Научная статья Сложности преподавания курса Экономика в школе. Мои находки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Преподавание основ экономики в курсе основной школы и в социально-экономических классах.


СТЕНГАЧ Людмила Николаевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Лицей «Дубна»



Мои ученики поступают в МОУ «Лицей «Дубна» в результате сдачи вступительных экзаменов и учатся в Лицее с 9 по 11 класс. Ученики социально-экономического направления изучают математику и обществознание как профильные предметы. Программа по обществознанию максимально приближена к программе вступительных экзаменов в вуз, при этом разделы экономики и права выделены в отдельные предметы, что дает возможность преподавать их, позволяя себе включать в программу и деловые игры, и работу над проектами. Реализуется актуальная потребность в усилении подготовки учащихся в вопросах права и экономики. Изучение обществознания как интегрированного учебного предмета продолжается в течение всей основной школы.

При сохранении общих дидактических принципов отбора содержания курса обществознания особое внимание было уделено:

- учету возрастных особенностей учащихся

- личностному смыслу содержания образования

- формированию у учащихся необходимых компетенций

- развитию способностей учащихся

В соответствии с этим были сформулированы и требования к уровню подготовки учащихся, которые выражаются в том, что учащийся должен:

- знать и понимать

- уметь владеть способами познавательной деятельности

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (обладать компетенциями)

- иметь ценностные ориентиры, быть воспитанным в духе гражданской ответственности, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям.

Задача усиления экономической и правовой подготовки требует увеличения соответствующих блоков содержания по сравнению с «обязательным минимумом».

Пытаясь решить эту задачу, я, начав преподавать курс экономики, использую наряду с изучением теоретических вопросов игровую форму. Убеждена, что именно такая форма работы в изучении сложного курса делает его интересным и занимательным для старшеклассников. В Лицее «Дубна» экономика выведена из курса обществознания в самостоятельный предмет в социально-экономических классах.

Изучение курса начинается в 10 классе. Начинается с введения базовых понятий о производстве и воспроизводстве: границы производственных возможностей, результаты воспроизводства, экономический рост, экономическая эффективность производства, социальная эффективность производства. Именно вопросу социальной эффективности производства я придаю наиболее важное значение. Вместе с учениками мы на семинаре обсуждаем вопрос: как при данных ограниченных ресурсах наиболее полно удовлетворить потребности всех работников фирмы и всех членов общества?

На этом занятии ребята в первый раз получают вводные от учителя для начала деловой игры. Это стартовый урок для начала «работы» предприятий. Ребята знакомятся с понятием «Парето-эффективность»: эффективность национальной экономики повышается, если изменения в производстве улучшают благосостояние хотя бы одного члена общества или фирмы, не ухудшая при этом положения других членов общества или фирмы. Социальная эффективность фирмы падает, когда изменения в производстве улучшают положение одних за счет ухудшения положения других…

Вводная может быть такой: российские шахтеры требуют увеличения зарплаты. Ученики, разбившись на группы по 3-5 человек ищут правильное решение, учитывая понятие парето-эффективности. В ходе обсуждения проблемы мы не только определяем правильный ход в экономике, но и наглядно видим, как сложно решаются экономические проблемы в реальной жизни, если кроме экономического приходится учитывать еще и социальный фактор. А без этого экономическая система общества не может быть эффективной.

Считаю, что беря за основу базовые понятия мировой экономики, необходимо постоянно держать руку на пульсе экономики отечественной. Ребята подводятся к пониманию того, сто нельзя признать социально-справедливым обогащение кучки олигархов, при этом главное – не дать ученикам увлечься порицанием конкретных личностей олигархов. Главное - сформировать понимание того, что при обогащении немногих нищают многие. На этом же уроки можно опереться на знания, полученные учениками на уроках истории при изучении темы «НЭП». И снова прочертить тот замкнутый круг, в котором оказались советские нэпманы: обогащаясь, они ставили себя в противоречие с основной стремительно нищающей массой советских людей ( особенно тех, кто приходил в город из голодной деревни)… Вспоминаем и то, что нэпманы были полностью оторваны от рынка сырья, распределение которого находилось в руках советских чиновников… Не уверенные в завтрашнем дне и обремененные необходимостью постоянно давать взятки всем чиновникам, нэпманы либо прожигали деньги в ресторанах, либо тратили их на меха и драгоценности…А это ещё больше раздражало неустроенных и голодных в СССР. Уже при изучении темы «НЭП», послевоенного восстановления хозяйства, перестройки мы постоянно обращаемся к тем знаниям, которые были получены на уроках экономики. К этому времени ученики уже достаточно аргументировано могут говорить об ошибках и недочетах в социально-экономической политике правительства.

