Урок Путь к милосердию

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок внеклассного чтения

по рассказу В.П.Астафьева "И милосердия..."


Тема: "Путь к милосердию"


Цели:

общие - побудить учащихся к размышлению о том, что есть милосердие

частные - ответить на вопросы:


1.что есть милосердие и с чего оно начинается?

2.в чём большая цель милосердия?

3.как и в чём помогает человеку милосердие?

Средства обучения:

1.мультимедийный проектор

2.наглядные таблицы

3.индивидуальные карточки-таблицы "путь к слову милосердие.

ХОД УРОКА.

I.ВЫЗОВ ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

ЧУВСТВУЮ...

ФАНТАЗИРУЮ...

ГОВОРЮ (СЛУШАЮ)...

РАССУЖДАЮ...

1)вступительное слово учителя:

-Ребята, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)

-Можно ли увидеть, услышать, потрогать руками настроение? Нет. А что можно с ним сделать?

(Ощутить, почувствовать.)

2)демонстрация учителем музыкальной открытки, издающей лёгкую, весёлую мелодию.

Вопросы:

-Каким же настроением вы прониклись сейчас?

-Какие образы рождает у вас эта музыкальная мелодия? (Образ тающей сосульки, журчание ручья, весело спускающегося со ступенек человека...)

-А теперь давайте немного пофантазируем, представим такую ситуацию. Вы - юные художники, которым предлагается не совсем обычное оригинальное задание: изобразить своё абстрактное слово-настроение в виде конкретного образа. Но сделать это не кистью, а с помощью ранней формы языка... Жестами.

(Варианты самые неожиданные (понятные, конечно, только самим учащимся): улыбающиеся губы, солнечная поляна с весёлыми человечками, цветущая вишня, журчащий ручеёк)

-Вы отлично прочувствовали своё настроение. Оказывается, можно прочувствовать даже человека, который находится рядом с тобой. Об этом говорил В.А.Сухомлинский (учитель обращается к записи на плакате).

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе; умей сострадать ему в трудную минуту, милосердствовать…»

-А что значит" милосердствовать?"


Составление кластера:

Сострадать

Помочь

Прощать МИЛОСЕРДСТВОВАТЬ

Чувствовать

Делать добро

Понять



II. Осмысление.

Сегодня для чтения обсуждения хочу предложить вам рассказ В.п. Астафьева «И милосердия…» из его сборника «Затеси».

О самом важном Астафьев сумел сказать с глубокой болью. К чему же призывает нас автор? Как отвечает на вопрос: «Что такое милосердие?»



И милосердия…


Девочка в красном пальтишке, в меховых башмаках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.

И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и всё пов-торяла: «У, какие! У, какие!..»

А на скамейке сидел её отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригрева-

ющего солнца и поощрял девочку, голубей в кузов машины, и когда нагрёб их полный кузов, отвёз на свалку и сжёг там.

Вернулся он домой наутре, осторожно прошёл мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки её были хорошо, с мылом отмыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.

И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышлёная» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидемстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте, другие «борцы» за здоровье людей, обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить-

Он, оцепенев спит в гнилых пнях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.

А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но всё ещё живая, способная двигаться, птица – глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку, и так их много упало, что, когда я шёл весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягко проседающему мху.

Но я шёл, шёл ослеплённый слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и мило-

сердия ми воздаждь… и милосердия…»

Вопросы классу:


- Какие чувства вы испытали, прослушав рассказ? (жалость, тоску, сострадание, боль)

- Укажите количество частей в тексте (пять)

- Выделите ключевые слова в каждой части текста, дайте своё толкование (двойной дневник). Ученики заполняют таблицу самостоятельно, проговаривают в парах, затем представляют кла-ссу.


Ключевые сло-ва, словосоче-тания

Моё толкование

1. «У, какие! У, какие!»


