Рабочая программа по литературе 11 класс 2016-2017

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.


Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы.

1

Урок-лекция

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы.

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект

Конспект

лекции



2

Обзор русской литературы первой половины ХХ века.

1

Урок-лекция

Основные темы и проблемы литературы. Многообразие литературных течений и направлений.

Знать: общественно-политическую обстановку эпохи.

Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.


Конспект,

беседа

Конспект лекции



3

И.А.Бунин.

Очерк жизни и творчества. Стихотворения.

Основные мотивы.



1

Урок-презента-ция

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм, изысканность.

Стихотворения:«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Опрос, аналитическая беседа,

анализ

лиричес-кого

текста

Рассказ о творчестве. стих. наизусть



4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

Урок изучения нового материала

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.



Выразит. чтение стих. наизусть,

письмен-ная работа

Письм. ответ на вопрос



5




Рассказы И.А.Бунина о любви.

"Тёмные аллеи"

1

Урок изучения нового материала

«Чистый понедельник», «Тёмные аллеи». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.


Анализ текста (письмен-ная работа)

Письм. ответ на вопрос



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

6

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.


1

Урок изучения нового материала

Жизнь и творчество писателя в сопоставлении с творчеством Бунина.


Знать: творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, работать с литературными источниками.


Конспект

Рассказ о творчестве, прочитать "Олеся"



7

Воплощение нравственного идеала в повести Куприна «Олеся»

1

Урок изучения нового материала

Идея и художественные особенности повести Куприна «Олеся»

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.


Связный ответ на вопрос,

аналитическая беседа

Письм. ответ на вопрос, прочит.

"Гранато-вый браслет"



8

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

1

Урок изучения нового материала

Своеобразие сюжета повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Талант любви.

Знать: сюжет произведения, трагизм решения любовной темы в повести; символический смысл художественных деталей.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.


Связный ответ на вопрос,

аналитическая беседа

Подготов. к сочинению



9

Сочинение № 1

по творчеству И.Бунина и А. Куприна.

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении творчества писателей.

Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.



Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем.



10

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век.

12

1

Урок -

Презента-ция

Серебряный век. Литературные течения поэзии русского модернизма. Поэты вне литературных течений.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах серебряного века; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.

Уметь: самостоятельно искать информацию в справочной литературе.

Презента-ция,

беседа

реферат о поэте Серебряного века



11

Символизм. Истоки русского символизма.



1

Урок изучения нового материала.


Истоки русского символизма. "Старшие символисты"

(В.Брюсов, К. Бальмонт,

Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты"

(А. Белый, А. А. Блок).

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы;

Работа в группах,

анализ стихотворения

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих.



12

Поэзия В.Я.Брюсова.

1

Комбинированный урок

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение.

Анализ стихотворения, устное высказыва-ние по теме

Пересказ статьи учебн,

письм. ответ на вопрос.



13

«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта и Андрея Белого.

1

Комбинированный урок

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы

Анализ стихотворе-ния (письменная работа)

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих.



14

Акмеизм как литературное направление. Ранняя лирика А. Ахматовой.

1

Урок изучения нового материала

Акмеизм, основные черты его поэтики. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; утверждение акмеистами красоты земной жизни.

Знать: основные черты поэтики; истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Конспект

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих.



15










Жизнь и творчество Николая Гумилева.


"Последний из конквистадоров"

1

Урок -

презента-ция

Жизнь и творчество

Н. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Знать: о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Анализ стихотворе-ний, устное высказыва-ние по теме

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих.



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

16

Футуризм как литературное направление.

1

Урок изучения нового материала

Футуризм. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике футуристов.

Знать: понятие «футуризм»; творчество поэтов-футуристов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект

Конспект лекции



17

«Эгофутуризм» Игоря Северянина.

1

Комбинированный урок

Творчество Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Знать: истоки и значение творчества Северянина.

Уметь: конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Анализ стихотворения, устное высказыва-ние по теме, беседа

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих.



18

Обобщающий урок по творчеству поэтов «Серебряного века»

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Этапы жизни и творчества поэтов "Серебряного века", содержание , проблематику и поэтику изученных произведений

Знать: основные темы, проблемы изученных произведений.

Уметь: сравнивать, анализировать произведения.

Контроль-ный тест

Готовиться к сочинению



19

Сочинение № 2 по творчеству поэтов «Серебряного века»

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении творчества писателей.