В ходе изучения вопроса социально-экономической направленности экономики мы обязательно говорим о правах человека, обращаясь к Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г. В своих знаменитых 30 статьях эта Декларации, в частности, провозглашает:

- все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах

- каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность

- никто не должен содержаться в рабстве при подневольном состоянии

- каждый имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими

- каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы

При желании эту тему можно развивать и дальше, соотнося слова Декларации с современными российскими реалиями. В этом случае может получиться хороший семинар, на котором ученики демонстрируют свои знания в истории и современной обстановки в России.

Прежде, чем переходить к системной полуторогодовой деловой игре, когда в классе работают 3-5 предприятий, необходимо подготовить будущие «кадры» менеджеров, службы маркетинга, бухгалтеров и т.п.

К концу 1 полугодия ученики уже знакомы с тремя стадиями развития общества, ознакомившись со взглядами Джона Кеннета Гэлбрейта и Уолта Уитмена Ростоу:

- традиционное общество

- стадия создания предпосылок для взлета

- взлет

- движение к зрелости

- эпоха высокого массового потребления

- стадия поиска качества жизни ( на 1-ом плане – духовное развитие человека)

Вспоминаем и более традиционный подход к стадиям развития общества:

основные характеристики трех стадий экономического развития


Основные характеристики, раскрывающие содержание показателей

Стадии развития общества

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Главная сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Основной лимитирующий фактор производства

Земля

Капитал

Информация

Основная господствующая социальная группа

Собственники земли

Собственники капитала

Собственники информации


При этом ученики уже в состоянии определить, что при обоих подходах не учитываются социальные отношения между людьми. Большое внимание уделяется особенностям российской национальной экономической модели:

- территориальный фактор

- природно-географический фактор

- исторический фактор

- национальный фактор

- менталитет русского народа

- государственный фактор

- многоукладность

- потенциальная самодостаточность экономики России

- социальный фактор

- внешнеполитический фактор

Итак, подготовка будущих «специалистов»… Во-первых, я включаю в курс тему «Построение эффективной команды». Это, прежде всего, своеобразный ликбез для начинающих менеджеров. Начинаем с построения таблицы «Изменение командных норм». Делаем это в ходе обсуждения, в форме семинара, используя элементы эвристической беседы.

В результате получаем:


Оппозиция иерархии (переходная стадия)

Коллективная форма работы

Коммуникации



Официальные связи дифференцированы в соответствии со статусом и положением относительно ранжированных уровней ответственности

Неприятие иерархических каналов связи. «Я – один из работников. Вы можете обращаться ко мне»

Четкое распределение ролей по горизонтали, т.е. «Этим у нас занимается Х»

Пространство



Пространство распределено в соответствии с рангом. Например, управляющие имеют отдельные кабинеты. Старшие служащие имеют право входить без предупреждения в рабочие комнаты младшего состава

Открытый демонтаж барьеров. «Мы все поделим между собой». Подозрения, что персональное пространство может быть отнято. Тенденция к шуму, неразберихе и переполнению. Неофициально устанавливается разделение с помощью канцелярских шкафов и переход к работе на дому.

Пересмотр отношения к пространству как общему ресурсу. Например, соглашение о тихих комнатах и определенных местах для пользователей. Различные виды работ имеют предохраняющую ограду.

Власть



Менеджеры должны управлять. Тогда работники довольствуются ролью жертвы и могут постоянно обвинять начальство. Власть, осуществляемая младшими чинами, отрицается и может принять форму слухов, сплетен, конторского политиканства.

Нереальные ожидания гармонии. Мнение, что всякое напоминание о дисциплине коллегам противоречит духу коллективной работы. Отрицание наличия власти позволяет сотрудникам избегать возможности ее неформального использования

Признание открыто осуществляемой власти коллектива и индивидуальной власти. Контроль и баланс обеспечивают новые процедуры. Критика и поддержка понимаются как неразрывно связанные.

Обучение



Воспринимается исключительно как административная функция. Персонал отдает предпочтение «своему профессиональному уровню»

Миф, что каждый может сделать все. Отрицается разница в компетентности и способностях

Разумными признаются как индивидуальные, так и коллективные формы обучения. Люди учатся также друг у друга. Ценится практическое знание: важнее – «кто знает?», а не служебный статус – «кто есть кто?»

