Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка 

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и скорректирована с учётом особенностей класса

Структура рабочей программы соответствует «Программе по литературе (5-11)», составленной  Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, Москва, «Дрофа», 2009.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ «Литература 10 класс», автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2011.

Учебный план  школы предлагает планирование  этого курса  (из расчёта 3 урока в неделю)  105 часов, что соответствует  распределению часов  данной  Программой общеобразовательных учреждений, разработанной Министерством образования России на основе обязательного  минимума среднего общего образования и Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Учебное время распределено по усмотрению учителя с учётом особенностей класса, так как данная  Программа общеобразовательных учреждений,  составленная  Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леоновым, Е.Н. Колокольцевым, О.Б. Марьиной, дает право учителю выбора.

Программа рассчитана на 105часов, в том числе на изучение произведений отводится 97  часов, для проведения уроков развития речи – 8 часов – 4 классных сочинения и 4 домашних.  















Цели и задачи курса

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

  • Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,

  • воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,

  • совершенствовать устную и письменную речь.









Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:

  • уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),

  • семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),

  • аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;

  • эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач.

Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России 19 века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования.

Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются

  • письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося),

  • написание сочинений на литературные темы,

  • беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов.



































Требования к уровню подготовки обучающихся



10 класс



Ученик должен

знать:

логику развития историко-литературного процесса

на материале русской литературы XIIXIX вв.;

основные литературные направления русской литературы XVIIIXIX вв.;

краткие биографические сведения об изученных писателях;

содержание изученных произведений, отчетливо представлять

себе роль и место изученного художественного произведения в литературном

процессе;



уметь:

определять как время изображенное, так и время создания,

а также время, когда происходит чтение;

использовать рекомендованную литературоведческую

и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно

прочитанному произведению;

свободно и целесообразно использовать конкретные понятия

теории литературы;

ориентироваться в различных типах справочной литературы

и активно ее использовать.









Содержание курса литературы в 10 классе

Литература XIX века

1

-

2

Литература первой половины XIX века

1

-


А.С.Пушкин

9

1(классное сочинение)


М.Ю. Лермонтов


7

1(классное)


Н.В. Гоголь


4

-

3

Литература второй половины XIX века

1

-


А.Н.Островский


7

1 (домашнее)


И.А.Гончаров


5

-


И.С.Тургенев


8

1(классное)


Ф.И.Тютчев.


3



А.А.Фет


2



А.К.Толстой


2



Н.А.Некрасов


11

1(домашнее)


К. Хетагуров


1

-


Н.Г.Чернышевский


2

-


Н.С.Лесков


3

-


М.Е. Салтыков – Щедрин


3

-


Ф.М.Достоевский


12

1(домашнее)


Л.Н. Толстой


14

1(классное)


А.П.Чехов


6

-

4

Зарубежная литература второй половины XIX века

3

-


Итого

105

7 (4 классных и 3 домашних)

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

Литература первой половины XIX века



2

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века

1



Творчество А.С.Пушкина – 9 часов(8+1)



3

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Темы и мотивы лирики.

1


4

Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»).


1


5

Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень»

1


6

Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

1


7

Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

1


8

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Своеобразие, жанр и композиция.

1


9

Социально-философские проблемы поэмы. Образы Евгения и Петра.

1


10

«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая
подлинно русская трагедия
(В. Г. Белинский)

1


11

Р.р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1



МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ – 7 часов (6+1)



12

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира.

1


13

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

1


14

Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).

1


15

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..».

1


16

Мотивы свободы и гордого одиночества
в лирике М. Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…».

1


17

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова

1


18

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1



НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ – 4 часа



19

Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя.

1


20

Повесть «Невский проспект» – история создания. Образ города в повести.

1


21

Соотношение мечты и действительности в повести.

1


22

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

1



Литература второй половины XIX века



23

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1



А.Н.Островский – 7 часов ( 6+1)



24

Жизнь и судьба А.Н.Островского. Этапы биографии и творчества.

1


25

Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих сил в «Грозе».

1


26

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д.1-4

1


27

Быт и нравы «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1


28

Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

1


29

Пьеса Островского «Бесприданница»

1


30

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского.

1



И.А.Гончаров – 5 часов



31

И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

1


32

Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

1


33

Роль второстепенных персонажей в романе.

1


34

Художественное мастерство Гончарова в романе.

1


35

«Что такое обломовщина? Роман «Обломов» в русской критике

1



И.С.Тургенев – 8 часов (7 + 1)



36

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Творческая история романа «Отцы и дети».

1


37

Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми.

