Конспект урока литературы по теме М.А.Шолохов. Сведения из биографии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта занятия №

по дисциплине «Литература»

Тема занятия: М.А. Шолохов. Сведения из биографии.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Цель занятия: 1) изучить жизненный и творческий путь М.А,Шолохова: познакомить с фактами биографии, творчества, литературным наследием; основными темами, образами и мотивами творчества;

2) развивать речь, критическое мышление, навыки конспектирования, умение аргументировано излагать собственную точку зрения,

3)воспитывать интерес творчеству М.Шолохова

Результат занятия: после проведения занятия студенты должны освоить следующие общие компетенции

знать: основные факты жизни и творчества писателя, особенности творчества

уметь: соотносить художественную литературу с историей, общественной жизнью и культурой, аргументированно высказывать свою точку зрения

Межпредметные связи: история

Оборудование (ТСО): Л.1, видеопроектор, компьютер, презентация


1. Организационный момент:

- отметка отсутствующих,

- проверка готовности группы и кабинета к уроку.

2. Мотивационный момент:

- сообщение темы урока

- мотивация к изучению темы

- вовлечение в постановку целей занятия :

  • - изучить биографию писателя

  • - определить особенности творчества


3. Изучение нового материала

1) Вступительное слово преподавателя.

- Имя Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с историей русской литературы, поскольку его книги — живое свидетельство её идейно-художественной зрелости, торжества эстетических принципов искусства реализма. Произведения писателя объединены глубоким внутренним смыслом. Это, собственно, одна книга о судьбах нашего народа на разных этапах его революционного пути; книга, отразившая в художественных образах большие исторические события, узловые моменты нашей эпохи. Историзм, масштабность изображения современной жизни — существенная особенность творчества М.А.Шолохова. Писатель, по словам Алексея толстого, «быть может, начинает новую народную прозу», скрепляя своим талантом литературу со «старшими богатырями», с реалистическими традициями русской классики. Произведения М.А.. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман «Тихий Дон» по силе художественного обобщения становится в один ряд с «Войной и миром».

Лекция преподавателя. Конспектирование основных тезисов лекции.

Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова

1905 г., 11 мая. На хуторе Кружилине станицы Вешенской родился М. А. Шолохов. Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865–1925), мать — Анастасия Даниловна (1871–1942).

Комментированное чтение статьи учебника на с.584-585

Проблемный вопрос:

- Каким было отношение Шолохова к казачеству?

1912 г. Принят в мужское приходское училище по 2-му классу обучения.

1915 г. Поступает в подготовительный класс московской гимназии имени Г. Шелапутина

1918 г., осень. Начало учёбы в Вешенской смешанной гимназии.

1919 г., 2-я половина. Семья перебирается в станицу Каргинскую. Вынужден скрываться от мобилизации в Донскую армию.

1923 г., зима. Первые попытки творчества. Уезжает в Москву,сближается с молодыми литераторами, вступает в литературную группу журнала «молодая гвардия».

1924 г.Женится на дочери бывшего станичного атамана Марии Петровне Громославской (1902–1992).


В Москве опубликованы первые рассказы «Продкомиссар» и «Родинка».

Комментированное чтение статьи учебника на с.585

Проблемный вопрос:

- Какова основная тема в творчестве М.А.Шолохова?


1925 г.В Москве выходят в свет «Донские рассказы», принёсшие автору литературную известность. Смерть отца.

1926 г.Выходит сборник «Лазоревая степь». Осенью с семьей перебирается в Вешенскую, где был написан почти весь «Тихий Дон».

1927 г.В журнале «Октябрь» опубликована первая книга романа «Тихий Дон».

1928 г.Выходит вторая книга романа «Тихий Дон»

1929–1932 гг. Публикация третьей книги «Тихий Дон».

1930 г. Первая постановка художественного фильма по роману «тихий Дон», однако фильм не выходит на широкий экран.

1931–1940 гг. работа над четвёртой книгой романа «тихий Дон» и романом «Поднятая целина».

1933 г.Выход в свет первой книги «Поднятой целины».

1940 г.Публикация заключительных глав романа-эпопеи «Тихий Дон».

1941 г., июль. В качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда»

направлен в действующую армию в воинском звании полкового комиссара. Полученную Сталинскую премию 1-й степени передаёт в фонд обороны.

1942 г., январь. Серьёзно контужен на аэродроме в Куйбышеве, что сказывается на всей жизни писателя.

1942 г., весна. рассказ «Наука ненависти», первые наброски романа о войне «Они сражались за родину». От разорвавшейся во дворе вешенского дома авиабомбы погибает мать Михаила Александровича. Во время эвакуации пропадают библиотека и архив писателя, в том числе рукопись «Тихого Дона».

1943–1944 гг. В газетах «Правда» и «Красная Звезда» печатаются главы романа «Они сражались за Родину».

1956–1957 гг. В газете «Правда» опубликован рассказ «Судьба человека».

1959–1960 гг. Выход в свет второй книги романа «Поднятая целина».

1960 г. Присуждение ленинской премии за роман «Поднятая целина».

1965 г. Присуждение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».

Презентация «Нобелевские лауреаты в русской литературе».

Проблемный вопрос:

- Что, на ваш взгляд, становится «пропуском» кандидатуры на премию?

1967 г. Присвоение звания Героя Социалистического труда.

1969 г. В газете «Правда» печатаются новые главы романа «Они сражались за родину».

1984 г., 21 февраля. Кончина Михаила Александровича Шолохова.

4. Закрепление новой темы

Обобщающая беседа по материалу урока.

1. Беседа

Какие эпизоды из жизни писателя показались вам наиболее интересными? Почему?

Как складывались отношения писателя с властью?

Как соотносятся художественное творчество м. а. Шолохова

и его общественная деятельность, участие в советских организациях?

Каковы основные приметы художественного мира М. А. Шолохова?

Каким предстаёт в произведениях писателя мир донского казачества?

5. Подведение итогов занятия (рефлексивная часть учебного занятия)

1. Отношение к изученному материалу

2. Оценка своего участия в уроке

6. Задание на дом

  1. Л-1 С.584 – 595