Знать: содержание произведений поэтов Серебряного века

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем.



20

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм.

7

1

Урок -

презента-ция

Жизнь и творчество Горького. Ранние романтические рассказы.


Знать: биографию и творчество Горького; особенности романтизма.

Уметь: анализировать художественный текст.

Конспект, беседа

реферат



21

Романтические рассказы М.Горького.

«Старуха Изергиль».

1

Урок изучения нового материала

Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

Знать: романтизм ранних рассказов Горького; проблемы героя в прозе писателя, тему поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; Уметь: анализировать художествен. текст.

Пересказ эпизодов,

анализ текста

Письм. ответ на вопрос



22

Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне».

1

Урок изучения нового материала

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.


Знать: новаторство Горького; составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ текста, беседа, устное высказыва-ние по теме

Характеристика образа Луки



23

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

1

Комбинированный урок

Анализ текста. Характеристика литературного героя.

Знать: характеристику Луки и его жизненной позиции.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Характеристика героя,

аналитическая беседа, работа с текстом

Образы Сатина, Бубнова и Луки в сравнении



24

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

1

Урок-диспут

Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

Знать: позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Владение монологической и диалогической речью.

Готов. к обобщаю-щему уроку



25

Обобщающий урок по творчеству А.М.Горького.

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Обобщение и систематизация знаний. промежуточный контроль

Знать: творчество А.М.Горького.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Обобщаю-щая беседа,

контроль-ный тест

Готовиться к сочинению



26

Сочинение № 3 по творчеству М. Горького.

1

Урок развития речи

Урок развития речи

Знать: творчество А.М.Горького.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем



27

А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.


1

Урок -

презента-ция

Жизнь и творчество Блока. Особенность поэтики. «Стихи о прекрасной даме»

Знать: факты личной биографии, особенности поэтики первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме», музыкальность его стихотворений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект

Стих. наизусть, рассказ об авторе стих



28






Тема Родины в творчестве А. Блока.

1

Урок изучения нового материала

Анализ стихотворений А.Блока «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Скифы».

Знать: тему Родины, исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.

Уметь: анализировать текст.

Анализ стихотворения

Стих. наизусть. анализ стих.



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

29

Поэма А.Блока «Двенадцать».

1

Урок изучения нового материала

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции, своеобразие композиции, образ Христа и многозначности финала поэмы.

Знать: полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности,

Устный ответ,

выразит. чтение и анализ текста

Письмен-ный ответ на вопрос



30

Обобщающий урок по творчеству А. Блока.Тест.

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Обобщение и систематизация знаний. промежуточный контроль по теме.

Знать: творчество поэта, особенности творчества.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Обобщаю-щая беседа,

контроль-ный тест .

Индивид. задания опережаю-щего характера



31

С.Есенин как национальный поэт.

"Хочу я быть певцом и гражданином"

5

1

Урок -

презента-ция

Жизнь и творчество Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

Знать: обзор жизни и творчества С.Есенина; особенности творческого метода поэта;

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Устный ответ,

конспект,

Материал презента-ции, стих. наизусть



32

33

Основные темы лирики С.Есенина.

2

Урок изучения нового материала

Стихотворения «Мы теперь уходим понемногу, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Знать: традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, основные темы лирики.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Анализ стихотворений, беседа, мини-сочинение

Письмен-ный анализ одного из стихотворений



34

Любовная лирика С.Есенина.

1

Урок изучения нового материала

Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», « «Письмо к женщине».

Знать: особенности любовной лирики поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Анализ стихотворений, письмен-ная работа

Прочитать поэму "Анна Снегина"



35

Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

1

Урок изучения нового материала

«Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений литературы.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Работа с текстом, аналитическая беседа,

тест по творчеству Есенина

Письм. ответить на вопрос



36

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.


4

1

Урок -

презента-ция

Жизнь и творчество.

Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.


Устный ответ,

конспект

Реферат о творчестве поэта



37

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.


1

Урок изучения нового материала

Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.


Анализ стихотворений

Прочитать одну из поэм



38

Поэмы Маяковского «Облако в штанах», "Клоп"

1

Урок изучения нового материала

Логика развития идеи произведения «Облако в штанах»

Знать: логику развития идеи произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Устный ответ,

выразит. чтение и анализ текста

Подгото-виться к сочинению



39

Сочинение № 4. Блок, Есенин, Маяковский.

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении творчества писателей.

Знать: творчество Есенина, Блока, Маяковского.

