Программа элективного курса по избирательному праву. Обществознание 9 кл.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рассмотрена на заседании гуманитарной кафедры
Протокол №1 от 27.08.2015 г.

Руководитель кафедры
___________/Т.И. Забайкина /

«Согласовано»

Зам. директора
по УВР Гимназии №2

___________ /Н.В.Капосина/

28.08.2015г.

«Утверждено»
Приказ № 1/12 от 01.09.2015 г.
Директор Гимназии №2
_____________ /Я.М.Стулова/






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2

г. Нелидово Тверской области





Программа элективного курса по избирательному праву

«Выборы как элемент демократии»

9 класс




Программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов предметной линии учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова («Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н, Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей и организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – изд. 2-е, доработанное.- М.: Просвещение, 2014.»).


Количество часов: всего 12 часов, в неделю 1 час


Класс 9А, 9Б


Учитель Забайкина Т.И.




2015-2016 учебный год









Пояснительная записка


Участие в выборах – проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина.

У молодежи отношение к участию в выборах весьма прохладное – и не в последнюю очередь потому, что они имеют не совсем четкие представления о значении выборов как института демократии и механизме прихода к власти различных политических структур посредством процедуры выборов. Таким образом, создается опасность избрания органов представительной власти меньшей частью избирательного корпуса. Следовательно, проблема заключается в том, чтобы приходящие к власти политические силы были выразителями интересов именно большинства россиян.

Именно на уроках права учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе.

Данный материал направлен на то, чтобы:

  • Воспитать социально активных и законопослушных граждан;

  • Сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия;

  • Выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях.


Цели курса:

Вызвать интерес учащихся к выборам как к краеугольному институту демократического режима, сформировать (повысить) мотивацию их сознательного участия в избирательных кампаниях, познакомив их с основами избирательного права.


Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся в сфере избирательного права;

  • Снабдить учащихся необходимой и достаточной информацией в области избирательного права и избирательного процесса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- анализ и сопоставление фактов;

- оформление письменных сообщений;

- анализ документов;

- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими;

- выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

- исследовательская работа, (выявление проблемы, формулирование проблемы, выяснение неясных вопросов) составление сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- беседы;

- семинары;

- практические занятия;

- конференции;

- заседания круглых столов;

- «мозговой штурм»;

- анализ альтернативных ситуаций;

- работа в группах, парах, индивидуально;

- выполнение работы по заданному алгоритму;

- творческие работы;

- защита проектов.


Содержание курса



Рассмотреть определение: выборы, избирательная система, выделить ключевые слова;

Функции выборов.

Мозговой штурм (слова - ассоциации). Составление кластера «Функции выборов».

3. Нормы и принципы избирательного права.

На основе каких принципов избиратель участвует в выборах при демократичном режиме.

Рассказ учителя о нормах и принципах избирательного права:

Всеобщее

Равное

Тайное

Прямое Добровольность (свобода)

Активное и пассивное избирательное право.

Работа с Конституцией ст.3,32 составить таблицу.

4. Виды избирательных систем.

Показать, какую роль при демократии играют различные процедурные вопросы. Какие основные избирательные системы изучает мировая практика демократических выборов. Каковы особенности пропорциональной и мажоритарной системы.

Рассказ учителя о процедуре выборов, особенностях пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.

Организация беседы по вопросам:

  1. Каковы достоинства и недостатки мажоритарной системы?

  2. Каковы достоинства и недостатки пропорциональной системы?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Работа в тетради.

Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Выполнение творческих заданий.


5. Избирательный процесс.

Деятельность по подготовке и проведению выборов.

Стадии избирательного процесса. Характерные черты, на которых базируется избирательный процесс.

Избирательные комиссии. Функции ЦИК.

Учащиеся изучают стадии избирательного процесса, разбиваясь на 7 групп ( по количеству стадий) – каждая группа должна составить подробное объяснение одной стадии.

6. Правовые основы избирательной деятельности.

Какими основными законами обеспечивается демократичность выборов в РФ?

Организация работы с законами РФ о выборах:

Ф.З. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации»

Ф.З. « О выборах Президента Российской Федерации»

Ф.З. «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации»

Ф.З. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

Ф.З. « О референдуме Российской федерации»


Слушают и записывают основные положения. Тесты.

7. Выборы Президента РФ.

Рассмотреть роль Президента в государстве.

Сформировать представление учащихся о полномочиях Президента как главы государства, его функциях и степени ответственности за свою страну.

Организация работы с текстом Конституции (гл.4).

Лекции с элементами беседы: когда был учрежден пост Президента и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, используя текст Конституции:

  1. Каков порядок избрания Президента РФ?

