая Нива 2016г.

Цель: учить учеников проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.


Ожидаемые результаты:

- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;

- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения мира;

- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: беседа – занятие с элементами тренинга.

Ход занятия

  1. Упражнение «Фигура»

Условие: все указания выполняются сразу, без дополнительных объяснений. Ученикам предлагается придерживаться одинаковых инструкций, работая с одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, срезать верхний правый угол, составить фигуру пополам, закруглить ножницами острый угол, составить фигуру пополам, отрезать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же выполняли одинаковые действия?

  1. Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо все мы разные. Каждое произнесенное слово по-разному воспринимается и пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые, общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же различаются люди - внешностью (раса, кожа, пол, возраст, фигура и т.д.) и внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура, образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более или менее присущи каждому человеку. Различия, которые существуют между людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество общества зависит от того, как уживаются друг с другом люди, которые его составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и поддерживают друг друга ради общей цели

- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.

2 Мини- лекция: «Толерантность - что это?»

Психолог: Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?

В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.

Отсутствие самоконтроля, понимания другого, презрение, подозрительность, недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и напряженность, лишают пространство межличностных отношений чувство защищенности и безопасности.

Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав, но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.

Психолог: Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности (объединяются в группы)

- Достоинство человека заключается в том, чтобы любить тех, кто его обижает. (Марк Аврелий)

- Нам нужны реформы, а не революции. Нам нужно толерантное общество. (А.Сахаров)

Психолог: Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей.

   Давайте ребята послушаем внимательно  отрывок, а потом ответим на вопросы:

            «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

-  У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 Вывод.Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности толерантный и интолерантный

4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

  Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом - описывает  черты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантной  личности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

 

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

 

Цинизм

 

Немотивированная агрессивность

Заключительная часть

Психолог: Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:

- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;

- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;

- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того, совпадают ли они с нашими;

- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

Учитель. У нас есть цветок «толерантности», но он без лепестков. Соберите лепестки толерантности -

черты и синонимы толерантности (мудрость, чуткость, доброжелательность, ответственность, терпимость, взаимоуважение, объективность, неравнодушие...). (Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)

Психолог: Благодарю за сотрудничество. Желаю вам взаимопонимания и взаимоуважения, мира и согласия.