Уметь: писать сочинение.

Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем



40

Роман А. Фадеева «Разгром».

1

Урок изучения нового материала

«Разгром». Особенности жанра и композиции. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Народ и интеллигенция в романе.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать произведение, составлять сравнительную характеристику героев.

Характеристика героя,

аналитическая беседа, работа с текстом

Письмен-ная хар-ка одного из героев



41

Антиутопия. Роман Е.Замятина «Мы»

1

Урок изучения нового материала

Развитие жанра антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст, давать характеристики героев.

Анализ текста, беседа

Письмен-ный отзыв на роман



42

А.Платонов. Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован»

1

Урок-презента-ция

Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст.

Конспект, беседа

Реферат о творчестве писателя



43

Обобщение по творчеству Фадеева, Замятина, Платонова.

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Обобщение и систематизация знаний. промежуточный контроль по теме.

Знать: содержание произведений.

Уметь: анализировать художественные тексты.

Беседа,

тест по теме

Индивид. задания опережаю-щего хар-ра



44

45

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

6

2

Уроки изучения нового материала

Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.

История создания романа «Мастер и Маргарита»


Знать: биографию писателя, сложную судьбу его произведений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать произведение

Реферат

по жизни и творчеству Булгакова

Рассказ о писателе. ответить на вопросы



46

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.

1

Урок-презента-ция

Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.

Знать: значение романа, его судьбу; особенности жанра и композиции.

Уметь: анализировать художественный текст.

Устный ответ, беседа, анализ текста

Подгото-вить пере-сказ эпизо-дов,

ответить на вопросы



47

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1

Урок изучения нового материала

Замысел писателя; перекличка линий романа.


Знать: замысел писателя; перекличку линий романа.

Уметь: анализировать художественный текст.

Анализ текста

Характеристика главных героев



48

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

1

Урок изучения нового материала

Нравственные уроки романа, главные ценности. Любовь и творчество в романе.

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Хар-ка героев Мастера и Маргариты,

беседа

Мини-сочинение



49

Обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Обобщение и систематизация знаний. промежуточный контроль по теме

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать эпизод романа.

Обобщаю-щая беседа, тест

Подгото-виться к сочинению



50

Сочинение № 5 по творчеству М.А.Булгакова.

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении творчества писателя.

Знать: роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

Уметь: письменно выражать мысли

Сочинение

Индивид.

задания



51

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

3

1

Урок-презента-ция

Биография писателя. Причины, побудившие написать роман

о Петре Первом.

Знать: биографию писателя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект

Реферат о творчестве писателя



52

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого

«Петр I».

1

Урок изучения нового материала

Реальное время и пространство России первой четверти 18 века. Главная проблема романа – изображении творческого труда народа. Патриотический пафос.

Знать: содержание романа

Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением, выявлять и анализировать проблемы.

Устные выступленияанализ текста

Письм. характеристика образа Петра



53

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

1

Урок-дискуссия

Петр I как государственный деятель, вызванный к жизни исторической необходимостью. Противоречивость личности Петра.

Метод писателя.

Знать: идейно-художественную задачу Толстого.

Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением.

Владение монологи-ческой и диалоги-ческой речью.

Письмен-ный отзыв на произ-ведение



54

А. Ахматова «Голос своего поколения»

Тема любви в творчестве А.Ахматовой

4

1

Урок изучения нового материала

Жизнь и творчество Анны Ахматовой.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».

Знать: биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви и искусства.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.


Выразит. чтение стих.

анализ лирическогопроизведе-ния, беседа

Стих. о любви наизусть



55






Тема Родины в лирике Ахматовой

1

Урок изучения нового материала

Стихотворения А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

Знать: поэзию Ахматовой, неразрывно связанную с Россией, русской культурой.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.


Выразит. чтение стих.

анализ лирическогопроизведе-ния, беседа

Стих. о родине наизусть



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

56

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

1

Урок изучения нового материала

Гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой. Истории создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, библейские мотивы и образы в поэме.

Знать: историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Анализ текста поэмы, беседа, письм. ответ на вопрос

Подобрать стих. для анализа



57

Развитие речи. Анализ стихотворения Ахматовой

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении лирических произведений

Знать: творчество А.Ахматовой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ стихотворения Письменная работа

Индивид.

Опережающие задания



58

Поэтический мир М. Цветаевой.

4

1

Урок изучения нового материала

Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

Знать: основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.