  2. При каких условиях обязательности Президента прекращаются?

Работа в тетради.

Работа с Конституцией, гл.4.

Составление кластера «Полномочия Президента».

8. Выборы в Государственную Думу.

На какой срок избирается Государственная Дума и кто может стать ее депутатом.

Порядок формирования Государственной Думы. Функции Государственной Думы.

Работа с Конституцией РФ, гл. 5. Сюжетно-ролевая игра «Выборы в Государственную Думу».

9. Выборы в местные органы власти.

Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Конституционные гарантии правомочий местного самоуправления.

Познакомить учащихся с органами местного управления и направлениями их работы.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Выполнение творческого задания в группах.

10. Итоговое занятие.

Разработка коллективного проекта с презентацией на гимназической научно-практической конференции. Темы проектов: Выборы как элемент демократии. Избиратель как гражданин. Какая из двух избирательных систем – пропорциональная или мажоритарная – представляется справедливее?


Учебно –тематический план


Кол-во

часов

Формы проведения занятий.

1.

Тема 1.

Из истории избирательного права.

1 ч.

Урок – лекция.

2.

Тема 2.

Избирательная система Российской Федерации.

1 ч.

Мозговой штурм. Составление кластера.

3.

Нормы и принципы избирательного права.

1 ч.

Урок – практикум.

4.

Виды избирательных систем.

1 ч.

Семинар.

5.

Избирательный процесс.

1 ч.

Работа в группах.

6.

Правовые основы избирательной деятельности.

1 ч.

Урок – лекция.

7.

Выборы Президента Российской Федерации.

1 ч.

Урок – практикум.

8.

Выборы в Государственную Думу.

1 ч.

Урок – практикум.

9.

Выборы в местные органы власти.

1 ч.

Урок – исследование. Работа с помощью приема инсерт.

10.

Итоговый урок.

1 ч.

Деловая игра – обсуждение.


Содержание программы

Тема 1.

Из истории избирательного права

- Народовластие в Афинах.

- Выборы в Римской республике.

- Избирательное право в средние века.

- Избирательные процедуры в Западной Европе в XIX веке.

- Избирательное право в США в XVIIIXIX вв.

- Выборы в Новгородской земле в период Средневековья.

- Избирательное право в России в XVIXVII вв.

- Избирательное право в России в конце XIX – начале XX вв.

- Самоуправление в Твери в XIXXX вв.


Тема 2.

Избирательная система Российской Федерации

- Выборы – демократический способ формирования государственных органов и органов местного самоуправления.

- Избирательные права граждан.

- Нормы права, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной либо непосредственно, либо через своих представителей в органах власти.

- Функции выборов.


Тема 3.

Нормы и принципы избирательного права

- Принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольность (свобода).

- Активное и пассивное избирательное право.

Тема 4.

Виды избирательных систем.

- Мажоритарная система.

- Пропорциональная система.

- Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

Тема 5.

Избирательный процесс

- Стадии избирательного процесса:

1. Составление списков избирателей.

2. Формирование избирательных участков.

3. Формирование избирательных комиссий.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

5. Предвыборная агитация.

6. Голосование.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

- Избирательные комиссии.

- Избирательные объединения.

Тема 6.

Правовые основы избирательной деятельности.

- Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ.

- Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

- Федеральный закон « О выборах Президента РФ»

- Федеральный закон « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;

- Федеральный закон « О порядке формирования Совета Федерального Собрания РФ»;

- Федеральный закон « О референдуме РФ».

Тема 7.

Выборы Президента Российской Федерации

- Становление института Президента в РФ.

- Порядок выборов и вступление в должность.

- Правовой статус Президента.

- Полномочия Президента.

- Основание досрочного прекращения полномочий Президента.

Тема 8.

Выборы в Государственную Думу

- Что такое парламент, парламентаризм.

- Выборы в Государственную Думу.

- Предметы ведения Государственной Думы РФ.

Тема 9.

Выборы в местные органы власти

- Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Представительные органы местного самоуправления.

Тема 10.

Итоговое занятие

Разработка коллективного проекта с презентацией на гимназической научно-практической конференции.

Темы проектов:

Выборы как элемент демократии.

Избиратель как гражданин.

Какая из двух избирательных систем – пропорциональная или мажоритарная – представляется справедливее?


Методические рекомендации к курсу


Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Избирательное право» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы выражения. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли ответственного представителя группы при проведении презентации ответа или мнения группы.

Сюжетно-ролевая игра основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра имеет сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса. Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождение компромисса на основе полученных знаний.

Основные методы работы: работа с документами, материалами СМИ, написание синквейна, защита рефератов, тестовые задания, эссе.

