Разработка урока по обществознанию Выдающаяся личность

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока : «Выдающаяся личность»

Обществознание 7 класс


Дата __________

Класс_________

Преподаватель:____________________


Цели и задачи:

Понимать:

значение появления и деятельности выдающихся личностей;

противоречивость влияния социальной среды на процесс формирования выдающихся личностей;

Знать:

термины и понятия: «выдающаяся личность», «гениальность».

причины появления выдающихся личностей,

современные трактовки психологической науки о выдающихся и гениальных личностях.

Уметь:

давать характеристику выдающейся личности;

выявлять черты личности, необходимые для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком.;

высказывать суждения на обществоведческие темы;

работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично.

осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

Дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию выдающихся личностей на формирование подростка;

Объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.

План урока:

  • Выдающиеся личности глазами философов и ученых.

  • Что значит быть выдающейся личностью.

  • Одаренные дети







Ход урока

1.Орг. момент.

2. Опрос домашнего задания пар. № 7(выборочно)

3. Объявление темы и цели урока (учитель совместно с учащимися определяет тему и цели урока .Запись в тетрадях новой темы и плана урока. Объяснения новой темы учителем. )

4. Записи в тетрадях. Устные и письменные работы с учебником.

5. Разминка.

6.Рефлексия.

7. Домашнее задание.

8. выставление оценок.


3.Учитель совместно с учащимися определяет тему и цели урока. Учащиеся записывают тему и план урока в тетради.

Оъяснение нового материала.

- Во все времена появлялись неординарные личности. Ребята, вспомните о них и приведите примеры выдающихся личностей. В помощь учащимся учитель вывешивает на доске фотографии выдающихся личностей.

1.Выдающиеся личности глазами философов и ученых

- Учитель даёт задание классу разделив их на три группы по рядам: Используя материал учебника и дополнительный материал, охарактеризуйте и проанализируйте мнения знаменитых ученых о выдающейся личности.

- Чья точка зрения вам показалась наиболее точной?

- Почему? Ответ аргументируйте.

2. Что значит быть выдающейся личностью?

Задание классу: Некоторые ученые уверены, что, для того чтобы быть выдающимся человеком, надо обязательно быть гениальным.

Учитель: Ребята, вы согласны с подобным утверждением? Аргументируйте своё мнение. Учитель раздаёт карточки с таблицей , и даёт задание учащимся заполнить её использую материал учебника.

Выдающаяся личность


Гениальная личность


Выдающаяся личность

делает себя таковой сама


Гениальность –

врожденная черта


Главные средства –

упорный труд и воля

Результат воспитания и

работы над собой,

преодоление трудностей и

накопления жизненного опыта


В основе лежит

природная одаренность

Чтобы талант не пропал,

необходимы:

сила воли, трудолюбие,

Мотивация



Задание группам: Обсудите в группах, какими чертами должна обладать выдающаяся личность?

Черты выдающейся личности:

  • Переносит трудности и невзгоды

  • Выбирается из самых кризисных ситуаций

  • Не теряет оптимизма

  • Уверен в себе

  • Уравновешен

  • Честен

  • Способен поставить перед собой цели

  • Определить пути достижения этих целей

  • Умеет видеть главное, опуская мелкие несущественные дела

  • Быстро и четко ориентируются в обстановке.

Задание: Прокомментируйте приведенные факты:

Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своем творчестве считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя таковой талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, - это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знает, о чем Ришелье писал свои пьесы. Несколько более широк круг высокообразованных людей и специалистов, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения Ришелье принимал и проводил в жизнь. Всемирную же известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.

5. Учитель: ребята, давайте проведём физ.минутку и немножко отдохнём!(текст физ. минутки прилагается).

Учитель: Садимся все на свои места, продолжаем урок.



Вопросы к классу:

- О чем свидетельствуют эти факты?

- Согласны ли вы с сделанными выводами?

Задание классу: ребята, ответьте, пожалуйста, кого вы можете назвать одаренным ребенком?

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. (Определения « Одарённый ребёнок и «Признаки одарённости» записывают в тетрадях)
Учитель: Ребята, одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Виды одарённости.  Существуют различные виды классификации одарённости, например,

1. Скрытая и ярко выраженная, 

2.Общая и специальная.

Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.

-Задание: Предположите, какие факторы способствуют появлению и развитию одаренных детей?

Факторы, способствующие появлению и развитию способных детей

Семейное воспитание Влияние общества

Природные задатки Школьное образование

  • Какой из перечисленных факторов вам представляется наиболее важным, почему?

  • Задание: Работая с текстом учебника, познакомьтесь и проанализируйте теорию амплификации психолога А.В.Запорожца.

Творческое задание:

- А как понять, что мы имеем дело с одаренным ребенком? ( Ответы учащихся)

- Работа с учебником. Чтение дополнительного материала « Интересные факты» .

- Работа с классом:

Как вы считаете, чрезмерно высокое развитие способностей у подростков всегда желательно?

-К чему это может привести?

Проверим наши версии…

- иногда родители просто хотят похвастаться своим одаренным ребенком

- это приводит к чрезмерным нагрузкам

- возможен риск однобокого развития

- могут быть психологические срывы

- в итоге ребенок не умеет общаться с другими детьми, становится «белой вороной» и т.д.

6.Рефлексия:

- Ребята, понравился вам наш урок?

-Что значит быть выдающимся человеком?

- Как вы думаете, легко ли жить выдающимся людям

- Подумайте, какие черты личности необходимы для того, чтобы развить свои способности и стать выдающимся человеком?

- А кто вам из выдающихся личностей больше всего понравился?

7. Домашнее задание:

Выучить § 8, подготовить доклад, презентацию (на выбор) о выдающейся личности нашей республики.

8. Выставление и краткое комментирование оценок за урок:

1. 2. 3.

4. 5. 6.



[pic]