2. «…мёртвых го-лубей»


3.»Борцы» за здоровье людей»


4.»А птицы там было?»



5.»И милосердия ми воздаждь!»

Ни о чём не подозревающая девочка кормит голубей отравленными семечками.


Беззаботный отец ночью нагрёб их полный кузов и сжёг там.


Жестоко истребили птицу в той местности, всю подчистую.


Весной под ногами теперь хрустят лишь птичьи скелеты.


Автор призывает всех нас, живущих на земле, к милосердию.


Задание для группы знатоков языка текста:

Используя материал из левой колонки в приведённой ниже табли-це, исследовать языковые средства текста по следующей схеме


Языковые сре-дства, при по-мощи которых связаны предложения

- лексический повтор (клеща-клеща; птицы-птица)

- замена местоимением (отец-он; голубей-они)

- слова, близкие по значению (санэпидемстанция - «борцы» за здоровье людей)


Лексика с точки зрения упот-ребления (актив, пассив)


Лексика с точки зрения происхождения



Изобразительные средства

- общеупотребительная лексика (девочка, губы, птица)

- устаревшие слова (наутре, колодины)



- исконно русские слова (сердце, дочь, глухарь, тетерев, рябчик, голубь, спит, дочка)

- старославянские (воздаждь, ми)

- заимствованные (энцефалитный)


- эпитеты (предвесенний лес, «обогревная» тропинка)

- метафора («борцы» за здоровье людей)

- сравнение (тяжело и вязко, будто по мягко проседающему мху)





Результаты исследования оглашаются в классе знатоками языка, одновременно делается вывод о богатстве использования языковых средств В.П. Астафьевым с целью воссоздания широкой картины природных и жизненных явлений.


Вопросы классу для подведения к выводам:

- Что же такое милосердие по В.П. Астафьеву?



Боль, тоска Мольба Стремление понять

ближнего


- К чему призывает нас автор? (к милосердию для всех: себя, детей своих, всех людей)

III. Размышление

Каков он, путь к милосердию? В чём его большая

цель?

  1. Учащимся предлагается разделиться на группы по 5-6 человек.

  2. Используя материал словарной статьи из «Толкового словаря» С.И. Ожегова, составить «Путеводитель к слову милосердие»

  3. Заполненные материалы таблицы «Путеводитель» зачитываются спикерами групп и оцениваются классом

Толковый словарь Ожегова даёт следующее значение:

Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить мило-

сердие. Вызвать к чьему – нибудь милосердию. Действовать без милосердия (жестоко) Сестра милосердия – женщина, работа - ющая в качестве медицинской сестры, помогающая больным, раненым. Милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием. Милосердный человек. Милосердный поступок.


Задание

Полученный результат

1) Слово, его лексическое значение, происхождение


2) подбор однокоренных слов


3) слова-синонимы


4) слова-антонимы


5) слова-ассоциации


6) словосочетания

(возможно и устой-чивое словосоче-тание)

Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь (исконно русское)




Милосердный, милосердствовать, милый сердцу



Сострадание, человеколюбие, прощение


Беззаботность, жестокость


Помощь, любовь к людям


Искреннее милосердие; сестра милосердия; воз-

даждь милосердия

7)Мудрые мыс-ли, изречения


8)Рифмоплетения или (синквэйн)





9)мини-текст собственного со-чинения


10)слова-образы

«Умей сострадать ему (человеку) в трудную минуту…» (В.А. Сухомлинский)

Милосердие.

Искреннее, доброе.

Защищает, заботится, прощает.

Милосердие помогает людям.

Сострадание.


Милосердие-великая человеческая сила.

Человек милосердный значит сочувствующий.

Будем милосерднее друг к другу!


Милосердие-тёплые руки, улыбка мамы, радужное солнышко



Выводы:

- Каков он путь к милосердию? Нарисуйте свою дорогу к нему




Домашнее задание:

Творческая работа «Мой путь к милосердию»