Рекомендации по проведению занятий.


Урок №3. Нормы и принципы избирательного права.

Работа с Конституцией ст.3,32 составить таблицу.


Принципы избирательного права.


К выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям.

Ограничения:

а) возрастные;

б) общая недееспособность

(по суду);

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы.

Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает:

1) значение голосов всех избирателей одинаково;

2)равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе.

Избиратели голосуют на выборах «за» и «против» кандидата непосредственно и лично.

Исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.

Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня.

Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление



Урок №4.Виды избирательных систем.

Выполнение творческих заданий.

Задание1. В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам.

Победившим считается кандидат, набравший 50% плюс один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.

Задание 2. Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему?

Задание 3. В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

Урок №5. Избирательный процесс.

Учащиеся изучают стадии избирательного процесса, разбиваясь на 7 групп (по количеству стадий) – каждая группа должна составить подробное объяснение одной стадии.

Избирательный процесс-деятельность по подготовке и проведению выборов.

Стадии избирательного процесса:

  1. Составление списков избирателей.

  2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.

  3. Формирование избирательных комиссий.

  4. Выдвижение, регистрация кандидатов.

  5. Предвыборная агитация.

  6. Голосование.

  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.


Выборы в РФ имеют ряд характерных черт, на которых базируется избирательный процесс. К ним относится:

  1. Обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями.

  2. Право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию.

  3. Финансирование выборов за счет бюджетных средств.

  4. Гласность при подготовке и проведении выборов.

Задание: изучить стадии избирательного процесса, разбиться на семь групп (по количеству стадий)- каждая группа должна составить подробное объяснение одной стадии.


Урок №7.Выборы Президента РФ.

Работа в тетради. Работа с Конституцией, гл.4. составление кластера «Полномочия Президента».

Задание: разделить класс на шесть групп по количеству полномочий Президента. Изучить подробную информацию о полномочиях Президента и составить кластер или схемы полномочий Президента.

Президент РФ.

Общие функции - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина РФ, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.



Полномочия Президента


Назначение выборов Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы.

Внесение проектов законов в Государственную Думу. Подписание и обнародование федеральных законов.

Назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Назначение и освобождение остальных членов Правительства. Отставка Правительства.


Представление Совету Федерации кандидатур судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ. Назначение судей других федеральных судов.

Формирование Совета Безопасности и руководство им. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами страны. Утверждение военной доктрины РФ.

Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием. Назначение референдумов.

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Назначение и освобождение высшего военного командования. Руководство внешней политики России. Назначение и отзыв дипломатических представителей.

Представление Совету Федерации о назначении и освобождении Генерального прокурора РФ.

Введение ан территории страны или на ее части военного положения в случае агрессии извне. Введение на территории страны или ее части чрезвычайного положения.

















Урок №8. Выборы в Государственную Думу.


Работа с Конституцией РФ, гл.5.

Основной Закон РФ 1993г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Собрания – Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст.111, 117 Конституции РФ.

Задание: Выписать из предложенных статей случаи и порядок роспуска Государственной Думы.

1. После трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ.

2. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.

3. При отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставит вопрос о доверии Правительству.

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.


Задание: Прочитать ст.103 и записать вопросы ведения Государственной Думы.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы.



Сюжетно-ролевая игра «Выборы »

Цель игры : Закрепить и углубить знания учащихся о выборах, политических моделях поведения в избирательных кампаниях, способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя.

Игра имеет три четко выраженных этапа: этап подготовки к игре, этап ее непосредственного проведения, заключительный этап.

На этапе подготовки школьникам сообщается цель и этапы игры, заранее оговариваются, как будет осуществляться подсчет голосов (например, по мажоритарной системе абсолютного большинства), распределяются роли между участниками. Все они подразделяются на две группы: первая – «претенденты» на выборную должность (3 человека) и их «активные сторонники» (помощники). Всего 6 человек, по 2-у каждого их кандидатов. Вторую группу составляют «избиратели».

На данном этапе проводиться большая организационная работа. «Кандидатам» предлагается возглавить группы «активистов» для совместной доработки своих вариантов программ, подготовить небольшие выступления-знакомства с «избирателями», в которых они расскажут о наиболее интересных фактах своей биографии. «Активисты» дополнят эти выступления, показав кандидата в наилучшем свете. «Избирателям» можно предложить продумать заранее вопросы к «кандидатам», опираясь на критерии оценки предвыборных программ и личных качеств «претендентов» на выборные представительные должности. Учитель помогает «кандидатам» и членам групп в доведении «предвыборных программ» и выступлений до состояния готовности, с тем чтобы обсуждение прошло конструктивно и увлекательно. Важно также заранее продумать наглядную агитацию (возможны плакаты, лозунги, юмористические пародии на кандидатов-оппонентов). Целесообразно подготовить «урны» для тайного голосования и создать комиссию (2-3 человека) из числа «избирателей» для подсчета голосов.

