РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности» «Безопасное колесо»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Ростовская область город Новошахтинск


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


средней общеобразовательной школы №14




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №14

Приказ от _______ № _____

___________ Дашкевич О.С.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности»

«Безопасное колесо»

Количество часов 34

Учитель Плохих Светлана Николаевна








Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования, программы школы по внеурочной деятельности.









ПРОГРАММА

кружка юных велосипедистов

«Безопасное колесо»

(по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма)

Пояснительная записка


Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с автомобилем, было зарегистрировано на следующий же день после появления самодвижущегося экипажа. 111 лет назад в Лондоне водитель Артур Эдселл сбил 45-летнюю мать двоих детей. Это было первое дорожно-транспортное происшествие с летальным исходом. Жюри присяжных после шестичасового разбирательства постановило, что это была «случайная смерть», Мнение тогдашних экспертов было однозначным: «Это никогда не повторится». К сожалению, они ошиблись. Людские потери за автомобильную эру превысили все мыслимые пределы. По данным Комиссии глобальной дорожной безопасности (США), каждый год во всем мире на дорогах гибнет 1,2 миллиона человек. По словам представителей этой комиссии, \эта проблема представляет собой эпидемию. Ситуацию на дорогах по масштабам можно назвать «третьей мировой войной».

Наша страна, по данным Всемирного банка, занимает первое место в мире по аварийности на дорогах. Ситуация ухудшается.

В этой связи участие учащихся в работе данного кружка окажет действенную помощь им в усвоении Правил дорожного движения, в отработке практических навыков при езде на велосипеде в условиях приближенных к реальным.

Отличительной чертой данной программы является изучение Правил дорожного движения, отработка практических навыков по вождению велосипеда в реальных условиях, в изучении вопросов по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Материал занятий достаточно понятный и доступный. Наряду с печатными изданиями используются и учебные пособия в электронном виде, а также видеофильмы на данные темы.

Программа составлена с учётом специфики проведения профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Целесообразность данной программы состоит в том, что она даёт возможность расширить знания учащихся не только о Правилах дорожного движения, но и получить представление об участниках дорожного движения их обязанностях, ответственности за состоянии дел на дороге в период движения на транспортных средствах, в получении знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Программа предполагает осознанный выбор учащимися дальнейшей профессии, а может быть, и всего жизненного пути.


Цели:

  1. Воспитывать у обучающихся чувство ответственности как у участника дорожного движения за соблюдение Правил дорожного движения при выполнении обязанностей участника дорожного движения на дорогах.

  2. Привить интерес к изучению Правил дорожного движения, к вопросам организации движения и безопасности на дорогах при вождении транспортных средств.

  3. Формировать потребность к саморазвитию и самосовершенствованию как участника дорожного движения.

  4. Формировать профессиональную ориентационную направленность.

  5. Формирование у учащихся устойчивого положительного интереса к смотру-конкурсу юных велосипедистов «Безопасное колесо».

Задачи:

  1. Вовлекать учащихся в творческую, техническую деятельность, как водителя, при вождении транспортных средств, при техническом обслуживании велосипеда.

  2. Развивать желание знать Правила дорожного движения, правильно применять их при выполнении обязанностей участника дорожного движения, находить связь с действительностью сегодняшнего дня на дорогах.

  3. Воспитывать способность мыслить, давать оценку обстановке, складывающейся при движении на автодорогах в качестве участника дорожного движения, анализировать создавшуюся обстановку и принимать правильное решение при выполнении действий на дороге.

  4. Через встречи с водителями транспортных средств, работниками ГИБДД района знакомить учащихся с профессией водителя, сотрудника ГИБДД.

Программа способствует:

  • Развитию сознания и кругозора учащихся, как участников дорожного движения.

  • Формированию понятия роли личности в организации дорожного движения и выполнении обязанностей участника дорожного движения.

  • Воспитанию необходимых качеств: товарищества, взаимовыручки, силы воли, профессионализма, реакции при анализе ситуации на дороге и принятии необходимого единственно правильного решения.

