Методическая разработка по русскому языку на тему Чередующиеся гласные в корне слова(6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Чередующиеся гласные в корне слова»

Учитель: Галдина Анастасия Игоревна

Класс: 6

Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор чередующейся гласной в корнях слов -кас- -кос- , -лаг- -лож-, -зар -зор-, -гар- -гор-

Задачи:

- образовательные:

  • повторить и углубить знания о данной орфограмме;

  • отработать практические навыки выбора правильной гласной в корнях с чередованием;

  • узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;

  • уметь определять виды (группы) чередующихся гласных в корне слова;

- развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • умение работать в группе.

-воспитательные:

  • формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.



Оборудование: кроссворд, изображение страны "Орфография", презентация, сюжетные картинки, текст, тесты, карточки трех цветов(красные, зеленые, желтые), карточки с домашним заданием

Вид урока: урок-путешествие.


Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.



Ход урока

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие:

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

На друг друга посмотрите

И смелее улыбнитесь.

Повернитесь, распрямитесь

И гостям все улыбнитесь!

1.2. Беседа:

- Ребята, любите ли вы путешествовать?

- А в каких странах вы бывали ?

- А так как мы ни в какой стране не бывали, сегодня на уроке отправимся в путешествие в волшебную страну, название которой вы узнаете, когда разгадаете следующий кроссворд:

1.3.Разгадывание кроссворда





ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Письменный пересказ чего-либо. (изложение)

2. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. (предложение)

3. Математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое.(сложение)

4. Смуглый цвет кожи, проявляющийся при воздействии солнечных лучей.(загар)

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета.(прилагательное)

6. Число, которое складывается с другим при выполнении математического действият (слагаемое)

7. Вспышка света на горизонте при отдаленной грозе.(зарница)

8. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца (заря)


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ключевое слово (ОРФОГРАФИЯ)



2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, так в какую страну мы с вами сегодня отравимся в путешествие?(орфографию)

- А что это за страна? Кто в ней живет?(орфограммы)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? цель?

(На доске – изображение сказочной страны)

- Так вот, в стране Орфография есть город Кореньград – ее столица. Сегодня в ней нас ожидают в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Конечно, в течение одного урока мы не успеем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы с вами навестим только те, с которыми познакомились в разделе «Словообразование».

- Назовите их. («Буквы О-А в корне – кос - - -кас- --лаг---лож

«Буквы О-А в корне – гор - - - гар- -зар—зор)

- Ребята, представляете, стражи города – Ударения и Суффиксы не хотят впускать нас к себе.

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто знает толк в правописании.


- Ребята, давайте расскажем стражникам правила правописания корней – гор - -гар-, зор-зар- -кас- - -кос-и –лаг-лож-. (Рассказывают правила)

- Молодцы, теорию вы знаете хорошо. Путь в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждёт много интересных встреч. Вот одна из таких.

-Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

3. Работа по теме урока. ( слайд презентации )

3.1. Распределительный диктант

- Распределите слова в два столбика в зависимости от способа проверки корневой гласной. Объясните свой выбор.

Прик...сновение, заг...рать, пол...жение, прил...гательное, подг...реть, заг...р, з...ря, к...сательная, з...рька



ПрикОсновение ЗагОрать

полОжение подгОреть

прилАгательное загАр

кАсательная зАря

зОрька

- По какому принципу вы распределяли слова?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу вашего товарища (ответы выводятся на слайд презентации)

3.2. Игра «Четвертое лишнее» (слайд презентации)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните четвёртое «лишнее» в каждой строке. Объясните свой выбор.

1. Уг..рел , загАр, сл..жить, к..снулся.

2. Изл..гать, подг.Ореть, к..сательная, з..ря.

3. З..рька, пол..жение, з.А.рянка,прик..снулся.

- Почему эти слова являются лишними?

3.3. Введение нового знания: Словарная работа:

- Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово ЗАРЯНКА? ( ответы детей)

- А хотите узнать?

3.3.1. Рассказ учителя о значении слова ЗАРЯНКА (птичка). (слайды презентации)

Зарянка - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом.Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой, по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту.

Старинная британская притча повествуется о том, как серая зарянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца, который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.


3.3.2. Введение нового слова в активный запас учащихся.

- Составьте предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты детей)

3.3.3. Синтаксический разбор предложения

- Запишем получившееся предложение. Выполним его синтаксический разбор. ( Один ученик у доски)

3.4. Работа с сюжетными картинками ( выводятся на слайд презентации)

- Рассмотрите рисунки. Определите, какими словами с чередующимися в корнях гласными можно воспользоваться для их описания. Составьте с ними предложения и запишите их в тетрадь, графически выделяя изученные орфограммы.

У повара подгорел пирог. Повар достал протвинь и увидел, что сгорел пирог. Ребята загорали на пляже. У всех мальчиков темный загар. Только один из них не загорел.

3.5. Физминутка

Вы устали – отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

3.6. Работа с текстом:( в группах)

- Ребята, а сейчас мы будем работать в группах: 1-я группа- Данила, Кирилл и Алина . 2-я группа: Диана, Алина , Тимур.

- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.

- Подумайте, о чем в нем говорится? ( о походе за ягодами и грибами)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Хорошая прогулка, Удачная прогулка, ....)

-К какому типу речи относится этот текст? (повествование)

- Какому стилю принадлежит? ( художественному)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
      Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
      Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.



Задание для 1 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от ударения.

(разгорается, заря , загорели)

Задание для 2 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от буквы, следующей за корнем.

(касаются, предполагал , предположения)

3.7. Выполнение теста

- Ребята, так как эта орфограмма находит свое отражение в заданиях типа А 5 при подготовке к ГИА в 9 классе, я вам предлагаю выполнить следующий тест

ТЕСТ

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) воспламенившись 3) молоко

2) положение 4) беспокойный

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выгребет 3) заря

2) раздавался 4) шорох

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отбивался 3) задача

2) влетало 4) прикосновение

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загар 3) завизжали

2) разбился 4) беспокойный

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) появился 3) побежал

2) увернулся 4) возлагать

Ответы: 1. 2

2. 3

3. 4

4. 1

5. 4





4. Подведение итогов урока.

- Ребята, наше путешествие по стране Орфография подошло к концу.

4.1. Рефлексия.

- Скажите, все ли у вас сегодня получилось на уроке? Что получилось? Свой ответ начните со слов: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я.........

- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Какие?

- У вас на столах лежат цветные карточки: красная - все получилось, зеленая - еще нужно поработать над этим материалом, желтая - испытываю много трудностей. Прикрепите их на доску на плакате Страна Орфография в форме дорожки, ведущей к новым открытиям и знаниям по этому разделу.

4.2. Выставление отметок.

5. Домашнее задание. ( дифференцированное)

5.1. Карточки (для среднего уровня):


Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.


Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом.

На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.


Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Что без огня г..рит?

2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать.

5.2. Творческое задание:( для сильных учащихся)

Написать сочинение-миниатюру «Пожар в лесу»: 5-7 предложений (использовать слова с орфограммой - гар - — - гор)