Программа по обществознанию 7 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Хиславичская СШ»


Рассмотрено на заседании методического объединения учителей истории и обществознания

___________________________


« 23 » августа 2016 г.

Руководитель РМО__________

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол №1 от 30 августа

2016г


Утверждаю

Директор МБОУ «Хиславичская СШ»


___________ Е.И.Адашан приказ №68

« 30 » августа 2016 г.





Рабочая программа

по обществознанию

для 7 класса






Учитель: Галынская Е.Н..





2016-2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы и разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  2. Обществознание: Программа 5–9 классы общеобразовательных учреждений / Соболева О.Б., Медведева О.В. — М., Вентана-Граф, 2014

  3. основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ».


Обществоведческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизированных знаний об обществе, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении общественных форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества обществоведческого образования в основной школе связан в большей степени с усвоением информации и способностью воспроизводить изученный материал, а также овладением навыка анализа, объяснения, оценки явлений, процессов, развитием коммуникативной культуры обучающихся.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, оценивать их с точки зрения развития обществознания и культуры;

  • Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной и творческой работы;

  • Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;

  • Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;

  • Формировать систему ЗУН по предмету

  • Формировать навыки поиска информации в Интернете и электронных носителях;

Развивающие:

  • Развивать уверенность в реализации личностных качеств;

  • Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность в овладении знаниями, самореализации, самосовершенствования;

  • Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

  • Воспитывать активную жизненную позицию.

Актуальность, новизна: отличительные особенности программы заключаются в том, что данная программа реализуется через принципы многофакторного подхода к обществознанию, позволяющий показать всю сложность и многомерность данной науки и поиска фактов из различных источников; акцент на сравнение процессов поисково-исследовательского навыка с помощью информационных технологий.

Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее простых, обобщенных тем, характеризующих специфику различных отраслей обществоведческой науки. При этом, на ступени основного общего образования изучение обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие обучающихся, использование потенциала данной науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Описание места учебного предмета:


Курс обществознания на ступени основного общего образования является частью концентрической системы обществоведческого образования. Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Общественно – научные дисциплины» и преподается самостоятельно.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является вторым этапом в изучении обществознания.

В учебнике в интересной и увлекательной форме освещаются вопросы человековедения. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Сроки реализации программы: 1 год, 34 ч. в год (1 раз в неделю)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


Результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию в 7 классе:

Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов


Метапредметные результаты изучения обществознания в 6 классе проявляются в:

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

6) определение собственного отношения к явлениям жизни человека, формулирование своей точки зрения.


Предметные результаты.

Семиклассник должен знать:

  • что такое общество и человек;

  • механизмы и регуляторы деятельности людей;

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни

  • умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;

  • специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

Уметь

  • описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;

  • приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;

  • оценивать поведение людей;

  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

  • преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Владеть

  • приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;

коммуникативной;

  • отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание тем учебного курса





Общество и его структура.

Человек как часть природы и общества. Общество как форма жизни людей. Потребности человека и общество. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Виды обществ. Понятие «социального». Строение общества. Социальная группа. Виды социальных групп. Вертикальная структура общества. Социальный слой, социальная лестница. Проблема общественного неравенства. «Средний класс». Многообразие народов. Этнические различия. Этническая ситуация в современной России. Межнациональные отношения. Мигранты и социальная напряженность. Дискриминация. Национализм. Шовинизм. Профессии, профессиональные группы. Роль различных профессий в жизни общества.

Образование и профессиональная компетентность. Выбор профессии. Виды религий. Мировые религии. Религиозные организации России. Роль религии в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания. Религия, атеизм, гуманизм. Семья и брак. Виды семей. Роль семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни современного общества. Проблемы создания и сохранения семьи. Классный коллектив

как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.

Человек в обществе.

Статус человека в обществе. Виды статусов. Влияние статуса на человека. Социальная роль. Виды социальных ролей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков. Социальная роль и поведение. Ролевой конфликт. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные лифты. Социальная мобильность в современной России. Этапы развития группы. Коллектив. Роли в группах. Лидер. Типы лидерства. Взаимоотношения в группе.