Выразит. чтение стих.

анализ лирическогопроизведе-ния, беседа

Стих. наизусть



59

Развитие речи. сравнительный анализ стихотворений М.Цветаевой и А. Ахматовой.

1

Урок развития речи

Своеобразие лирики М.Цветаевой и А.Ахматовой, изобразительно-выразительные средства

Знать: особенности поэтического текста Цветаевой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Сравнительный анализ стихотворений, письменная работа

Индивид.

опережаю-щие задания



60




Сочинение № 6 по творчеству Ахматовой и Цветаевой.

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении творчества поэтов

Знать: творчество Ахматовой и Цветаевой.

Уметь: письменно выражать мысли

Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем



61

Особенности художественного мироощущения М.М.Пришвина

1

Урок-лекция

Биография М.Пришвина, основные темы творчества, обзор произведений


Знать: основные темы творчества, особенности стиля писателя

Уметь: конспектировать лекцию

Письм. работа, работа с учебником

Реферат по творчеству М.Пришвина



62

Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого

1

Урок-лекция

Биография Н. Заболоцкого, обзор его поэзии, основные темы творчества.

Знать: биографию поэта, основные темы творчества.

Уметь: анализировать стихотворения.


Анализ стихотворений

Задание по выбору



63

64

М.А.Шолохов. Жизнь, личность, творчество.

"Донские рассказы"

8

2

Уроки изучения нового материала

Представление о личности Шолохова и значение его произведений, первое произведение

Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства, содержание рассказов

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать рассказ

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характеристика героев


Рассказ о писателе, сообщение о прочитан-ном расска-зе



65

66

Замысел и история создания романа "Тихий Дон". Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».

2

Уроки изучения нового материала

Закономерности эпохи, картины жизни донских казаков в романе. Изображение Шолоховым жизни казачьих семей.

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос,

словарная работа,

анализ текста

Характеристика героев



67

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

Урок изучения нового материала

Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влиянии на человека.

Знать: содержание произведения, исторические факты гражданской войны.

Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений.

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характеристика героев

Охарактеризовать граж-данскую войну в произведе-нии




68







«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.


1

Урок-презента-ция

Правда о гражданской войне как трагедии народа, просмотр отрывка из кинофильма, анализ эпизода.

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос, просмотр отрывка и анализ эпизода

Письм. характеристика образа Григория Мелехова



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

69

Судьба Григория Мелехова.

1

Урок-дискуссия

Трагичная судьба Мелехова. Характеристика литературного героя.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характеристика героя

Подготовиться к семинару



70

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении эпического произведения

Знать: содержание и особенности романа.

Уметь: аналитически работать по тексту (в группах).

Владение монологи-ческой и диалоги-ческой речью.

Учебник стр.202-229 сост. конспект



71

72

"Поэзия подвига"

Поэзия о Великой Отечественной войне (обзор)

2

Урок-презента-ция

Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор поэтических произведений

Знать: авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны.

Уметь: анализировать стихотворения

Конспект, беседа, устный ответ на вопрос

Рассказ об одном из поэтов, стих. наизусть



73

Тема Великой Отечественной войны в прозе(обзор)

1

Урок-презента-ция

Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор прозаических произведений.

Знать: авторов и основную тематику прозаических произведений

Уметь: анализировать произведение.

Анализ текста

Подготовка к внеклас-сному чте-нию о ВОв



74

Внеклассное чтение по прозе о Великой Отечественной войне."Лицо войны"

1

Урок внеклас-сного чтения

Обзор литературных произведений.

Знать: авторов и содержание произведений

Уметь: анализировать эпическое произведение

Беседа, анализ текста

Письм. ответить на вопрос



75

Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Поиск нравствен-ного идеала.

1

Урок-лекция

Общая характеристика литературного процесса второй половины ХХ века, понятие о "деревенской", "городской", "лагерной "прозе.

Знать: авторов и произведения второй половины ХХ века

Уметь: конспектировать лекцию и выступать с устным сообщением

Конспект лекции,

беседа

Индивид. опережаю-щие задания



76

А.Т.Твардовский. Творчество и судьба.

Поэма "По праву памяти"

2

1

Урок-презента-ция

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Знать: биографию поэта, основные темы творчества.

Уметь: анализировать произведения.

Конспект,

беседа

Рассказ о поэте, стих. наизусть



77




Народный характер поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

1

Урок изучения нового материала

Поэма Твардовского «Василий Тёркин»

Знать: содержание поэмы, жанровые особенности и художественное своеобразие.