Решение



Решения являются прерогативой должностного положения. Формальный процесс идет сверху вниз; консультация рассматривается как привилегия

Тенденция решать все проблемы сообща. Увеличивается время на проведение собраний. Посторонние жалуются на пустую болтовню.

Передача группе широких прав на принятие решения при участии руководства в рассмотрении работы группы и отдельных ее членов.


По окончании работы можно дать группам практическое задание: представьте себе, что в ходе дискуссии со своими сотрудниками Вы делаете следующие замечания

  • «Я думаю, что мы действительно начнём относиться друг к другу как взрослые люди»

  • «Я действительно был бы рад Вашей помощи в решении этой проблемы»

  • «Как мы смогли бы решить Ваши трудности с составлением бюджета?»

  • «Наша цель должна состоять в том, чтобы увеличить выпуск продукции в будущем году на 7%»

Определите тип отношений, на который может указывать каждое из замечаний; наметьте шаги, которые Вы предприняли бы с учётом тех трудностей, с которыми Вам придётся столкнуться.

Наиболее интересным в обсуждении этой темы всегда является вопрос о власти. Мы выделяем 4 вида власти в производстве

[pic]

При этом необходимо подчеркнуть, что:

  • власть личности включает в себя личное обаяние и такт, хитрость

  • власть специалиста способна задерживать даже решения вышестоящих инстанций, основываясь на своих знаниях и опыте

  • власть должности даёт право принимать решения , в том числе официально поощрять работников

  • власть зависимости – аналог власти специалиста, но шире, чем просто компетентность и проявляются в практической сфере (отказ при забастовке от работы)

[pic]



Вместе с группами, работающими на уроках, легко выстраивается график спроса и предложения и прочная взаимосвязь этих понятий:





У предмета экономики есть и свой воспитывающий потенциал – выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики.

Наконец, после изучения всех важнейших базовых понятий можно переходить к основной части – началу деятельности предприятий. И если в 10 классе это могут быть простейшие комбинации по продаже пирожков около школы, то в 11 – это уже серьёзные компании: туристические фирмы, хлебопекарни, гостиничные комплексы, фермерские предприятия. Итогом деловой игры является то, что в условиях деятельности реальных предприятий считается её началом – составление бизнес-плана. Это оправдывается и трудностью составления документа такого ранга, и недостаточной компетенцией составителей. Для того, чтобы был составлен полновесный бизнес-план, необходимо правильно оценить уязвимость тех или иных позиций придуманного ребятами предприятия. Для этого каждое предприятие регулярно получает вводные от учителя, например: в вашем районе открывается новое здание университета; ваши коррективы… или: цены на электроэнергию повысились на 13%... и т.п. Можно предложить вводные, на которые, скажем, государство вообще не имеет права: установлены твердые цены на бензин и т.п. В этом случае производители вправе потребовать от «государства» (учителя) разъяснений подобного вмешательства в их деятельность. В ходе этой работы легко можно увидеть уровень усвоения материала учениками.

В старших классах курс строится с ориентацией на подготовку полноценной и сознательной гражданской личности, т.к. сразу же после окончания школы выпускник самостоятельно решает все жизненные проблемы и несет ответственность за свои действия. А большинство наших выпускников с 1 курса вуза и работает, и учится.

Поэтому основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная ( нравственно-этические смысло-жизненные компоненты) и гражданская культура ( отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества). Еще один пласт содержания призван обеспечить подготовку к обучению в вузах социально-экономического направления. Поэтому особенно важно дать ребятам возможность не только знакомиться с экономическими понятиями ( довольно скучными в отрыве от практики), но и непосредственно участвовать в разработке проектов деятельности предприятий.

Завершающим этапом работы является обсуждение итогов работы каждого предприятия, эффективности решения предложенных учителем вводных. Выбираются лучший менеджер, лучшая служба маркетинга, лучший бухгалтер, лучший бизнес-план ( или находки из разных бизнес-планов). Эта группа «лидеров» и предлагает на выходе свой бизнес-план с учетом всех замечаний и рекомендаций.

Результатом этой большой работы является выполнение всех пожеланий и требований к абитуриентам со стороны вузов, что существенно облегчает подготовку учеников к вступительным экзаменам, сокращая время на подготовку и делая сложную науку экономику более понятной и доступной.