Рабочая программа по обществознанию подготовка к ОГЭ 9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


8

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса «Обществознание»

для подготовки учащихся

к основному государственному экзамену

(ОГЭ)

по обществознанию


Составитель:

учитель истории, обществознания и права

Чистякова Елена Вячеславовна













Долгопрудный, 2015г.





1. Пояснительная записка

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на до­ступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по фило­софии (этике и теории познания), экономике, социологии, пси­хологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает обще­ство в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подростко­вого возраста;

  • дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • развивать умения учащимися получать из разнообраз­ных источников и критически осмысливать социальную инфор­мацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению соци­альных и гуманитарных дисциплин; формированию способнос­ти к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, науко­емкой трудовой деятельности;

  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в об­щественной жизни; для решения типичных задач в области со­циальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для со­отнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установлен­ными законом; для содействия правовыми способами и сред­ствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа рассчитана на 145 учебных часов – 96 академических часов

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);

  • письменные виды контроля (тестирование).


2. Распределение учебной нагрузки

145 ч

(96 академических часов)


3. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 9 класса должен:

1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;

4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.


4. Календарно-тематическое планирование


п/п


Наименование раздела и тем

Кол-во

ч

Дата прохождения

по плану

факти

чески

Вводное занятие

2



Раздел 1. Человек и общество

10



Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества.

1



Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества.

1



Личность и социальная среда. Потребности человека. Деятельность человека и основные формы

3



Социализация и воспитание.

1



Социально-психологический процесс общения. Межличностные отношения и конфликты

3



Тренировочное тестирование по теме «Человек и общество»

1



Раздел 2. Экономическая сфера

15



Экономика, ее роль в жизни общества. Ограниченность ресурсов

2



Экономические системы и собственность

2



Рынок и рыночный механизм

1



Деньги.

1



Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике

3



Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3



Налоги

1



Экономические цели и функции государства

1



Тренировочное тестирование по теме «Экономическая сфера»

1



Раздел 3. Социальная сфера

10



Социальная структура. Социальная стратификация.

2



Семья как малая группа

1



Многообразие социальных ролей

1



Конфликты в обществе и пути его решения

1



Социальные ценности и нормы

1



Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм. Здоровый образ жизни

1



Межнациональные отношения

1



Тренировочное тестирование по теме «Социальная сфера»

2



Раздел 4. Политическая сфера

15



Власть. Роль политики в жизни общества

1



Государство: понятие и признаки

2



Разделение властей

1



Формы государства

1



Политический режим. Демократия

1



Местное самоуправление

1



Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум

2



Политические партии и движения

2



Гражданское общество и правовое государство

1



Тренировочное тестирование по теме «Политическая сфера»

3



Раздел 5. Человек и его права

29



Право. Роль в жизни общества и государства

1



Норма права. Нормативно-правовой акт

2



Правоотношения и юридическая ответственность

3



Конституция РФ

3



Федеративное устройство РФ

2



Органы государственной власти РФ

3



Правоохранительные органы и судебная система РФ

3



Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы гражданина РФ. Конституционные обязанности

2



Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних

1



Механизмы реализации и защита прав человека и гражданина

1



Международное право

1



Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

2



Семейное право

1



Трудовое право

1



Административное право

1



Уголовное право

1



Тренировочное тестирование по теме «Человек и его права»

1



Раздел 6. Духовная сфера

8



Сфера духовной культуры и ее особенности

1



Наука и образование

2



Религия, религиозные организации. Свобода совести

1



Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

2



Тренировочное тестирование по теме «Духовная сфера»

2



Особенности выполнения заданий различных типов

36 ч



Тестирование в форме ОГЭ

20 ч




5. Учебно-методические средства обучения



  1. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.

  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).

  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).

  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).

  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).

  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2014. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).

  8. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 224 с.

  9. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 2012. - 66 с.

  10. Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2012. – 136 с.

  11. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. – М.: Академический Проект; Культура, 2011. – 607 с. – (Gaudeamus).

  12. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 336 с.