Методическая разработка занятия Этнические общности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта занятия

Этнические общности

Планируемые результаты:


Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

Метапредметные:

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:

Предметные:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,


Вид занятия:


Изучение нового материала с элементами практических заданий

Ресурсы:



Презентация «Этнические общности», видеосюжеты с национальными танцами, раздаточный материал «Виды этнических общностей»

Ведущие методы:



Работа с микрогрууппах










Содержание деятельности обучающихся

(содержание заданий)

Формы

организации

работы

(индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные)


Формируемые умения,

знания, компетенции


Примерное время выполнения

(мин)


Введение в


занятие

Организация занятия.

Интрига названия темы занятия:

Просмотр трех видеосюжетов

- Как можно назвать то, что вы сейчас видели?

- Это все танцы, но почему они все разные?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Записываем число и тему урока.

- Есть ли у вас вопросы к формулировке тему урока?

Просмотр видео. Формулировка темы и целей занятия

Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

10 мин

Основная часть


Какие ассоциации у вас возникают с таким термином как этнические общности?

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей(племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью


Составление кластера ассоциативного ряда. Формулировка определения термина этнические общности

Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

5 минут









Виды этнической общности, составление таблицы

Работа в группах по тексту 1 «Виды этнических общностей» составление таблицы или кластера. Представление таблицы перед аудиторией

Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

Метапредметные:

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе:


30 минут

Признаки:

  • Язык

  • Общность территории

  • Общность экономической жизни

  • Общие черты психологического склада

  • Культура

  • Национальное самосознание

  • Русские. Вроде бы все признаки налицо. Общность происхождения, территории, исторической судьбы, языка, национального менталитета, антропологических характеристик. Наличие своего государства, единство (хотя сейчас довольно относительное) в православном вероисповедании. Всё сходится.

  • Немцы. Уже сложнее. Государственного единства нет (с учётом наличия австрийских немцев), религиозного единства - тоже, общность исторической судьбы германских и австрийских немцев сомнительна.

  • Швейцарцы. Государственное единство без общности языка (три государственных языка на равных).

  • Американцы. Ни общности происхождения, ни общности антропологического типа, ни общности менталитета. Языковая общность есть, но она роднит американцев с британцами, частью канадцев, австралийцами и т.д., то есть не является признаком национальной идентификации. Остаётся только общность государственной принадлежности, территории и (возможно) исторической судьбы.

  • Евреи. Ни общности территории, ни языка, ни общей исторической судьбы. Общность антропологического типа и исторического происхождения - более чем сомнительны. По сути единственный формальный признак - религиозная принадлежность, да и этот признак в настоящее время относителен. Тем не менее, евреи прекрасно осознают себя отдельной нацией и эффективно поддерживают свою национальную идентичность, столетиями не ассимилируясь среди других народов.

  • Какой из признаков самый сильный? Давайте проверим.

  • Язык: англичане и американцы, но нации разные

  • Общность территории: армяне более половины проживают за пределами Армении, но продолжают оставаться армянами, русские, которые в начале XX века были вынуждены эмигрировать из страны, продолжали оставаться русскими.

  • - К какому признаку можно отнести то, что я вам показала в самом начале урока?

  • - Какой признак вы бы назвали самым сильным?

- Что он в себя включает?

Работа с карточками о народах мира.

Отвечают на вопрос в микрогруппе.

Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

Метапредметные:

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:

Предметные:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,

20 минут

Познакомьтесь с высказываниями немецкого мыслителя Лессинга и русского физиолога Сеченова.

Объясните смысл высказываний.

Можно ли сказать, что высказывания имеют один смысл?

«Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» (Г. Лессинг)

«Основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависит ни от расы, ни от географического положения. Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы нациям они не принадлежали» (И. Сеченов)

национальный состав РФ








хорошо ли жить в многонациональном мире?

Вавилонская башня

У сыновей Ноя было много детей, и от них опять произошло много людей на земле. Но вскоре обнаружилось, что люди после потопа были не лучше, чем до потопа. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие.

Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассмеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого». (Помните, Бог также некогда сказал во множественном числе: «Сотворим человека…»)

Господь смешал язык людей так, что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни, Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.

Обуждение в группах высказываний, доказательство противоположных мнений.













Русские, башкиры, чеченцы, дагестанцы, армяне, осетинцы, казахи, буряты, узбеки, ингуши, якуты, тувинцы, евреи.

Обсеждение документа


Личностные:

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками,

Метапредметные:

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:

,

10 минут




























10 минут

Заключительная часть



1) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Индивидуальное составление синквейна по изученному материалу

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности,

5 минут