На этапе проведения игры каждый из «кандидатов» выступает перед «избирателями», а «активисты» дополняют эти выступления. «Избиратели» высказывают критические замечания и предложения по совершенствованию программ или полностью их поддерживают. Проводиться тайное голосование, подсчет голосов и объявляются результаты выборов.

На заключительном этапе подводятся итоги игры; выясняется, была ли достигнута ее цель; отмечаются активные участники; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры «программных» предложений.


Урок №9. Выборы в местные органы власти.

Выполнение задания в группах.

Задание: прочитать все приведенные определения и выделить общие ключевые слова.

Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера.

Местное самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти РФ.

Местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Местное самоуправление – это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

Местное самоуправление – это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственности.


Выполнение творческого задания в группах.


Представьте, что в вашем городе решено построить предприятие по переработке отходов. С одной стороны, это грозит ухудшить экологическую ситуацию, но в то же время предприятие может дать новые рабочие места и достаточно стабильные доходы, как для работников, так и для местного бюджета. Средства на строительство будут выделять из государственного бюджета.


I группа – обосновывает необходимость строительства с точки зрения местных властей;

II группа – представляет экологическое движение, которое протестует против строительства;

III группа – местное население, может высказаться как «за», так и «против» и направляет своих представителей в I и II группы. Затем еще раз обсуждает аргументы сторонников и противников строительства.



Задания

для самостоятельной работы

1. Как вы думаете, почему у нас право избирать и быть избранными имеют граждане РФ, а граждане иностранных государств таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации?

2. Объясните, почему правом избирать и тем более быть избранным в органы власти обладают граждане по достижении определенного возраста.

3. До 1917 г. в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи поэта Б. Н. Алмазова:

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Согласны ли вы с тем, что утверждает автор в своих стихах?

4. В какой статье Конституции РФ гарантируется право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей? Выскажите свое мнение о том, в какой мере норма, зафиксированная в части 2 этой статьи, реализуется в нашей действительности.

5. Познакомьтесь со следующими высказываниями:

«И тайным голосованием можно обнаружить явную глупость» (Дон-Аминадо, поэт-сатирик).

«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников (Л. Питер, канадско-американский педагог и литератор).

Согласны ли вы с тем, что утверждают авторы? Аргументируйте свой ответ.

6. Гражданин Д. не пошел голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушения избирательного права.


Приведите в соответствие названия и определения.


Ответ: 1___; 2___; 3___; 4___; 5___; 6___; 7___; 8___; 9___.









СЛОВАРЬ

терминов избирательного законодательства


агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, кампании по отзыву депутатов, выборных должностных лиц;


агитация при проведении выборов (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, отзыве, голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них, а также к голосованию за отзыв или против отзыва депутатов, выборных должностных лиц;


адрес места жительства - указание о месте постоянного или преимущественного проживания гражданина, включающее наименование населенного пункта, улицы (микрорайона, квартала), номер дома и квартиры;


выборы органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления - депутатов Законодательного Собрания Тверской области, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц муниципальных образований, избираемых непосредственно гражданами на основе настоящего Кодекса;


выборы очередные - выборы, назначаемые и проводимые в соответствующем избирательном округе (округах) в связи с истечением установленного срока полномочий органа, выборного

должностного лица;


выборы досрочные - выборы, назначаемые и проводимые в соответствующем избирательном округе (округах) в связи с досрочным прекращением полномочий органа, выборного должностного лица;


выборы повторные - выборы, назначаемые и проводимые в соответствующем избирательном округе (округах) в связи с признанием очередных, досрочных или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными;


выборы дополнительные - выборы, назначаемые и проводимые в соответствующем избирательном округе в связи с досрочным прекращением полномочий депутата Законодательного Собрания Тверской области либо депутата представительного органа местного самоуправления;


выдвижение кандидата - инициатива избирателя, избирательного объединения, в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти либо местного самоуправления, в том числе и самовыдвижение, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы;


персональные данные - сведения, которые содержатся в ГАС "Выборы", позволяют идентифицировать личность гражданина и перечень которых устанавливается федеральными законами;



гарантии избирательных прав граждан - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации;


голосование - действия избирателей, связанные с получением избирательных бюллетеней, их заполнением и опусканием в избирательные ящики, осуществляемые в период досрочного голосования и голосования в день выборов;