Особенности подросткового возраста. Гендерные особенности воспитания и подросткового поведения. Групповое поведение. Человек и толпа. Формирование «образа Я». «Я», «мы», «они». Сущность общения. Способы общения. Восприятие людей и общение. Самопрезентация. Типы человеческих взаимоотношений: сотрудничество, соперничество, индивидуализм, дружба, любовь. Сущность конфликта. Причины конфликтов. Участники конфликта. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликта. Роль конфликтов в жизни человека и развитии общества. Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль. Виды социального контроля. Социализация. Нарушение норм. Роль социальных норм в жизни общества. Свобода и ответственность личности. Итоговое повторение.

Общество и государство.

Государство как политическая организация общества. Признаки государства. Легитимность власти. Политика. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Избирательные системы. Разделение властей. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая культура. Причины социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и эволюция — пути общественного развития. Средства массовой информации. Влияние СМИ на повседневную политическую жизнь. Влияние СМИ на общественное сознание. Коммуникация. Манипулирование сознанием. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государственная власть и граждане. Текущие задачи развития России. Итоговое повторение.

Современное общество

Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество. Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Проблемы перенаселения. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема бедности. Кризис духовности и нравственности. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и международного терроризма. Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью.

Предотвращение загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами. Взаимосвязи народов в современном глобальном мире. Влияние глобализации на культуру. Глобальные противоречия в современном мире. Глобальный характер угрозы терроризма. Виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах жизни. Итоговое повторение.

Роль человека в современном обществе. Значение индивидуальной и коллективной деятельности человека в развитии общества.













Календарно – тематическое планирование по курсу обществознания 7 класса


п/п

Название разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика


предметные

УУД (личностные и

метапредметные)

корректировка

1.

Введение в изучение курса.

1

Жизненный опыт человека. Что изучает обществознание .Зачем нужно изучать человека и общество в котором он живет.

Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий








2.

Что такое общество.

1

Знать сферы общественной жизни. Давать характеристику видам обществ. Знать науки изучающие общество.

Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя


Уметь высказывать свою точку зрения.


3.

Социальная структура общества.

1

Давать определения « социальная группа». «социальная лестница». Знать что такое социальная структура, социальное неравенство.

Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.

Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности


4.

Мы-дети разных народов.

1

Знание ключевых понятий социологии «этническая группа». «нация», «национальность».

Воспитание общероссийской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества; готовность вести диалог с людьми других национальностей.


5.

В мире религий.

1

Знание понятий «религия». Виды религий. Знание основ культурного наследия народов России и человечества.

Развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми разных вероисповеданий.



Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность


6

Мировые религии.

1

Знать особенности мировых

религий. Религиозные организации современной России.

Усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества; формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку.


7.

Профессиональные группы. Выбор профессии.

1

Знать что такое профессия .Роль профессии в жизни общества. Роль профессии в жизни человека. Проблема выбора профессии.

Использовать профессиональный опыт социального окружения для решения познавательных задач. Анализировать роль различных профессий в общественной жизни.


8

Ваша семья.

1

Знать что такое семья. Какие бывают семьи .Роль семьи в жизни общества.

Использовать личный опыт и опыт ближайшего социального окружения для решения познавательных задач. Умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации.


9

Ваш школьный класс.

1

Знать что такое класс. Виды взаимоотношений в классе. Дружный класс.

Освоение социальный норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах и сообществах.


10

Повторительно- обобщающий по теме: «Общество и его структура».

1

Обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий, использование изученных понятий для анализа социального развития современной России.



11

Наши статусы.

1

Знать какие бывают статусы. Главный статус . Несовпадение статусов. Влияние статусов на взгляды и поведение.

Оценивать личное социальное положение, обобщать теоретический материал в схеме. Ранжировать статусы, анализировать социальные ситуации.


12

Какие роли мы играем.

1

Знать что такое социальные роли. Социальные роли и свобода человека. Ролевой конфликт.

Применять знания для решения жизненных задач, составлять программу действий по решению личных проблем социального взаимодействия; оценка черт своей личности для корректировки собственного поведения.


13

Как мы переходим в другие группы.

1

Знать что такое социальная мобильность. Горизонтальная , вертикальная мобильность .Каналы социальной мобильности.

Устанавливать внутрикурсовые связи и межпредметные связи с историей. Обобщенно представлять социальное явление, планировать собственный социальный рост использовать опыт родителей.


14

Взаимоотношения и роли в группах

1

Знать как развивается группа. Что такое коллектив. Лидерство. Возрастные и гендерные группы.

