М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Технологическая карта урока по литературе.

Класс: 5

Учитель первой категории: Хакимова Людмила Витальевна

ГБОУ СОШ№2

Приволжский район с. Обшаровка

Самарская область


Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Тип урока: урок открытия нового материала (интегрированный урок)

Цели урока:

Образовательные: знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его исторической основой, обучение основам анализа лирического произведения, обучение выразительному чтению стихотворения.

Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи, аналитического мышления учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви и уважения к великому прошлому России, воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

-научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- показать историческое значение события, изображенного в произведении; воспитывать уважение к защитникам нашего отечества и чувство любви к Родине.


-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;

- расширять активный словарный запас учащихся, развивать умение пользоваться литературоведческими терминами;

- формировать умение слушать, работать в группе;

Технология построения урока : проблемно-диалогическая

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный опрос

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

-выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учить ориентированию в ситуации, целеполаганию, прогнозированию;

-соотносить цели и результаты своей деятельности;

-определять степень успешности работы.

Коммуникативные:

-взаимодействовать с учителем во время опроса;

- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, уметь корректировать точку зрения одноклассников.

Дидактические средства:

для учителя - мультимедийная презентация «М.Ю.Лермонтов » (биография поэта, словарная работа, портреты участников Бородинского сражения), видеоролик с историческими сведениями о Бородинской битве, компьютер, колонки, экран, фонограмма, сборники стихотворений Лермонтова, иллюстрации к тексту.

для учащихся: тетерадь, учебник.

Структура урока

1. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

2.Актулизация знаний учащихся.

3.Постановка учебной задачи. Виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.

4. Проектирование и фиксация нового знания.

А). Исторический комментарий.

Б). Работа по осмыслению содержания текста.

В). Словарная работа.

Г). Чтение текста актёром

Д). Работа над выразительным чтением стихотворения.

Е). Работа в группах над выразительными средствами языка.

5. Рефлексия. Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Деятельность

ученика

Методы, приёмы и формы работы

Формируемые УУД

Результат

I. Мотивация

1 минуты.



Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности.


-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите на доску. Портрет какого писателя вы видете на доске? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в первую половину 19 века и поговорим о замечательном русском поэте М.Ю.Лермонтове.

Приветствует

учащихся, проверяет

их готовность к уроку.



Подготовка к работе.


Словесная форма.


Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.



2.Актуализация знаний.

2 минуты

Цель: актуализация опорных исторических и литературных знаний, полученных в начальной школе.





- Кто из вас читал стихи Михаила Юрьевича Лермонтова? Назовите их. Понравились они вам? Мне они тоже очень нравятся.

- Чем памятен для России 1812 год, вспомните историю нашей Родины?

- Правильно, это была Отечественная война с Наполеоном.

- А что вы слышали об этой войне? О Бородинском сражении?

- Сейчас я вам прочитаю статью из газеты «Бородинское поле», а вы постарайтесь ответить на вопрос:

- Почему Бородинское поле называют полем нашей славы?

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

О ком Кутузов говорит так: «Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в своём творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.

Знакомит с газетной статьей «Бородино – поле русской славы» и ставит проблемный вопрос.

Подводит к теме урока.




Слушают учителя, вспоминают исторические сведения о войне 1812 года, отвечают на вопросы учителя, делают вывод о главном герое войны 1812 года.



Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные УУД:

проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные УУД:

работа с ассоциацией, поиск информации, установление причинно-следственных связей, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют в ходе работы с учителем; ведут диалог, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.




Отработка умений давать точные ответы на проблемные вопросы.





Умение делать сопоставительный анализ и определять тему и цель урока.

3. Постановка проблемы.

3 минута

Цель:

согласовать цель и тему урока;

организовать коммуникативное взаимодействие на основе показа презентации о М.Ю.Лермонтове.

- Откройте учебники на стр. 120 и посмотрите, какое стихотворение мы будем сегодня изучать.

- Попробуйте назвать тему и цель нашего сегодняшнего урока.

- Правильно, «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Образ русского солдата - защитника Родины.»

Посмотрите внимательно на даты жизни Михаила Юрьевича.

- Почему он обратился к теме войны 1812 года и написал стихотворение «Бородино», хотя в это время и не жил. Об этом мы узнаем, посмотрев презентацию о поэте.


Просит назвать, тему и цель урока, уточняет тему и ставит цель перед учащимися.

Организует просмотр презентации «Виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы», которая поможет детям ответить на проблемный вопрос.


Выдвигают предположения о теме и целях урока.

Погружаются в атмосферу заповедника, в которой формировалась личность поэта.

Отвечают на проблемный вопрос.


