Рабочая программа 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

На заседании МО ЗД по УВР директор школы МОУ Красновосходская СОШ

Протокол № ___________Волкова И.В. __________________Ишукова А.А.


Муниципальное образовательное учреждение

Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области



Рабочая программа

Наименование учебного предмета Основы безопасности

жизнедеятельности

Класс 8

Уровень общего образования базовый

Учитель Сидикеев Риваль Рястямович

Срок реализации программы, учебный год 2016-2017

Количество часов по учебному времени 35

всего 35 часов в год, в неделю 1час

Планирование составлено на основе Программы : 7-9 классы общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградовой, Д,В.Смирнова.- М: Вентана-Граф , 2014.

Учебник для 7-9 классов « Основы безопасности жизнеднятельности»: Н.Ф. Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранина.



Рабочую программу составил ______________/Сидикеев Р.Р./



Карабаевка 2016
















Раздел I. Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089;

- базисный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 03.2004 № 1312;

- региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утверждённый распоряжением № 929-р от 15.03.2012 Министерства образования Ульяновской области

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использовании при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-программа, подготовленной авторами Н.Ф.Виноградовой, Д,В.Смирнова Вентана-Граф , 2014.по учебнику 7-9 классов « Основы безопасности жизнедеятельности»: Н.Ф. Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранина.

Цели курса:

Расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни , выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях


Задачи:


-осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных чрезвычайных ситуациях ,овладение умениям ориентироваться в них;


-воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций . таящих в себе опасность , приобретение опыта их преодоления;


-формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций , правила безопасного поведения в них;


-воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях .развития умения предвидеть последствия своего поведения.


При отборе содержания курса ОБЖ авторы исходили из следующих дидактических принципов:


-Учет требований стандарта;


-Актуальность;


-Принцип интеграции;


-Принцип психологической обусловленности;


-Практическая направленность курса;


-Деятельностный подход;


-Культурологический принцип;


Требования к результатам обучения


Личностными результатами обучения в 7-9 классах являются:


-освоение социальных норм, правил поведения , ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах , включая взрослые и социальные сообщества;


-развитие способности и готовности саморазвитию личностному самоопределению ;


-формирование системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых жизненных установок , социальных компетенций .


Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями :


-анализом ситуаций влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;


-сравнением примеров опасного и безопасного поведения;


-планированием и организации своей жизни и деятельности с учетом безопасности;


-обобщением изученного материала , формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций .


Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач :


-формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;


-освоение основных понятий м научной терминологии :

Использование методов познания и исследования , принятых в данной науке.

Особенности методики преподавания:

Программа рассчитана на 1 год (35 часов) и по своему содержанию согласуется с соответствующей программой для средней школы.


Формы обучения:

фронтальная, групповая,  индивидуальная

 Методы и приемы обучения:

беседы; объяснение учителя; исследование; сопоставление и анализ жизненных ситуаций, практикумы, семинары ,объяснительно – иллюстрированные занятия.

Виды деятельности учащихся:

Восприятие и осознание информации сказанной учителем, формулирование понятий, ответы на вопросы, выбирать правильные ответы, выполнять практические задания, работа с иллюстрациями в учебнике, анализ и рассуждение данного задания, делать выводы.


Требования к уровню подготовки учащихся


Формы контроля уровня достижений учащихся:


устные ответы, тестирование, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях



Критерии оценок:

Критерий оценки устного ответа:

 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  1. Критерий оценки практического задания:

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.



Раздел V. Литература и средства обучения


Литература для ученика:

 

1. Учебник для 7-9 классов « Основы безопасности жизнеднятельности»: Н.Ф. Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранина.

.

 

 

2.Цильнинские новости. Еженедельная газета администрации МО «Цильнинский район».


3.Плакаты, макеты, приборы, обмундирование, инструменты, спортивные городки, тиры, полоса препятствия, туристические и походные принадлежности, презентации.


Литература для учителя:


1.Закон Российской Федерации «Об образовании».


2.  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

 

3. Учебник для 7-9 классов « Основы безопасности жизнеднятельности»: Н.Ф. Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранина.

 

4.Цильнинские новости. Еженедельная газета администрации МО «Цильнинский район».


5.Добрая Дорога Детства. Всероссийская газета.