Уметь: анализировать произведение.

Анализ текста,

беседа

письменная работа

Письм. ответить на вопрос



78

"Лагерная проза" Варлам Шаламов.

"Колымские рассказы"

1

Урок-лекция

Биография писателя, история создания рассказов, основная тематика.

Знать: биографию писателя, тематику произведений

Уметь: конспектировать лекцию

Конспект лекции, беседа

Индивид. опережаю-щие задания



79

Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.

3

1

Урок-презента-ция

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Знать: биографию поэта, разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Конспект, анализ стихотворений

Рассказ о поэте, анализ стих.



80

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

Урок-презента-ция

Судьба романа, взгляды Пастернака на соотношение человека и истории, гуманизм и ценность этих взглядов

Знать: историю создания романа, его сюжет.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос,

конспект лекции

Письм. характерис-тика образа главного героя




81

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».

1

Урок изучения нового материала

Значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Знать: значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ текста,

письменная работа

Ответить на вопросы



82




А.И.Солженицын.

Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве.

6

1

Урок-презента-ция

Биография писателя, основные темы произведений.

Знать: биографические данные о писателе

Уметь: конспектировать лекцию, высказывать свою точку зрения

Устное выступле-ние, конспект , беседа.

Прочитать рассказ "Матренин двор"



Наименование раздела программы.

Тема урока



Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

(стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУН)

Вид контроля,

измерители

Дом. задание

Дата

план

Дата

факт

83






Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор».

1

Урок изучения нового материала

Феномен «простого человека», философский смысл рассказа.


Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ рассказа, беседа, характеристика главной героини

Прочитать рассказ "Один день Ивана Денисовича"



84






А.И.Солженицын Рассказ "Один день Ивана Денисовича"

1

Урок изучения нового материала

Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича", словарная работа(лагерный жаргон), элементы "лагерной прозы"

Знать: содержание произведения

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности


Опрос, аналитическая беседа. конспект

Инд. задания по произвед.

"Архипелаг ГУЛАГ"



85

86

А.И.Солженицын

"Архипелаг ГУЛАГ". Идейно-эстетическое свое-образие и значение произведения.

2

Уроки изучения нового материала

Анализ романа, его тема, идея, конфликт, герои, значение произведения

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характеристика героев

Письмен-ный отзыв на произве-дение



87



Контрольная работа по произведениям А.И.Солженицына.

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы


Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст.

Письмен-ная работа или тест

Прочитать В.П.Астафьев "Царь-рыба"



88

В.П.Астафьев "Царь-рыба".

Проблемы нравственности, долга, совести в литературе.

1

Урок изучения нового материала

Биография писателя. основная проблематика произведений, анализ повести "Царь-рыба".

Знать: основные биографические данные , содержание текста

Уметь: анализировать художественный текст

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характерис-тика героев


Подготов. сообщение об одном из расска-зов В.М.

Шукшина



89

90

«Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина.

2

Уроки изучения нового материала

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.М. Шукшина в рассказах «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

Знать: творчество В.М.Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характеристика героев

Письмен-ный отзыв на прочи-танный рассказ



91

В.Г.Распутин.

«Прощание с Матерой».

1

Урок изучения нового материала

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы; тема памяти и преемственности поколений

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характерис-тика героев

Письм. ответ на вопрос



92

Поэзия периода "оттепели".

Творчество А.Вознесенского,

Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной и др.


1

Урок-презента-ция

Особенности лирических произведений различных авторов

Знать: биографии поэтов и содержание стихотворений

Уметь: анализировать стихотворный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Аналитическая беседа, устный ответ на вопрос,

анализ стихотворе-ний

Рассказ о поэте, стих. наизусть



93

И. А. Бродский. Стихотворения

1

Урок изучения нового материала

И. А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

Знать: своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.


Беседа,

анализ стихотворе-ний

Индивид.

опережаю-щие задания



9495

"Авторская песня"

Творчество Б.Ш.Окуджавы, Ю.Кима, Ю.Визбора, И.Талькова, В.Цоя.


1

Урок-презента-ция

Урок-концерт

Биографические данные, стихотворения по выбору, особенности лирических произведений

Знать: особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы, Кима, Визбора и др.

Уметь: анализировать поэтический текст .

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворений

Подобрать материал к сочинению



96

Сочинение № 7 по литературе второй половины 20 века.