  • Развитию стремления выполнять гражданский долг по безопасности дорожного движения, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Осознание таких понятий как: дисциплинированность на дороге, законопослушание при выполнении обязанностей участника дорожного движения, взаимоуважение между участниками дорожного движения, взаимовыручка при выполнении обязанностей участника дорожного движения, оказание само,-взаимопомощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии

  • Закреплению имеющих знаний о Правилах дорожного движения, об участниках дорожного движения, об организации дорожного движения.

  • Умению проявлять творческие, исследовательские, технические, аналитические, физические способности

  • Расширению знаний о профессиях, специальностях, связанных с дорожно-транспортным движением.

В процессе теоретических занятий учащиеся будут знакомиться с историей развития дорожно-транспортного движения, организацией дорожно-транспортного движения, изучать Правила дорожного движения, овладевать навыками оказания первой медицинской помощи участникам дорожно-транспортного движения при дорожно-транспортном происшествии. Овладеют практическими навыками вождения велосипедов в обстановке приближенной к реальной дорожному движению.

Данная программа составлена для подростков, когда они уже вышли из детского возраста, их больше интересуют вопросы организации дорожно-транспортного движения, взаимодействия участников дорожного движения, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В основном, по программе будут заниматься и мальчики и девочки с 10 до 14 – ти летнего возраста.

Формы проведения занятий разнообразные: беседы с просмотром видеофильмов, работа с компьютерными программами по Правилам дорожного движения, альбомами с карточками по Правилам дорожного движения, практические по вождению велосипедов приближенных к условиям реального дорожного движения. Программа предусматривает практическое участие в районном и областном смотре конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо».

Тематический план занятий


Содержание программы

Конкурс 1

«Знатоки Правил дорожного движения»

8 вопросов – решение задач на очередность проезда перекрестка транспортными средствами

  • Количество транспортных средств на картинке варьируется от 3-х до 6-ти, все ТС пронумерованы. Одно транспортное средство, обязательное в каждой задаче, - велосипед. 8 задач последовательно, в определенном порядке представляются на обозрение членам команды по 25 секунд на картинку. Для всех восьми задач вопрос одинаковый – Определите очередность проезда.

6 вопросов по фотографиям

  • Выдается 6 фотографий с обычными дорожными ситуациями (участок улицы, дороги, перекретска с различными дорожными и уличными элементами: светофоры, разметка, различные переходы, участники дорожного движения, транспортные средства, здания, зеленые насаждения и т.д.) После каждой фотографии задается вопрос, в котором участнику предлагается сравнить фрагменты уже увиденной фотографии с фрагментами другого фотоизображения и исключить лишнее. Всего предложенных фрагментов – 4(четыре). Два из них лишние. Все 4 (четыре) фрагмента обозначены заглавными русскими буквами: А, Б, В, Г. Для шести фотографий вопрос одинаковый – Уберите 2 лишних фрагмента. В каждом из шести вопросов 3 варианта ответов, один из ниъх верный. Каждая фотография показывается всего на 10 секунд, фрагменты с вопросом также на 10 секунд.

  • Команда выполняет 3 задания на знание дорожных знаков (из выложенных знаков необходимо выбрать знаки, указанные в задании, 2 минуты).

  • Пазлы рисунка собрать за минимальное время (дорожный знак)

Все задания команда выполняет в полном составе одновременно. При выполнекнии задания участники могут между собюой общаться, принимать коллективное решение

  • Выбрать из предложенных дорожных знаков те, которые относятся к группе дорожных знаков особого предписания, регулируют движение пешеходов, которые введены в действие 1 января 2006 года.

  • За 10 минут ответить на 100 вопросов по правилам дорожного движения, предложенными экзаменаторами.


Конкурс 2

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Конкурс включает вопросы по оказанию первой доврачебной помощи.

