Рабочая программа по обществознанию для 5 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района

Воронежской области


Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от ____________________

Руководитель МО _____________________

Т.А.Шепеленко


Согласовано

Замдиректора по УВР

___________________ Г.А.Шапорова

Утверждаю

Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2

_________________ Г.Н.Зубова

Приказ №____ от ______________________


Рабочая программа

учебного предмета

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ



5 «А» класс



Разработчик: Строкова Юлия Васильевна

учитель истории и обществознания МКОУ Рамонской СОШ № 2,

первая квалификационная категория.





2016 – 2017 учебный год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

Состав УМК

  • Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

  • Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)

  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.

  • Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф.

  • Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.



-Цели курса:

  1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  3. освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,


  1. овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.


Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.

Часть тем (7 уроков) рассматривается в рамках вутрипредметного модуля учащихся «Гражданин России» как одного из видов деятельности вариативной части учебного плана, формируемой по выбору обучающихся.



-Сроки реализации Рабочей программы:2016-2017 уч.г.



-Структура Рабочей программы:

1) пояснительная записка;

2) результаты освоения учебного предмета

3) содержание учебного предмета

4) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

-Особенности содержания и методического аппарата УМК:

Отличительной особенностью новой линии учебников по курсу «Обществознание» является начало обучения в 5 классе. Линия учебников создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Каждый из учебников имеет аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», оглавление, красочно оформленные «входы» в главу с рубриками «О чем мы узнаем», «На какие вопросы ответим». Во все параграфы включены рубрики, предназначенные для активизации познавательной деятельности учащихся и для усиления воспитательной функции курса. Каждый параграф начинается с рубрики «Вспомним». Она помогает установить связь новой темы с имеющимся у школьника познавательным опытом. Рубрика в начале параграфа «Обсудим вместе» позволяет актуализировать новую тему, выявить различные точки зрения учащихся, стимулировать мотивацию к изучению нового материала. Вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к поэтическим текстам и иллюстрациям. Особое место в новых учебника занимает рубрика, которая начинается со слова «Учимся...» (например, «Учимся творчеству». Ее продолжением является «Практикум» в конце главы. Каждый учебник завершается словарем терминов.

Учебник 5 класса является началом единой линии учебников по обществознанию для основной школы. Она обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», расширяя элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством

-Структура и специфика курса:

При разработке содержания  курса учитывались не только особенности психологии пятиклассников, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по «Окружающему миру», характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществоведения в 5 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизма содержания. Поскольку речь идет об изучении предмета «Обществоведение», то прежде всего нужно обратить внимание на особенности социального развития младших подростков.

На страницах учебника идет разговор о том, как нужно относиться к людям, приводятся примеры добрых, благородных поступков, рассказывается о духовной связи людей между собой. Тут же обсуждаются проблемы: бывают ли люди бесчеловечными? Каковы причины людской злобы, жадности, ненависти? Что должно стать правилом поведения в обществе — человеколюбие или недоброжелательность и вражда?

Пятиклассникам предоставляется право высказать свое мнение о проблемах доброты, нравственности, всем вместе ответить на вопросы: почему правила морали живут много тысяч лет? Каких людей на свете больше — добрых или злых? Какие черты доброго человека ты считаешь самыми главными? Почему? Такой методический подход отражен и в других главах учебника. В учебнике постепенно усложняются подобные задания. Например, дети обсуждают такие сложные понятия, как смелость и добро, подходят к элементарному пониманию философской мудрости — скажи, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, кто ты.

Назначение обществоведческого курса в основной школе — содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.

Опираясь на положения концепции обществоведческого образования в условиях модернизации содержания общего среднего образования, данная программа является элементом целостной системы. Она преемственна содержанию обществоведческого образования в начальной школе.

Данная программа учитывает, что учащиеся к началу обучения в основной школе владеют пропедевтическими представлениями о большой и малой родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, о правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, общественном месте, о правилах взаимоотношений между людьми, о составе семьи, родословной, об отношении к природе, образцах позитивного поведения. Задача данной программы — закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.

Программа 5 класса является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, она во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в. начальной школе, с другой стороны, вводит новые единицы содержания. Логика программы в 5 классе предполагает восхождение от частного к общему.

Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют задания, развивают свои практические умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

-Целевые установки для класса:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения:
    уметь:

  2. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки: человека как социально-
    деятельное существо: основные социальные роли;

  3. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия:

  4. объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы,
    человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства):

  5. приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений: ситуаций, регулируемых
    различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах:

  6. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности:

  7. решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные
    ситуации в различных сферах деятельности человека;

  8. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников): различать в социальной информации факты и мнения;

2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по общество­знанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и сози­дательное участие в будущем в общественной и государствен­ной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в раз­витии различных сторон жизни общества, в благополучии и про­цветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разно­образных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости под­держания гражданского мира и согласия и своей ответствен­ности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поко­лениями.


Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки ре­зультата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной дейст­вительности с научных, социально-философских позиций; рас­сматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуа­ции, выбирать адекватные способы деятельности и модели по­ведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного ана­лиза;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной те­ме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуни­кативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных при­мерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт сво­ей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям совре­менной жизни, формулирование своей точки зрения.

Пути достижения метапредметных результатов осуществляются через такие формы занятий как: дискуссии, диспуты, практикумы, юридический лекторий, круглый стол, ролевые игры, поисковая работа, творческие отчеты, экскурсии и другие.


Предметными результатами освоения выпускниками основ­ной школы содержания программы по обществознанию явля­ются в сфере:


познавательной

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механиз­мах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, по­литологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;

  • умение объяснять с их позиций яв­ления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в раз­личных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя ос­новные обществоведческие термины и понятия; преобразовы­вать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взгля­дам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Что обеспечивается самим содержанием курса обществознания. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.


ценностно-мотивационной

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личнос­ти, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;


трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудо­вую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Для достижения этих результатов использовать такие документы как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.

эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искус­ства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни фобщества;


коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической ком­муникации, позволяющее осознанно воспринимать соответ­ствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном об­щении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодо­ления конфликтов.

-Контрольно-измерительные материалы:


Формы и методы контроля

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Понятийный диктант

  4. Работа по карточкам

  5. Решение ситуативных задач

  6. Индивидуальная беседа

  7. Проверка практического задания

  8. Проверка творческого задания

  9. Тестирование

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6,7.8,9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкаой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.г., 2010, 2011 г. Обществознание 6,7,8,9 класс.

3. Содержание учебного предмета.




Человек

Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Учимся общаться.

Практикум.


5

3

Семья

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство.Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум


5

4

Школа

Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Учимся дружить жить в классе.

Практикум.


6

5

Труд

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

Учимся трудиться и уважать труд.

Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

Учимся творчеству.

Практикум.


6

6

Родина

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.

Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

Учимся быть достойными гражданами.

Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

Учимся уважать людей любой национальности.

Практикум.


10

7

Заключительные уроки


1

8

Итого


34



4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

.

урока

Содержание темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

1

Введение


Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

05.09

2

Человек родился

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ

12.09

3

Что такое наследственность.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

19.09

4

Отрочество – особая пора жизни.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анна лиз

26.09

5

Самостоятельность – показатель взрослости.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ

03.10

6

Практикум по теме «Человек».

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

10.10

7

Семья – ячейка общества

Моделирование ситуаций и их анализ.

17.10

8

Семейные заботы

Составить семейный бюджет.

24.10

9

Семейное хозяйство

Моделирование ситуаций и их анализ

07.11

10

Дому нужен хозяин

Моделирование ситуаций и их анализ.

14.11

11

Свободное время

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

21.11

12

13

Что такое хобби?

Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».

28.11

14

Практикум по теме «Семья»

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

05.12

15

Практикум по теме «Семья»

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

12.12

16

Образование в жизни человека

Моделирование ситуаций и их анализ.

19.12

17

Профессия - ученик

Моделирование ситуаций и их анализ.

26.12

18

Образование и самообразование

Моделирование ситуаций и их анализ.

16.01

19

Самообразование – путь к успеху

Решение познавательных задач

23.01

20

Одноклассники, сверстники, друзья


Моделирование ситуаций и их анализ.

30.01

21

Слово не воробей

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

06.02

22

Практикум по теме «Школа»

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

13.02

23

Труд – основа жизни

Моделирование ситуаций и их анализ.

20.02

24

Как оценивается труд

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

27.02

25

Труд и творчество

Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

06.03

26

. Что такое творчество

Решение познавательных задач

13.03

27

Практикум по теме «Труд».

Решение познавательных задач

20.03

28

Я познаю мир…(Проектное и исследовательское творчество)

Мини-исследования


10.04

Модуль.Урок №1.

Урок-формула

29

Зачем и как нужно оформить мою работу? А как другим показать?

Решение познавательных задач, работа с текстом учебника,электронная презентация.

17.04

Модуль.Урок №2.

Урок с групповыми формами работы

30

Наша Родина – Россия.

Что значит быть патриотом

Коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение, рассматривание, сравнивание, классификация, обобщение, коллективное моделирование

24.04

Модуль.Урок №3.

Урок-сомнение

31

Государственные символы России

Мини-исследования

08.05

Модуль.Урок №4.

 Урок поиска истины

32

Гражданин России

Права и обязанности граждан России

Игры-занятия

15.05

Модуль.Урок №5.

Урок “Следствие ведут знатоки”

33

Мы – многонациональный народ

Многонациональная культура России

Виртуальные экскурсии

22.05

Модуль.Урок №6.

 

Урок-семинар

34

Практикум по теме «Родина»

Выступление перед зрителями, проекты

29.05

Модуль.Урок №7.

Урок-деловая игра