6.Плакаты, макеты, приборы, обмундирование, инструменты, спортивные городки, тиры, полоса препятствия, туристические и походные принадлежности, презентации.


7.УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:

8.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

9.Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.


Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

[link]

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru


Календарно-тематическое планирование ОБЖ 8 класса

Тема урока

Кол.

часов

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Опасности, с которыми мы cталкиваемся на природе

(9 часов)


2

Лес –это серьезно Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления.






Совместная деятельность: правила взаимодействия. Аналитическая деятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов. Коммуникативная деятельность: рассказы учащихся о поведении при встрече с ядовитыми животными. Совместная деятельность: правила работы в группах. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд






Решение ситуационных задач













Решение ситуационных задач





Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач


Стр

100-105















Стр 105-107



Стр 108-112



Стр 113-114



1

Лес –это серьезно Поведение в лесу при встречах с опасными животными.







1




Лес –это серьезно

Гроза в лесу.




1

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях.



1

Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде.


Решение ситуационных задач


Стр 114



1

Правила катания на лодке. Помощь утопающему.


Решение ситуационных задач

Стр 115-120



2

Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.



Решение ситуационных задач

Стр 121-124



Современный транспорт и безопасность

(10 часов)

2

Транспорт и экологическая безопасеость Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя. Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…».

Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях.

Практическая деятельность
(ролевая игра)
: действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

Интеллектуальная деятельность: выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника. Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в метро», алгорит­мизация поведения в условиях ЧС в метро. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в рассказе-объяснении учителя и в текcте учебника; конструирование правил поведения перед полётом и во время полёта; нахождение ошибок в поведении пассажиров авиалайнера (по иллюстративному материалу). Рефлексивная деятельность, самоанализ: моё состояние во время полёта. Практическая деятельность (ролевая игра): спасательное оборудование, алгоритмизация поведения в условиях ЧС во время полёта. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: алгоритмизация поведения во время пожара в поезде; конструирование вывода и умозаключения

Решение ситуационных задач

Стр 126-129




3

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.


Решение ситуационных задач

Стр 130-139



1

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро


Решение ситуационных задач




Стр 140-141




2





















2

Авиакатастрофы Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.





Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.




Решение ситуационных задач

















Решение ситуационных задач

Стр

141-146



















Стр

147-150



Безопасный туризм (16 часов)

2



























1











3























2

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы.



Туризм –это отдых с преодолением трудностей Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода. Требования к подбору рюкзака для похода

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы.



Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов. Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта учащихся). Конструирование вывода: объективные и субъективные трудности похода и их преодоление. Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тургруппы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц). Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др. Рефлексивная деятельность: признаки утомления туриста на маршруте (самоконтроль и самооценка).

Коммуникативная деятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации. Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тургруппе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный). Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению. Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…». Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах. Практическая деятельность: работа со спасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения. Практическая деятельность: отработка умений завязывать узлы разного вида. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах

Решение ситуационных задач





















Решение ситуационных задач









Решение ситуационных задач





















Решение ситуационных задач

Стр 152























Стр

153-158











Стр 159-162





















Стр 163-167

.



1

Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.


Решение ситуационных задач

Стр 168-170




2

Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы.


Решение ситуационных задач

Стр 173-175






3

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведе ния в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.




Решение ситуационных задач

Стр 179-182




2

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в по­ходах.




Стр 182-184





Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

На заседании МО ЗД по УВР директор школы МОУ Красновосходская СОШ

Протокол № ___________Волкова И.В. __________________Ишукова А.А.


Муниципальное образовательное учреждение

Красновосходская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области



Рабочая программа

Наименование учебного предмета Основы безопасности

жизнедеятельности

Класс 8

Уровень общего образования базовый

Учитель Сидикеев Риваль Рястямович

Срок реализации программы, учебный год 2016-2017

Количество часов по учебному времени 35

всего 35 часов в год, в неделю 1час

Планирование составлено на основе Программы : 7-9 классы общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградовой, Д,В.Смирнова.- М: Вентана-Граф , 2014.

Учебник для 7-9 классов « Основы безопасности жизнеднятельности»: Н.Ф. Виноградовой, Д.В.Смирнова, Л.В.Сидоренко, А.Б.Таранина.



Рабочую программу составил ______________/Сидикеев Р.Р./



Карабаевка 2016