1

Урок развития речи

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы


Знать: творчество писателей ХХ века

Уметь: обобщать изученное, пользоваться цитатами, выражать свое отношение к прочитанному


Сочинение

Закончить работу над сочинени-ем



97

Обзор литературы последнего десятилетия.

1

Урок-лекция

Основные тенденции современного литературного процесса; постмодернизм;


Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса;

Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме.

Конспект, беседа

Сообще-ние или реферат



98







Современная проза.

1

Урок-презента-ция

Общая характеристика современной прозы, социальные и нравственные проблемы

Знать: содержание произведений новейшей литературы.

Уметь: анализировать произведения.

Беседа. конспект лекции, устное выступле-ние

Сообще-ние или реферат



99







Современный детектив.

1

Урок-презента-ция

Общая характеристика жанра современного детектива

Знать: содержание произведений новейшей литературы

Уметь: : анализировать произведения.

Беседа. конспект лекции, устное выступле-ние

Письмен. ответ на вопрос



100






Зарубежная литература ХХ века.(обзор)


1

Урок-лекция

Основные направления, темы и сюжеты зарубежной литературы ХХ века.

Знать: авторов и основные литературные направления зарубежной литературы ХХ века

Уметь: конспектировать лекцию, высказывать свою точку зрения

Конспект лекции, беседа.

Прочитать "Старик и море" Э.

Хемингуэя



101

Э.Хемингуэй "Старик и море"

1

Урок изучения нового материала

Биография писателя. основная проблематика произведений, анализ рассказа "Старик и море".

Знать: основные биографические данные , содержание текста

Уметь: анализировать художественный текст

Опрос, аналитическая беседа, пересказ эпизодов, характерис-тика героя


Подготов. к итоговому тесту



102

Обобщение и систематизация изученного. Заключительный урок.

1

Урок обобщения и система-тизации знаний

Контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении литературных произведений за год


Знать: содержание изученных произведений, темы и проблемы.

Итоговый

тест

Без задания




Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень) - М: «Просвещение», 2008 г. , рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, ко­торые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали до­стоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с класси­ческими образцами мировой словесной культуры, обла­дающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистиче­ские идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 11 классе предусмотрено изучение художест­венной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков рус­ской литературы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Содержание курса «Литература. 11 класс» (102 часа)

1.Вводный урок. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры.(1 час)

Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного произведения. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников.

2.Русская литература конца 19 – начала 20 века. Обзор. (1 час) Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу.

3. Творчество И.А. Бунина (3 часа) Жизнь и творчество.
      Стихотворения
«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».
      Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.
      Рассказы
«Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Чистый понедельник», «Темные аллеи».
      Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие стиля Бунина.
Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя.

4. Творчество А.И. Куприна (3 часа) Жизнь и творчество (обзор).
      Рассказ
«Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
      
Теория литературы. Психологизм. Эпиграф. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна. Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Олеся», «Гамбринус».
5. Русская поэзия конца 19 – начала 20 века (10 часов)

Символизм. В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты). А. Белый
«Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без возврата», «Невский проспект»). Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма.
      
Теория литературы. Символизм. Модернизм.
      
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). Конспектирование программных статей русских символистов (по выбору).

Модернизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве модернизма. Отражение кризиса сознания, ощущение краха верований и духовных ценностей. Особый интерес к личностному, нетипичному. Отрицание реалистических принципов изображения. Элитарные концепции искусства. Формальные эксперименты. Идея радикального обновления художественного языка. Многочисленные течения, школы и группы в искусстве модернизма. Основные течения в литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

Акмеизм. Н. С. Гумилев  «Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты), «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». О. Э. Мандельштам
«Утро акмеизма», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков».
 Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева. Лирический герой. Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм. Развитие речи. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте.
Русский футуризм. И. Северянин «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...». Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Иванов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.


 6. А.М. Горький (7 часов). Жизнь и творчество. Рассказы «Макар Чудра», «Челкаш». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Особенности стиля. Горький и русская литература XX века.
      
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Горький как публицист и общественный деятель. История создания цикла статей «Несвоевременные мысли». Проблематика и стиль.
Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство.
      
