“Монополия и антимонопольная политика в РФ ” урок по обществознанию10-11

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока "“Монополия и антимонопольная политика в РФ ” "

Образовательные цели:

-создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;

-содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте

(работа с источниками);

-воспитывать экономическое мышление.

Тип учебного занятия – комбинированный урок.

Форма проведения – диалог, беседа, тестирование, работа с источниками.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся

групповая, индивидуальная.

Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1-4, учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс) ,Р.И. Хасбулатов Экономика. Базовый и углубленный уровень.10-11 класс.

План учебного занятия

1. Организационный этап. Мотивация.

- Сообщение темы учебного занятия.

-Формулирование целей учебного занятия.

2. Организация восприятия и осмысления (работа с терминами, просмотр презентации)

-Понятие, причины монополизации и виды монополии (сообщение учащихся по презентации )

-История возникновения антимонопольного законодательства. Система антимонопольного регулирования.

-История возникновения и функции ФАС

( громкие антимонопольные дела ФАС выступление учащихся)

3. Практикум по теме.

Работа с источниками «Конституция РФ», «Гражданский кодекс РФ», «Федеральный закон о защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

4. Подведение итогов учебного занятия. Беседа с гостями мероприятия.

5.Рефлексия. Проведение тестирования.









Содержание урока

1. Организационный этап. Мотивация.Т.А.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости мероприятия! Сегодня наше занятие по пройдет по теме “Монополия и антимонопольная политика в РФ ”.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов , нарушает процесс формирования цены, дезориентации продавцов и покупателей.

Каковы же могут быть последствия ненормальной работы рыночных механизмов? (нерациональное распределение ограниченных ресурсов и замедление темпов роста благосостояния людей).

Татарстанский УФАС России разработал комплекс мер по разъяснению основных целей и задач современного антимонопольного регулирования, а наиболее доступными и эффективными способами являются конечно же являются встречи на местах с гражданами, представителями бизнеса ну и конечно с молодежью которая конечно стоит далеко не в стороне современных рыночных отношений.

Сегодня у нас в гостях заместитель руководителя Татарстанского УФАС И.Н Павлов

Именно Федеральная Антимонопольная служба выполняет в России функции контроля в сфере антимонопольной политики государства.

Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:

продолжить формирование знаний по такому отраслевому рынку, как монополия.

ознакомить с основными документами по антимонопольному законодательству РФ и деятельности ФАС

Ваша задача в течение урока найти ответы на вопросы

Зачем, почему необходимо антимонопольное законодательство?”

«Какими законодательными способами государство осуществляет антимонопольное регулирование?»

2. Организация восприятия и осмысления (работа с терминами, просмотр презентации)

(Приложение №3)

Речь учителя «На уроках истории и обществознания мы касались темы монополии..»

Вопросы:

-Вспомните, что означает понятие монополия?

Причины образования монополий?

Сообщение по презентации «Монополия и антимонопольная политика»



1. Итак, монополия - это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.

Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50 - 70-м годам 19 в., монополии в то время только зарождались, были очень не прочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895 - 1910 гг. и кризиса 1900 - 1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств..

Следствием экономических кризисов является массовое разорение и банкротство мелких и средних предприятий. Некоторые из них насильно поглощаются крупным капиталом, а другие вынуждены соглашаться на объединение, чтобы избежать разорения. То есть главнейшей причиной создания монополий являются экономические кризисы, которые во второй половине XIX в стали фактором ускорения концентрации и централизации 'производства и создание на этой основе монополий.

В прошлом столетии монополии получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Концентрация производства обусловлена также следующими причинами:

-новые технологии, явившиеся результатом НТП, требовали значительных вложений капиталов (судостроение, металлургия, строительство железных дорог и т.д.);

-развитием кредита, позволившим  дополнить собственный капитал займами;

-стремительным распространением акционерной формы капитала

Крупные фирмы, выделяясь в ходе конкурентной борьбы из множества мелких и средних, предпочитали идти на сговор (создание монополистического союза), чем продолжать изнурительную конкурентную борьбу, которая приносила экономические потери и грозила банкротством. Монополистический союз позволял упрочить  позиции на рынке и извлекать монопольную прибыль за счет дележа источников сырья и рынков сбыта, установления квот производства и продаж, согласования цен на ресурсы и готовую продукцию и т.д.

Характерные признаки монополии:

-сосредоточение в своих руках значительной доли производства определенного вида продукции;

-доминирование на рынке ее сбыта;

-контроль над источниками ресурсов;

-возможность диктовать цену на ресурсы и готовую продукцию;

-присвоение монопольной прибыли в результате воздействия на ценообразование.

2. Виды монополий

Выделяют следующие виды монополий:

  1. Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о разделении источников ресурсов, распределении рынков сбыта, установлении квот участников в общем объеме производства и реализации продукции, регулировании ценообразования на ресурсы и производимые товары.

  2. Синдикат – входящие в объединение фирмы, сохраняя свою юридическую самостоятельность, соединяют рыночную деятельность путем создания единой конторы по сбыту их продукции.

  3. Трест –объединяется не только снабженческо-сбытовая деятельность, но  также финансы и весь производственный процесс входящих в его состав предприятий. Предприятия, входящие в состав треста, утрачивают свою юридическую самостоятельность, т.е. фактически превращаются в филиалы треста.

  4. Концерн – представляет собой союз юридически самостоятельных фирм, который образуется путем скупки одной компанией (материнской) контрольных пакетов акций других компаний, приобретающих статус дочерних предприятий материнской компании. Концерны функционируют на базе финансового господства материнской компании над дочерними фирмами.

  5. Конгломерат- предполагает слияние фирм, функционирующих на не пересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.

Также выделяют естественную монополию, которая возникает в результате владения редким и не воспроизводимым фактором производства.

3. Функции и задачи ФАС? (по презентации Приложение №3)

Для ограничения влияния монополий в странах с развитой рыночной экономикой действуют антитрестовские (антимонопольные) законодательства. Первый антимонопольный закон — закон Шермана — был принят в США в 1880 г. Он запрещал любые слияния предприятий, объединения или сговоры, направленные на сокращение и ограничение производства и торговли. Антимонопоьное законодательство непрерывно совершенствуется, и его главной задачей является защита мелких и средних производителей товаров и услуг, формирующих общую конкурентную среду.

Российское антимонопольное законодательство пока ещё слабо развито, практика его применения незначительна. В Российской Федерации в 2004 г. была создана специальная структура, осуществляющая антимонопольную политику государства, федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополиях, рекламе, а также изданию в npеделах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон О рекламе.

ФАС имеет право наложить крупный штраф на недобросовестных предпринимателей или через суд закрыть их бизнес. Примером работы ФАС может служить проверка ценообразовании на

бензоколонках, в результате чего был выявлен сговор владелельцев с целью завышения розничных цен на бензин.

Приложение №5 «Громкие антимонопольные дела» (сообщения уч-ся)

3. Практикум по теме.

Работа с источниками «Конституция РФ», «Гражданский кодекс РФ», «Федеральный закон о защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"

Учащиеся работают с документами по антимонопольному законодательству, анализируют и отвечают на вопросы.

Приложение № 1

Работа с документами

Антимонопольное законодательство – это экономическое направление государственной деятельности, которое основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции».

Конституцией РФ

Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ.

[link] .