Рабочая программа по обществознанию 11 класс (базовый уровень)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 4

(МБОУ БГО СОШ № 4)



РАССМОТРЕНА

на заседании предметного МО Протокол от 201 г.


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

по УВР _________ Т.В. Власова

«____»__________201__г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор О.В. Гринькова


Приказ от « » 201_г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию

(наименование учебного предмета, курса согласно УП)


11 класс (базовый уровень)

(класс или ступень образования)

Составлена на основе программы «Обществознание 10-11 классы. Базовый уровень», составители Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др..



Автор:Тюрина Марина Николаевна, IКК
















Борисоглебск

2015




Рабочая программа по обществознанию.

11 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка


  1. Сведения о нормативно-правовых и методических документах, в соответствии с которыми разработана рабочая программа

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10—11 классы, базовый уровень» (140 ч.) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук («Просвещение», 2010 год). Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 68 учебных часа из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

  1. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.


2. Цели и задачи:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Обществознание» призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Изменения, внесенные в Рабочую программу:

Учебный план МБОУ БГО СОШ №4 разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 11 классов составляет 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Сокращение производится за счет резервного времени. В авторской программе было запланировано 6 часов резервного времени. Соответственно, в рабочей программе – 2 часа учебного времени являются резервными, которые используются для проведения обобщающих занятий, контроля знаний, выполнения творческих и практических заданий, повторения учебного материала.


Содержание программы по курсу «Обществознание»

11 класс. Базовый уровень (68 часов)


Тема 1. Экономика (25 часов)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.


Тема 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни общества (16 часов)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.


Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (25 часов)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейщая угроза современной цивилизации.

Резерв времени – 2 ч.








4. Тематический план


Тема 1.


Экономика

25 часов

Тема 2.

Проблемы социально-политической и духовной жизни общества

16 часов


Тема 3.

Правовое регулирование общественных отношений

25 часов


Резерв


2 часа



Календарно-тематическое планирование (прил.№1)





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.



Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения

Перечень учебников и учебно-методических пособий


  1. Баранов. П. А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: Астрель, 2013.

  2. Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г

  3. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень.М «Вако». 2010 год

  4. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений. М.: Просвещение. 2011 год.

  5. Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.

  6. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2011 год.

  7. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2 – е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013.

  8. Степанько С.Н. Обществознание 10-11 классы. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2008

  9. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015


Перечень электронных образовательных ресурсов

1. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.

2. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др.]; под ред. Л.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2008. [Электронный ресурс]. – М.Просвещение, 2008.

3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

4. Человек и общество. Обществознание.10-11 кл. В 2 частях. [Электронный ресурс]. - «Просвещение», 2007

Интернет-ресурсы:

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по обществоведческим дисциплинам и анализу общественного развития.

05.09

3-4

Экономический рост. Экономическое развитие

2

§ 2

10.09

12.09

5-6

Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия

2

§ 3

17.09

19.09

7

Фирмы в экономике. Факторы производства.

1

§ 4

21.09

8

Контрольная работа

1


26.09

9-10

Правовые основы предпринимательской деятельности.

2

§ 5

01.10

03.10

11-12

Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга

2

§ 6

08.10

10.10

13-14

Экономика и государство. Экономические функции государства.

2

§ 7

15.10

17.10

15

Контрольная работа

1


22.10

16-17

Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия

2

§ 8

24.10

29.10

18-19

Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости.

2

§ 9

31.10

12.11

20-21

Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики

2

§ 10

14.11

19.11

22-23

Человек в системе экономических отношений. Производительность труда.

2

§ 11

21.11

26.11

24

Контрольная работа

1


28.11


Глава II. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов)



25-26

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

2

§ 12

03.12

05.12

27-28

Общественное сознание. Общественная психология и идеология.

2

§ 13

10.12

12.12

29-30

Политическое сознание. Средства массовой информации и политическое сознание

2

§ 14

17.12

19.12

31

Контрольная работа

1


24.12

32-33

Политическое поведение. Политический терроризм

2

§ 15

26.12

14.01

34-35

Политическая элита. Политическое лидерство.

2

§ 16

16.01

21.01

36-37

Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполной семьи

2

§ 17

23.01

28.01

38

Контрольная работа

1


30.01

39-40

Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания межрелигиозного мира

2

§ 18

04.02

06.02


Глава III. Человек и Закон (25 часов)



41-42

Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ

2

§ 19

11.02

13.02

43-44

Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ.

2

§ 20

18.02

20.02

45

Контрольная работа

1


25.02

46-47

Экологическое право. Способы защиты экологических прав

2

§ 21

27.02

03.03

48-49

Гражданское право. Защита гражданских прав

2

§ 22

05.03

10.03

50-51

Семейное право. Права и обязанности членов семьи

2

§ 23

12.03

17.03

52

Контрольная работа

1


19.03

53-54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения

2

§ 24

24.03

26.03

55-56

Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс

2

§ 25

07.04

09.04

57-58

Процессуальное право: уголовный процесс. Судебное производство.

2

§ 26

14.04

16.04

59

Контрольная работа

1


21.04

60-61

Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство.

2

§ 27

23.04

28.04

62-63

Международная защита прав человека. Проблема отмены смертной казни.

2

§ 28

30.04

05.05

64-65

Взгляд в будущее. Постиндустриальное (информационное) общество.

2

§ 29

07.05

12.05

66

Контрольная работа

1


14.05

67-68

Резерв

2


19.05

23.05


8