Конспект тренинга Командообразование (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тренинг «Командообразование»

Подготовила Алексеева И.И.

педагог-психолог

МБОУ СОШ №1с. Петрокаменское

Класс: 5

Тема занятия: «Мы команда».

Цель занятия: Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, доверия друг к другу, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.

Задачи:

1) создать условия для усвоения учащимися важности работать в команде;

2) повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

3) научить участников конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.


4) формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;


5) формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);


6) формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.



Оборудование: теннисный мяч, веревка, аудиторская доска, ватман, разноцветные маркеры, магниты

Форма проведения: тренинг.

Время проведения: 1 час

При переходе из младшего звена в старшее, многие обучающие испытывают трудности в адаптации. Для снятия напряжения, для развития толерантности и для сплочения коллектива был разработан этот тренинг. Подобное занятие необходимо провести в начале учебного года, чтобы напомнить детям о том, что они составляют коллектив, вызвать у них положительные коллективные чувства, связанные с сотрудничеством и коммуникацией в группе.

Приём «Приветствие + Комплимент»

Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться приветствием и комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.

ИЛИ:

Участники игры сидят по кругу. У одного из них мяч. Он говорит комплимент одному из участников игры и бросает ему мяч и т. д. Эту игру можно проводить (говоря комплимент рядом сидящему) и передавая мяч по кругу.





Правила работы в группе.


Ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.


Список правил:


1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.



Ребята, мы с вами – одна большая семья, еще можно сказать, что мы – команда. А что важно в команде? (ребята дают ответы) Что нужно делать, для того чтобы была команда? А вы считайте себя командой? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игры, чтобы мы с вами еще больше сплотились и подружились. И мы гордо могли сказать: «Мы команда».

На доске написано слово КОМАНДА, ребята должны придумать к каждому слову прилагательное, которое характеризует их класс.

Приём «Маленькие зелененькие человечки»

Инструкция: Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых,   а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его   можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их  поведение

Приём «Атомы» (для образования мини-группы, мини-команды)

Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра “на вылет”. Ведущий постоянно говорит цифры, а дети становятся в группы (точнее, хватаются друг за друга). Например, ведущий сказал 5, и дети сбегаются по 5 человек; кто не успел собраться по 5 человек, тот выходит из игры.
Ведущий предлагает всем участникам представить себя атомами, задача которых, перемещаясь по комнате, собраться в различные молекулы, соблюдая разные условия, например, собраться в молекулу из 5 атомов и т.д.

Разбивка на группы может также осуществляться по знаку зодиака, по месту жительства, по увлечению и т.д. Интересен вариант, когда разбивка происходит следующим образом: всем участникам в случайном порядке раздаются заранее заготовленные треугольники, квадратики, кружочки (разнообразие форм зависит от количества групп, которые вы хотите создать). И у вас готовы мини-группы: те, кто получили квадратики – одна группа, треугольники – другая и т.д. Возможен другой вариант – разрежьте 5 открыток на столько частей, сколько участников предполагается в каждой из 5 групп и раздайте их ребятам – у вас готовы пять мини-групп.

Игра «Поменяются местами те, у кого…»

Все участники сидят на стульях, один ведущий. Ведущий называет какой-нибудь признак (например, у кого есть красный цвет в одежде, кто в кроссовках, у кого сережки, кто в носках и т.д). Задача сидящих встать с места и поменяться местами с теми, у кого такой же признак. В это время ведущий должен занять свободное место. Ведущим становится тот, кто не успел сесть.

Упражнение «Веревочка»

Дети берутся двумя руками за веревочку, концы которой связаны между собой. Задача ребят, не отрываясь руками от веревочки выполнить следующие задания: сделать квадрат, треугольник, звезду, ромб, елочку и т.д. Главное правило – во время выполнения задания запрещается разговаривать.

«Рисунок на спине»


Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.



Упражнение «Нравится/не нравится»

Инструкция: Сначала мальчики высказываются о девочках, называют «+» и «- », а затем девочки. Главное, чтобы это не переросло в дискуссию. По ходу высказывания ребят, напоминайте о правила принятых вначале занятия.

После это ребятам предлагается разбиться на команду мальчиков и команду девочек. На доске 2 ватмана. Мальчики рисуют одну девочку, а девочки – мальчика, по очереди добавляя какой-нибудь элемент. Данный рисунок должен содержать тот внешний вид, те качества, которые бы ребята хотели видеть друг в друге. После того, как ребята закончат рисовать, необходимо описать нарисованное. По окончании тренинга ребята забирают с собой в класс рисунки.


Завершающий этап. Рефлексия

Ребята по очереди высказывают свое мнение о проведенном занятии. Что понравилось или не понравилось. Могут ли они почувствовать сейчас себя командой.

После проведения данного тренинга ребятам предлагается цикл занятий по выявлению лидерства и развития эмпатии и креативности.