Развитие речи. Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького.
7. А. Блок (4 часа).
Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы». Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века. Поэма «Соловьиный сад».
Автобиографическая основа поэмы. Своеобразие сюжета и композиции поэмы. Романтический конфликт мечты и суровой реальности. Развитие темы возмездия. Полемика с идеалом «личного уюта». Философская трактовка темы счастья.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Система образов. Развитие образа двенадцати. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Проблема художественного метода Блока. Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Целостный анализ лирического или лиро-эпического произведения. Подготовка сообщения об интерпретациях финала поэмы «Двенадцать». Сочинение по творчеству А. А. Блока.

8. С.А. Есенин (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...». Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. Образ русской деревни в ранней и поздней лирике. Антитеза «город — деревня». «Сквозные» образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина».
Историческая и автобиографическая основа поэмы. Изображение предреволюционной и послереволюционной деревни. Смысл названия поэмы. Особенности композиции. Соотношение лирического и эпического начал. Художественная функция диалогов. Смысл финала.
Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный анализ лирического произведения. Реферат об особенностях стиля поэта.

9. В.В. Маяковский (4 часа). Жизнь и творчество. Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, элементы эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики Маяковского.
Поэма «Облако в штанах». Композиция поэмы, ее связь с идейным содержанием. Исторический, биографический и историко-культурный контекст. Мотив трагического одиночества поэта. Оригинальное решение тем любви, искусства, религии. Художественная функция метафоры и гиперболы, многочисленных аллюзий и реминисценций. Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих. Развитие речи. Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной, мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете. Тезисы ответа на вопрос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвященному анализу одной из глав поэмы «Облако в штанах». Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. В. Маяковского.

10. Литература 20-30-х годов (обзор). А. А. Фадеев «Разгром». И. Э. Бабель «Мой первый гусь», «Соль», И. А. Ильф и Е. П. Петров «Двенадцать стульев», Н. А. Островский «Как закалялась сталь», В. В. Набоков «Машенька».      Особенности литературного процесса. Развитие литературы в СССР и русском зарубежье. Основные события литературной жизни. Литературные группы и объединения (Пролеткульт, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, «Серапионовы братья», ОБЭРИУ и др.). Создание Союза писателей СССР. Дискуссии о социалистическом реализме. Берлин и Париж как центры литературы русской эмиграции. Журнал «Современные записки». Тема России и судьбы человека в переломную историческую эпоху. Многообразие художественных трактовок событий революции и Гражданской войны. Философская и нравственная проблематика произведений. Стилевое многообразие. Традиции романтизма в поэзии и прозе. Сатирические произведения. Исторические романы. Автобиографические произведения русских писателей.

Е. Замятин « Мы». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа. Особенности композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа. Жанр антиутопии в мировой и русской литературе.

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира. Идея «общей жизни» как основа сюжета повести. Конкретно-исторический и условно-символический планы в произведении. Герои Платонова. Тема детства и тема смерти в повести. Символический образ котлована. Самобытность стиля писателя.
Теория литературы. Социалистический реализм. Традиции и новаторство. Исторический роман. Сатирический роман. Развитие речи. Подготовка сообщения о биографии и творчестве одного из писателей. Составление коллективной антологии «Тема России в поэзии русской эмиграции», подготовка вступительной статьи к ней.


11. М.А. Булгаков (7 часов). Жизнь и творчество.      Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы романа. Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод. Развитие речи. Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя. Тезисный план сочинения о соотношении конкретно-исторического и вневременного в романе. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

12. А. А. Ахматова (4 часа). Жизнь и творчество.  Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля». Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Художественная функция аллюзий и реминисценций.
      
Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция.
      
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического произведения. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.


13. М.И. Цветаева (4 часа) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог», «Куст».
      Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис.
Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте. Сочинение по творчеству Ахматовой, Цветаевой.

Н. А. Заболоцкий (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».
      Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Философская проблематика. Своеобразие художественного воплощения темы природы. Художественный мир поэзии Заболоцкого.
Теория литературы. Художественный мир. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ проблематики лирического стихотворения.

14. М.А. Шолохов (8 часов). Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон».
История создания романа. Широта эпического повествования. Авторская позиция. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Роль народных песен. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе.
Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя. Характеристика особенностей стиля писателя. Анализ документализма как одной из стилевых доминант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя.
15. Поэзия и проза Великой Отечественной войны (4 часа). В. Л. Кондратьев «Сашка», В. Некрасов «В окопах Сталинграда» Изображение событий военного времени в произведениях писателей и поэтов, участников Великой Отечественной войны. Лирика и публицистика военных лет. Своеобразие «лейтенантской» прозы. Художественное исследование психологии человека в условиях войны. Документальная проза о войне. Военная тема в литературе русской эмиграции.
Теория литературы. Документализм. Развитие речи. Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне.
А. Т. Твардовский (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...». Фольклорные и литературные традиции в поэзии Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики. Исповедальный характер поздней лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Историческая тема и тема памяти. Теория литературы. Лирический герой. Исповедь. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского.