Фронт.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: проявляют волю в затруднительных ситуациях;

определяют тему и

формулируют цель

деятельности на уроке с

помощью учителя.

Познавательные: умеют устанавливать причино-следственные связи и зависимости между презентацией и проблемным вопросом, строят предположения и находят ответ.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой

и точностью; умеют слушать и

понимать речь других,

учитывать разные мнения

Отработка умений находить ответ на поставленный учителем вопрос.

4 Проектирование и

фиксация нового знания.

А).
Исторический комментарий.

4 минуты


Цель: познакомить учащихся с исторической справкой Бородинского сражения.


Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени и просмотрим видеоролик «Бородинское сражение». Вы должны будете в тетрадях составить план, в котором отразить основные этапы Бородинского сражения.

Ребята! Поменяйтесь тетрадями и проверьте план, составленный вами по эталону. (на доске эталон) Послушайте одноклассников, которые расскажут вам о героях Бородинской битвы. (кадры из презентации - портреты П.И.Багратиона, Н.Н.Раевского, Д.С.Дохтурова, М.И.Платова).

Организует просмотр видеоролика о Бородинской битве.

Даёт задание учащимся: составить в тетрадях план рассказа о Бородинской битве. Организует работу в парах. Проводит проверку по эталону.

Проверяет индивидуальную работу учащихся, готовивших материал об истинных героях Бородинской битвы.

Смотрят видеоматериал, составляют план Бородинского сражения, проверяют друг у друга по эталону, исправляют ошибки.

Слушают учащихся, кому были даны инд. задания о героях Отечественнойй войны 1812 года.

Работа в парах.









Индивид.

Личностные УУД:

умеют оценивать факты, события, явления с помощью разных критериев, делать выводы.

Познавательные УУД: составляют план сражения, доказывают свою правоту, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные УУД: сличают с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, корректируют работу.

Коммуникативные: понимают на слух текст и умеют сознательно строить речевое высказывание.

Развитие умений составлять план прослушенного текста, умения слушать товарища, умения проверять работу.

Б). Работа по осмыслению содержания текста.

12 минут


Цель:

познакомить учащихся с текстом произведения;

-научить определять тему и идею стихотворения.



.

Давайте познакомимся со стихотворением Лермонтова «Бородино, постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества (читают учитель и дети)

-Кто ведёт разговор в начале произведения?

- Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?

- Как вы представляете пожилого солдата?

-Посмотрите на картину П.Э.Заболотского «Старый солдат».

- Какие черты характера отразил в портрете художник?

Анализ композиции стихотворения.

-Из скольких частей состоит стихотворение?

1 часть – вступление - вопрос и ответ (1-2 строфы)

2 часть - отступление войск ((3строфа)

3 часть - ожидание боя (4-9 строфы)

4 часть- бой (10-13 строфы)

5 часть- заключение (14 строфа)

- Кто является героем рассказа старого солдата?

- Из кого набирались русские солдаты?

- Можем ли мы сказать, что героем является русский народ?

- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)

- А что значит в наше время «быть патриотом»?

«Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ гласит, что «служба в армии является почётной обязанностью каждого молодого человека». От того, насколько наши молодые поколения будут похожи на героев тех далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

Организует чтение стихотворения учащимися с тем, чтобы показать подвиг русского солдата в Бородинском сражении. Организует работу по осмыслению содержания текста с целю показать, как Лермонтов раскрывает тему, идею произведения, строит композицию стихотворения,

связывает тему с современностью.









Читают стихотворение, работают с иллюстративным рядом произведения. Выражают словесно чувства, которые они испытали при чтении.

Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме.

Определяют тему, идею, композицию, анализируют поведение

участников сражения;

их роль в Бородинском сражении,

делают обобщающий вывод о роли русского солдата в войне 1812 года.
















Фронт.





Индив.

Личностные УУД: сравнивают различные точки зрения.

Познавательные УУД: владеют смысловым чтением, при анализе стихотворения выдвигают гипотезы и делают их обоснование, строят логическую цепи рассуждения.

Регулятивные: умеют слушать с целевой установкой; дополняют, уточняют высказывание.

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении, владеют монологической и диалогической формами речи






Развитие умения составлять монологическое высказывание,

воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение.

В). Словарная работа.

2 минуты




Цель: разъяснить лексическое значение неизвестных

слов.


В тексте стихотворения нам встретились слова, значение которых я просила вас выяснить дома, пользуясь словарём. В основном это слова иноязычного происхождения, слова военной терминологии. Учитель демонстрирует иллюстрации из презентации, дети называют, что это:

редут квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

лафет боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат оружие булатной стали, сабля;

уланы, драгуны солдаты конных полков;

басурманы – враги.