Умение объяснять процессы и явления социальной действительности с научных позиций. Развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации.


15

Групповое поведение

1

Знать что такое групповое поведение. Позитивное и негативное влияние группы на поведение человека.

Умение применять нормы и правила преодоления конфликтов к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.


16»

«Я»,»Мы»,»Они»

1

Знание базового понятия «толерантность»

Формирование основ толерантности.


17

Такие разные отношения

1

Знать типы человеческих отношений и давать им характеристику. Альтруизм. Дружба. Любовь.

Устанавливать ретроспективные внутрикурсовые связи, оценивать личный социальный опыт.


18

Давай помиримся.

1

Знать что такое конфликты. Причины конфликтов. Участники конфликтов.

Применять личный опыт участия в конфликтах для решения личных и познавательных задач.


19

Нормы поведения.

1

Знать роль социальных норм в жизни общества.

Устанавливать ретроспективные внутрикурсовые связи, анализировать собственное социальное поведение с точки зрения выполнения социальных норм.


20

Повторительно- обобщающий по теме « Человек в обществе»

1

Обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий, использование изученных понятий для анализа социального развития современной России.



21

Зачем обществу государство

1

Знать понятия «государство», «суверенитет», «политика». Анализировать текст, составлять рассказ по теме.

Мотивировать и направлять на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.


22

Как устроены государства.

1

Знать формы государственного устройства, формы правления, политические режимы.

Развитие способностей давать обоснованную оценку подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.


23

Государственная власть в демократических странах.

1

Знать принцип формирования органов власти в демократическом государстве.

Давать оценку политическим явлениям, устанавливать причинно-следственные связи.

Определение собственного отношения к явлениям общественной жизни.


24

Политика и политические партии.

1

Знать понятие «политическая партия»,» политические лидеры, политическая культура.

Искать и сравнивать дополнительную социальную информацию из различных источников.


25

Социальные конфликты и политическое развитие.

1

Причины социальных конфликтов, виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие.

Формирование умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую.


26

Я – гражданин России.

1

Права и обязанности граждан России.

Анализировать социальные проблемы на основе личного опыта.


27

Повторительно-обобщающий по теме « Общество и государство»

1

Обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий, использование изученных понятий для анализа социального развития современной России



28

Информационное общество

1

Средства массовой информации. .Влияние СМИ на общественное сознание.

Понимание языка массовой социально-политической коммуникации.


29

Лучше ли сейчас чем раньше

1

Общественный прогресс и его результаты в начале21века. Противоречия общественного развития.

Формулирование и аргументирование своей точки зрения, умение вести диалог.


30

Международные отношения и национальная безопасность.

1

Направления международных отношений. Международные отношения.

Развитие способностей давать обоснованную оценку подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.


31

Глобальные проблемы современности

1

Причины возникновения глобальных проблем. Виды глобальных проблем.

Определять пути личного участия в решении общественных проблем, готовить сообщение на заданную тему.


32

Пути решения глобальных проблем

1


Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями.


33

Повторительно-обобщающий по теме «Современное общество»

1

Обобщение изученного материала, выполнение творческих заданий, использование изученных понятий для анализа социального развития современной России



34

Итоговая контрольная работа.

1







УМК:

Обществознание. Человек и общество: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ О.Б. Соболева, Р.П. Корсун; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. - М.:Вентана-Граф, 2015

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975.

  2. Всеобщая декларация прав человека.

  3. Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.

  4. Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.

  5. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2007г.

  6. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.

  7. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.

  8. Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 4. С. 17—24.

  9. Бахмутова Л.С. О планировании уроков обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 22-26.

  10. Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005.

  11. Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: В 3 ч. М., 2001.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Детская энциклопедия. Т.8: Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975.

  2. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001 г.

  3. Всеобщая декларация прав человека.

  4. Дети и наркотики // Наш малыш.1997.№10.

  5. Энциклопедия для детей. Т.21: Общество.Ч. 2: Культуры мира. М.: Аванта+, 2004.

  6. Аминов A.M. Деловая игра «Права ребенка» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 9. С. 31—34.

  7. Аминов A.M. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 8. С. 40-44.

  8. Человек и общество: Доп. материалы к учеб. 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 2000.

  9. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 2000.

  10. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2001.

  11. Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

  12. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

  13. Фалькович Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2005.