Билет состоит из 3 блоков:

- 1-й блок – 5 вопросов на знание основ оказания первой доврачебной помощи с вариантами ответов, один из которых – верный;

- 2 – й блок – 1 вопрос по применению лекарственных препаратов и средств, имеющихся в автомобильной аптечке, с вариантами ответов, одинт из которых верный;

- 3 – й блок – 1 вопрос (практический ) по применению подручных средств для оказания первой доврачебной помощи (остановка артериального, венозного и капи лярного кровотечений; первая помощь пре переломах, ранах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке; искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего).

Время отведенное на решение 1-го и 2-го блоков – не более 2 минут (по истечению времени бланки с ответами собираются).

3-й блок каждый участник выполняет по отдельному заданию, предложенному экзаменаторами, без времени на подготовку.


Конкурс 3.

Вождение велосипеда в «Автогородке»

Каждый участник должен проехать по специальному маршруту «Автогородка» на велосипеде, продемонстрировав при этом умение ориентироваться в ситуациях, приближенных к реальным дорожным условиям.

Каждый участник должен в течение 5 минут проехать через контрольные пункты (КП), соблюдая требования дорожных знаков, разметки, жестов регулировщика.


Конкурс 4.

Фигурное вождение велосипеда.

Каждый участник проезжает на велосипеде соответствующий участок с препятствиями. Конкурс состоит из 3-х участков с препятствиями каждый из которых состоит из 5-ти элементов фигурного вождения:

Фигурное вождение:

Тематическое планирование занятий

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

3.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

4.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

5.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

6.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

7.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

8.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

9.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

10.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

11.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

12.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

13.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»





2



2

14.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»





2



2

15.

«Знатоки Правил дорожного движения» 6 вопросов по фотографиям


2

2

16

«Знатоки Правил дорожного движения» решение задач на очередность проезда перекрестка транспортными средствами.



2


2

17.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»





2



2

18.

«Знатоки Правил дорожного движения» решение задач на очередность проезда перекрестка транспортными средствами.


2

2

19.

«Основы безопасности жизнедеятельности» - основы оказания первой медицинской помощи по тестам.

2


2

20.

«Основы безопасности жизнедеятельности» применение подручных средств для оказания первой доврачебной помощи (остановка артериального, венозного и капиллярного кровотечений); первая помощь при переломах, ранах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке; искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего.




1





1




2

21.

«Основы безопасности жизнедеятельности» автомобильная аптечка, применение лекарственных препаратов и средств имеющихся в автомобильной аптечке.




2



2

22.

«Знатоки Правил дорожного движения» сборка пазлов


2

2

23.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»




2


2

24.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»




2



2

25.

«Знатоки Правил дорожного движения» решение задач на очередность проезда перекрестка транспортными средствами.


2

2

26.

«Основы безопасности жизнедеятельности» применение подручных средств для оказания первой доврачебной помощи (остановка артериального, венозного и капиллярного кровотечений); первая помощь при переломах, ранах, ожогах, обморожении, шоке и обмороке; искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего.



1



1



2

27.

«Знатоки Правил дорожного движения» Изучение Правил дорожного движения согласно программе конкурса. Решение билетов по теме : «100 вопросов за 10 минут»





2



2

28.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

29.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

30.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

31.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

32.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

33.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

34.

Фигурное вождение велосипеда. Выполнение упражнений: прицельное торможение, качели, прямая дорожка, проезд под перекладиной, езда по квадрату, S-образная дорога, желоб, круг, восьмерка, слалом, желоб, S-образная дорога.

Вождение велосипеда в «Автогородке»




2



2

35.

Участие в соревнованиях на первенство района


5

5



Источники:


  • Газета «Добрая Дорога Детства» №5 март 2007 года.


  • Правила дорожного движения с иллюстрациями 2007 года.



  • Условия проведения Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», посвященного I глобальной неделе безопасного движения ООН.


  • Методичка газеты «Добрая Дорога Детства» по подготовке к смотру-конкурсу юных инспекторов движения.



















Календарно – тематическое планирование по внеклассной деятельности в 4-х классах «Безопасное колесо» 1 час в неделю

2014 - 2015 г.





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Ф.И.О.

подпись

______ ____________ 2014 года

дата