16.Б.Л. Пастернак (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...». Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.
Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака.

17. Литература второй половины 20 века. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 1960-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Повесть. Повествователь. Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении исторического и биографического контекста для понимания идейного содержания произведения. В. М. Шукшин. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. В. Г. Распутин «Прощание с Матерой». А. В. Вампилов «Утиная охота». Литературный процесс во второй половине XX века. Основные тенденции в развитии русской литературы, ее социальная и нравственная проблематика. Литература и публицистика. «Лагерная» тема: личность и государство, характер и обстоятельства. Проблемы народной жизни в «деревенской» прозе. Теория литературы. Проблематика. Публицистика.
Развитие речи. Сочинение по литературе 20 века.

18. Русская поэзия второй половины 20 века (4 часа). Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние» Р. Гамзатов «Журавли». Е. А. Евтушенко «Со мною вот что происходит...». Б. Ш. Окуджава «Полночный троллейбус», «Живописцы». Б. А. Ахмадулина «По улице моей который год...». «Тихая» поэзия и «эстрадная» поэзия. «Вечные» темы. Особенности «бардовской» поэзии 1960-х годов. Традиции романтизма, акмеизма в поэзии. Теория литературы. Традиция и новаторство. И. Бродский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
 Лирический герой, своеобразие поэтического мышления и стиля Бродского. Оригинальная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Жанровое своеобразие лирических стихотворений. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Бродский и постмодернизм.
 
19. Русская литература последнего десятилетия.    Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Теория литературы. Литературный процесс. Авангардизм.

20.Зарубежная литература ХХ века(обзор) Э.Хемингуэй"Старик и море"





Тематический план. Литература. 11 класс.

5


Письменная работа «Анализ рассказа Бунина»

3

Александр Иванович Куприн. Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет».

4

Контрольная работа. Сочинение № 1

4


Серебряный век русской поэзии: Символизм. Валерий Яковлевич Брюсов. Стихотворения Константин Дмитриевич Бальмонт. Стихотворения. Андрей Белый. Сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна».. Акмеизм. Николай Степанович Гумилёв. Стихотворения Футуризм. Игорь Северянин. Стихотворения из сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»

10

Анализ стихотворения Бальмонта.

Контрольный тест «Поэзия Серебряного века»

Сочинение № 2.

5

Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

7

Контрольный тест.

Сочинение № 3.

6

Александр Александрович Блок. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Стихи о Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать».

4

Анализ стихотворения «Незнакомка»

Контрольный тест.

7

Сергей Александрович Есенин. Стихотворения Цикл «Персидские мотивы». Поэма «Анна Снегина»

5

Анализ стихотворения.

Контрольный тест.

8

Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах»

4

Контрольный тест

Сочинение № 4.

9

Александр Александрович Фадеев. Роман «Разгром».

1


10

Повесть Платонова «Котлован»

1


11

Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

7

Сочинение № 5

12

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Пётр Первый»

3


13

Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения Поэма «Реквием»

4

Анализ стихотворения

14

Марина Ивановна Цветаева. Стихотворения.


Анализ стихотворения Сочинение № 6.

15

Николай Заболоцкий. Стихотворения.

1


16

Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы». Роман-эпопея «Тихий Дон».

8

Контрольный тест. Сочинение № 7.

17

Литература периода Великой Отечественной войны. Некрасов «В окопах Сталинграда», Кондратьев «Сашка»


4


18

Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения. Поэма «По праву памяти»

2

Письменная работа

19

Борис Леонидович Пастернак. Стихотворения. Роман «Доктор Живаго».

5

Контрольный тест.


20

Литература второй половины 20 века периода «оттепели». А.И. Солженицын.


6

Контрольная работа.

21

«Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Распутин «Прощание с Матёрой»

2

22

В.П.Астафьев "Царь-рыба"

1


23

В.Г.Распутин "Прощание с Матерой"

1


24

Поэзия периода «оттепели». Николай Рубцов.

Иосиф Бродский, Булат Окуджава

4

Анализ стихотворения.

25

Обзор литературы последнего десятилетия

3


26

Зарубежная литература ХХ века(обзор)

2


27

Обобщение и систематизация

1