Конспект урока по русскому языку на тему Способы связи слов в словосочетаниях (8 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Способы связи слов в словосочетаниях.

Цели: познакомить с существующими видами подчинительной связи слов в словосочетаниях; воспитывать любовь к языку; развивать навыки практического применения правил русского языка в устной и письменной речи.


Материалы и оборудование: таблицы, карточки, наглядные пособия, учебник.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация.


На прошлом уроке мы познакомились с понятием словосочетания и видами словосочетаний.

- что такое словосочетание?

- из чего оно состоит?

- приведите примеры словосочетаний.

- как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании?

- на какие виды принято делить словосочетания? По какому признаку осуществляется это деление?

1. Сейчас мы разделимся на 3 группы, каждая группа получит карточку, ваша задача – найти общие признаки, охарактеризовать и сделать выводы:

Карточка №1

Поднять книгу, съезжать с горы, предложить выслушать, учиться хорошо, потемневший от времени, медленно поднимаясь.

Карточка №2

Работа строителя, книга с гравюрами, сотрудник редакции, болотистая местность, белый от известки, очень ценный, седьмой справа, трех педагогов, мы с тобой, что-нибудь полезное.

Карточка №3

Совершенно ясно, достаточно серьезно, вдали от дома.

(Ответы учащихся)

2. На доске написаны предложения:

Человек идет домой. Собака лежит на траве. За селом начинаются луга.

Новый автомобиль едет быстро.

- все ли выделенные группы слов являются словосочетаниями?


  1. Изучение нового материала.

  1. Сегодня мы изучаем способы связи слов в словосочетаниях. В них может использоваться один из трех способов подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Рассмотрим каждый из этих способов.



























  1. Теперь поработаем в парах. Из предложенных пар слов составьте словосочетания, запишите их, определите, какой способ связи вы использовали, обоснуйте свой ответ.

Вариант 1

Синий –цветка, стальной – цепь, чистый – водой, алый – зари.

Вариант 2

Думать – работа, найти –друг, стать – специалист, узнать – новостей, переделывать – контрольная.

Вариант 3

Упорно – заниматься, крепко – любить, сильно – переживать, заботливо – ухаживать.

(Ответы учащихся)


  1. Применение


  1. В следующем задании необходимо провести синтаксический разбор словосочетаний в предложении. План разбора следующий: нужно выделить словосочетания в данном предложении, найти в каждом главное и зависимое слова, определить, к какому виду относится это словосочетание, а также вид синтаксической связи в этом словосочетании.

Частый снег валил с неба хлопьями.

- учащиеся выделяют словосочетания и делают синтаксический разбор: частый снег, валил с неба, валил хлопьями.

  1. Работа с учебником.

- выполнение упражнения 95, стр. 58.


  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия

- напишите 2-3 предложения о том, что вы узнали нового на уроке и что хотели бы узнать, какие возникли трудности.

  1. Домашнее задание

- §11, упр. 97