Что значит жить по правилам

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Лаптенко Мария Александровна,

учитель обществознания,

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1», п. Ульяновка,

Тосненского района, Ленинградской области.


Тема урока: Что значит жить по правилам (урок 1)

Цель урока: сформировать представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе;

  2. Раскрыть некоторые основания для классификации социальных норм;

  3. Создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других по выбору учителя).


Планируемые результаты:

Предметные: научиться называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Метапредметные:

Познавательные: выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.


Основные понятия:

  1. социальные нормы и правила общественной жизни;

  2. общественные нравы, традиции и обычаи;

  3. правила этикета и хорошие манеры.


Основные вопросы урока:

  1. Многообразие правил. Какими бывают правила?

  2. Понятие социальные норм

  3. «Привычка свыше нам дана» Обсуждаем «законы» привычек, обычаев, ритуалов, обрядов, церемоний.

  4. Санкции: наказание и поощрение.


Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний


Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная и коллективная работа.



Ход урока


  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Цитата на доске:

Nihil verum est licet omnia — «Ничто не истинно, всё дозволено»

Ребятам предлагается понять смысл фразы. Звучит аудиотрек.

«Тезис "ничто не истинно" подразумевает, что основы, на которых держится общество зыбки, и мы сами должны строить своё будущее. Говоря "все дозволено", мы подразумеваем, что сами решаем, что нам делать, и несем ответственность за последствия, какими бы они ни были.»


  1. Мотивация к учебной деятельности.

В начале урока организована вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомни».

Четырнадцатилетние становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вместе с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относится к соблюдению правил жизни общества.

Какую цель поставим на уроке? (слайд 2)


Посмотрите, какие новые термины встретятся сегодня на уроке? (Слайд 3)

(Слайд 4) - Обратимся к спору, который состоялся между Петром и Ларисой (учебник — с.8). Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор?

- Разделимся на 2 условных лагеря в поддержку Петра и Ларисы. Попробуйте доказать, свою правоту. Слайд 5

Слайд 6 Словарь Даля

Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысле. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в этом.

Слайд 7 записать определение в словарик.


3.Актуализация опорных знаний учащихся по вводной теме

Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.


4.Изучение нового материала

[link]



Тест к уроку: Социальные нормы

Вопрос 1

 Согласно словарю Даля «закон или постановление, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах», это

 кодекс

 правило

конституция

Вопрос 2

 К видам норм не относятся:

 по направленности норм

 по объему норм

 по обязательности норм







Вопрос 3

Привычки, действующие в больших группах людей, это:

 праздники

 обычаи

 верования

Вопрос 4

Принятая в некоторых социальных группах система правил поведения:

 этикет

 манерность

 пафос

Вопрос 5

 Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются:

 обычаи

 социальные нормы

 законы





Тест к уроку: Социальные нормы

Вопрос 1

 Согласно словарю Даля «закон или постановление, основание для действия в данных случаях при известных обстоятельствах», это

 кодекс

 правило

конституция

Вопрос 2

 К видам норм не относятся:

 по направленности норм

 по объему норм

 по обязательности норм





Вопрос 3

Привычки, действующие в больших группах людей, это:

 праздники

 обычаи

 верования

Вопрос 4

Принятая в некоторых социальных группах система правил поведения:

 этикет

 манерность

 пафос

Вопрос 5

 Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются:

 обычаи

 социальные нормы

 законы

6