день голосования - календарный выходной день, в течение которого проводится общее голосование избирателей на избирательных участках в ходе очередных, досрочных, повторных, дополнительных выборов, отзыва депутатов, выборного должностного лица. Не допускается назначение голосования на праздничный день;


избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;


избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица,

органа государственной власти, органа местного самоуправления о

назначении выборов до дня официального опубликования результатов

выборов;


избирательный залог - денежные средства, внесенные кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для регистрации кандидата (списка кандидатов);


избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения;


избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим Кодексом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов;


избирательный блок - официально зарегистрированное добровольное объединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;


избирательный округ - образованная в соответствии с федеральным законом и настоящим Кодексом единая территория, от которой непосредственно избирателями избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо;


избирательный процесс - регламентированная законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов;


кандидат - лицо, выдвинутое в установленном федеральным законом и настоящим Кодексом порядке в качестве претендента на замещаемые посредством прямых выборов должность или депутатское место в палате Законодательного Собрания Тверской области или в представительном органе местного самоуправления;


кандидат зарегистрированный - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата на должность Губернатора Тверской области, кандидата в депутаты Законодательного Собрания

Тверской области, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата на иную выборную должность в

органе местного самоуправления, избираемого непосредственно гражданами;


список кандидатов - единый заверенный для сбора подписей избирателей либо зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области по общеобластному избирательному округу или депутатов представительного органа местного самоуправления по общемуниципальному избирательному округу;


наблюдатель - лицо, назначенное зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, для наблюдения за ходом голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая ее действия по проверке правильности подведения итогов голосования и определения результатов выборов;


наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, которое в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, имеет право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Тверской области;


отзыв депутата, выборного должностного лица – досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, главы, иного выборного должностного лица муниципального образования путем общего голосования избирателей соответствующего избирательного округа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, уставами муниципальных образований.









Тест по теме «Избирательное право»


1. Избирательное право в Российской Федерации является:

всеобщим;

равным;

прямым;

с тайным голосованием.

Каким из этих характеристик соответствуют следующие определения:

избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно;

никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос;

избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе;

какой-либо контроль за волеизъявлением из­бирателей исключается?


2. Как называется право избирать в органы госу­дарственной власти и выборные органы местного самоуправления:

а) активное избирательное;

б) пассивное избирательное;

в) классическое избирательное?


3. Как называются право быть избранным в орга­ны государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

а) активное избирательное;

б) пассивное избирательное;

в) классическое избирательное?


4. Отметьте основы российского избирательного права:

а) всеобщее;

б) прямое;

в) принципиальное;

г) элитарное;

д) равное;

е) при тайном голосовании;

ж) при открытом голосовании.


5. Кого по закону выбирают в России:

а) министров;

б) телеведущих;

в) депутатов Государственной Думы;

г) Президента РФ;

д) Генерального прокурора РФ;

е) членов Конституционного Суда РФ;

ж) президентов республик в составе РФ;

з) губернаторов областей и краев;

и) директоров школ;

к) депутатов законодательных органов субъек­тов РФ;

л) депутатов городской Думы;

м) членов органов местного самоуправления?


6. С какого возраста, по Конституции РФ, можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет;

б) с 21 года;

в) с 30 лет?


7. Какова, по Конституции РФ, периодичность выборов в Государственную Думу:

а) четыре года;

б) пять лет;

в) семь лет?


8. При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один де­путат:

а) при пропорциональной системе;

б) при мажоритарной системе?


9. При какой избирательной системе места в пар­ламенте занимают представители партии, которые получили на выборах количество голосов, превы­шающее установленный процентный «барьер»:

а) при пропорциональной системе;

б) при мажоритарной системе?


10. Какие политические силы заинтересованы в том, чтобы «процентный барьер» при пропорцио­нальной системе выборов был выше:

а) многочисленные и влиятельные партии;

б) малочисленные, но щедро финансируемые партии;

в) неорганизованные массы избирателей?






Литература



  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс,2014.

  2. Варывдин В.А. Учебно- методический комплекс. Основные права: альбом схем, таблиц и определений.- М.: Педагогическое общество России, Изд.дом «Ноосфера».2011.

  3. Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию.- М.: Изд.дом «Новый учебник»,2003

  4. Ищенко В.М. Изучаем Конституцию Российской Федерации.- Чебоксары: КЛИО,1997

  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М: Юрист,2003

  6. Основы государства и права, под редакцией О.Е.Кутафина,-М.:Юрист.2006.

  7. Пронькин В.Н., Гутников А.Б.Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. – СПб 2010.

  8. Никитин А.Ф. Правоведение. - М.»Просвещение» 2007.