Проводит словарную работу, используя иллюстрационный материал из презентации.


Знакомяться с новыми словами и их значением.
















Иллюстративно-словесный метод.

Личностные: проявляют интерес к лексической работе.

Познавательные: умеют воспринимать текст как единое смысловое целое, знают значение словарной работы для полного понимания произведения.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при освоении нового материала.

Коммуникативные:

умеют внимательно слушать друг друга, дружно работать с классом.



Отработка умений пользоваться словарём Ожегова для определения лексического значения слова.

Г). Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение стихотворения «Бородино»5 минут

Цель: показать правильные интонации при чтении стихотворения «Бородино»









А сейчас, ребята, мы послушаем, как читает актёр В.Зазулин это стихотворение. Обратите внимание на интонацию старого солдата и лирического героя.












Организовывает прослушивание.















Слушают чтение актёра.













Личностные: проявляют интерес к чтению актёром текста стихотворения.

Познавательные: делают вывод о своём чтении и чтении артистом, находят ошибки и пути их исправления.

Регулятивные: умеют слушать с целевой установкой.

Коммуникативные: умение коллективно слушать чтение артистом стихотворения.







Д). Работа над выразительным чтением стихотворения.

12 минут

Цель: научить выразительно читать стихотворение.



Ребята! Давайте поделимся на группы. Сейчас вы получите карточки с заданием, где указано, какой вы отрывок должны будете подготовить к выразительному чтению. Из группы вы должны будете выбрать 2 – х чтецов.

Почитаем стихотворение. (читают свои отрывки выразительно, обсуждаем, насколько выразительно получилось, учитель показывает образцы чтения) Затем читаем всё стихотворение выразительно и слушаем недочёты чтения.

Организовывает работу над выразительным чтением в группах, подводит итог изучению произведения

Читают выразительно стихотворение, озвучивают анализ степени выразительности чтения отрывка другими учащимися.


Групповая работа

Личностные: адекватно понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Регулятивные: адекватно принимать оценку учителя.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы друг с другом, ведут диалог, приходят к общему мнению.



Умеют уважительно относиться друг к другу при групповой работе, слушать товарищей и поддерживать их, когда они отчитываются о работе в группе.

Е). Работа в группах над выразительными средствами языка.

2 минуты


Цель: продолжить работу над нахождением выразительных средств языка в стихах.

В своём отрывке вы должны будете найти выразительные средства языка, назвать их и привести примеры, сказать для чего поэт использовал их в тексте

Организует работу по нахождению выразительных средств языка в тексте.

Находят выразительные средства языка в тексте и отвечают на вопрос: «С какой целью использует автор эти выразительные средства?»


Групповая работа.

Личностные: проявляют интерес в решении проблемных заданий.

Познавательные: уменют делать выбор и обосновывать его.

Регулятивные: ставят перед собой задачу и стремяться выполнить её.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы друг с другом, ведут диалог, приходят к общему мнению.

Развитие умения находить выразительные средства в тексте.

5. Рефлексия учебной

деятельности на уроке.

1 минута


Цель:

оценить результаты собственной деятельности


- Понравился ли вам урок?

- Что запомнилось тебе сегодня на уроке?

- Как оцениваешь ты свою работу на уроке?

- Как другие работали по-твоему мнению?





Задаёт вопросы, благодарит за прямоту, выставляет отметки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа.

Личностные УУД: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты

деятельности.

Коммуникативные: умние выражать свои

мысли с достаточной полнотой

и точностью; умение слушать и

понимать речь других.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Проявление толерантности.

6. Домашняя работа.

1 минута




Цель: информировать о домашнем задании.

Выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и составить план стихотворения в тетрадях, используя фразы из стихотворения.

Задаёт домашнее задание.

Слушают и записывают в дневники.




Познавательные

умение составлять план прочитанного текста, делать выбор и обосновывать его, уметь выразительно читать текст.

Научатся выразительно читать текст, знать его содержание.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Портрет Лермонтова [link]

1. Начало Отечественной войны 1812 года и цели Наполеона.

2. Отступление русских войск и взятие Смоленска.

3.Смена руководства в русской армии.

4. Бородинское сражение.

Приложение 2

Словарная работа: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны.

Недаром - не без причины, не случайно.

Нынешнее племя - современники.

Доля - судьба.

Досадно - жаль, обидно.

Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.

Ушки на макушке - повышенное внимание.

Ликовать - выражать восторг.

Лихость - удаль.

Поведать - рассказать.

Постоять головою - отдать жизнь в бою.

Поле грозной сечи - поле боя.



9