1


38

Базаров и Одинцова. Любовь в жизни героев романа.

1


39

Базаров и его родители..

1


40

Нигилизм и его последствия.

1


41

Е. В. Базаров.

1


42

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».


1


43

Р. р. Сочинение по роману «Отцы и дети».


1



Фёдор Иванович Тютчев – 3 часа



44

Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта. Лирика природы.

1


45

Философская лирика.

1


46

Любовная лирика.

1



А.А.Фет – 2 часа



47

Этапы биографии и творчества А. А. Фета.

1


48

Основные мотивы творчества А. А. Фета.

1



2 полугодие – 57 часов





Алексей Константинович Толстой – 2 часа



49

Очерк жизни и творчества А.К.Толстого.

1


50

Ведущие темы лирики поэта.

1



Н.А.Некрасов – 11 часов (10+1)



51

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова.

1


52

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Тема народной жизни.

1


53

Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».



54

Образ Музы в лирике А.Н. Некрасова

«Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…».

1


55

«Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова (любовь, природа, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» «Внимая ужасам войны».

1


56

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа пореформенной России.

1


57

Душа народа русского.

1


58

Народ в споре о счастье.

1


59

Идейный смысл рассказов о грешниках.

1


60

Народ и Гриша Добросклонов.

1


61

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Некрасова.

1



К. Хетагуров – 1 час



62

Коста Хетагуров. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

1



Н.Г.Чернышевский – 2 часа



63

Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Эстетическая теория Чернышевского.

1


64

Роман «Что делать?» (обзор). Роль романа в литературном процессе 60-х - 70-х годов XIX века. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

1



Н.С.Лесков – 3 часа



65

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества

1


66-67

Повесть «Очарованный странник». Идейно – художественное своеобразие.

2



М.Е. Салтыков – Щедрин – 3 часа



68

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Художественный мир писателя.

1


69-70

Роман – хроника «История одного города» как сатирическое произведение.


2



Ф.М.Достоевский – 12часов (11+1)



71

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества.

1


72

Роман« Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

1


73

«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорблённых» .

1


74

«Потрясённый, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди «униженных и оскорблённых» .

1


75

Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова

1


76

Раскольников и «сильные мира сего».

1


77

«Солгал–то он

бесподобно, а на натуру – то и не сумел рассчитать».

1


78

«Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1


79

Последние страницы романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1


80

Роман «Идиот». Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.

1


81

Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.

1


82

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского.

1



Л.Н. Толстой – 14часов (13+1)



83

«Толстой – это целый мир» (М. Горький)
(Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого)

1


84

«Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

1


85

«Я старался писать историю народа» (Л. Н. Толстой)
(История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия)

1


86

«Вечер Анны Павловны был пущен…»
(«Высший свет» в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир». Анализ сцен из I тома , I части)

1


87

В доме Ростовых. В имении Болконских
(Усвоение содержания прочитанных глав.
Анализ эпизодов «Именины у Ростовых»,
«В имении Болконских Лысые Горы»)

1


88

Изображение войны 1805–1807 гг.
Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1


89

«Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н.Толстой)
(Усвоение содержания II тома романа «Война и мир»).


1


90-91

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»(Л. Н. Толстой.) (Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир»)

2


92

«Дубина народной войны поднялась со всею своею
грозною... силой»
(Л. Н. Толстой ) (Партизанская
война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый)

1


93

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»Л.. Н. Толстой) (Образы Кутузова и Наполеона)

1


94

Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого.
Андрей Болконский и Пьер Безухов

1


95

Женские образы в романе «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.

1


96

Р.р. Сочинение по роману Толстого «Война и мир».

1



А.П.Чехов – 6 часов



97

Этапы биографии и творчества А.П.Чехова.

1


98

Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1


99

Рассказы А. П. Чехова «Ионыч», «Палата № 6»


1


100

«Пусть на сцене все будет... как в жизни»
(
А. П. Чехов) (Чехов – драматург)

1


101-102

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт в пьесе. Действующие лица и авторское отношение к ним.

2



Зарубежная литература второй половины XIX века – 3 часа




103

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы.


1


104

Г. Ибсен . Жизнь и творчество (обзор). «Кукольный дом». Социальные и нравственные проблемы произведения. Образ Норы. Вопрос о правах женщины в драме



1


105

А.Рембо Жизнь и творчество (обзор). «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Особенности поэтического языка.

1



Итого:


105








Литература

Для учителя:


1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс : учебник-хрестоматия :
/ Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2011.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс :методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

4. И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО» 2002г.



Для учащихся:

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс : учебник-хрестоматия :
    / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2011.