РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения - «Дорожная азбука» в 5-6-х классах

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» составлена на на основе учебника Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2013.  Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель программы: способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения. Основной задачей деятельности программы «Дорожная азбука» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и «Основам безопасности жизнедеятельности», осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.

Сроки реализации программы: 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа в год и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально - технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);

  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

-последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;

- принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа обучающихся школы в изучение ПДД.

Задачи:

  • Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

  • Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;

  • Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Изучение обучающимися правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на улицах и дорогах осуществляется на.

  • уроках ОБЖ

  • уроках природоведения в начальной школе

  • классных часах

  • внеклассных мероприятиях


НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция «О правах ребёнка»

  • Устав МБОУ СОШ №42

  • Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС (от 27.08.2015)

  • Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС (от 27.08.2015)

  • Годовой календарный учебный план на 2016-2017 учебный год

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ с внесенными изменениями от 13.07.2015 №233-ФЗ

2. Планируемые результаты освоения курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Правила дорожного движения»

  • Личностные результаты:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

  • объяснять значение и функции конкретного знака;

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.                              

  •   Регулятивные результаты:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;          

  • Познавательные универсальные учебные действия:

  • научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

  • строить речевые высказывания в устной форме;

  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

  • включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  •  задавать вопросы;

  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности.

  • Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

  •  Планируемые результаты изучения учебного курса

  • Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания  первой доврачебной помощи, самостоятельности в принятии правильных решений.

  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

  • Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ;

  • Формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

  • Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства; 

  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного

движения проводится по следующим направлениям:

  • Информационно-обучающее - обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

  • Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

  • Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

  • Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

  • Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ

3. Содержание курса.


Учебно-тематическое планирование в 5-х классах


Тема занятий

Теорит.ч.

Практ.ч.

1

Правила дорожного движения - единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров

1


2

Азбука дорожной безопасности

1


3

История колеса и дорог. История появления автомобиля

1


4

История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране

1


5

Краткая характеристика видов современного транспорта

1


6-7

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

2


8-9

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги


2

10

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

1


11

Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки

1


12

Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения

1


13

Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины

1


14-15

Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов

2


16-17

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков

2


18

Предупреждающие знаки дорожного движения.

1


19

Запрещающие знаки дорожного движения.

1


20

Предписывающие знаки дорожного движения.

1


21

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1


22

Знаки сервиса.

1


23

Знаки приоритета.

1


24

Конкурс рифмовок «Дорожные знаки».

1


25

Дорожные указатели.

1


26

Творческий проект «Придумай свой дорожный указатель».


1

27

Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика

1


28

Сигналы регулировщика. Практическое занятие.


1

29

Перевозка людей в транспортных средствах. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров

1


30

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами

1


31

Правила езды на велосипеде

1


32-33

Дорожно-транспортные происшествия. Причины их возникновения и возможные последствия

2


34

Обобщающее занятие

1



Итого:

30

4





Учебно-тематическое планирование в 6-х классах


Тема занятий

Теорит. ч.

Практ. ч.

1

2

3

4

1.

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1


2.

Азбука дорожной безопасности

1


3.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1


4

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1


5.

Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

1


6

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1


7

Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета

1


8

Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особых предписаний, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации

1


9

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

1


10

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

1


11

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги


1

12

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги


1

13

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1


14.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1


15.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1


16

Транспортные средства и дорожное движение.

1


17.

Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов.

1


18.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1


19

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1


20

Правила движения велосипедистов.

1


21

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1


22

Культура транспортного поведения.

1


23

Ответственность за нарушение ПДД.

1


24

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

1


25

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Перевозка людей в транспортных средствах.

1


26

Правила пользования пассажирским транспортом. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров

1


27

Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

1


28.

Опасные ситуации по вине водителей.

1


29.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1


30.

Движение учащихся в группе и в колонне

1


31

ДТП. Их причины и последствия.

1


32.

Оказание первой медицинской помощи.

1


33.

Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие.


1

34.

Итоговое занятие.

1



Итого:

31

3

4. Календарно-тематическое планирование в 5-х классах

Кол-во

часов

Класс

Дата проведения

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

1

Правила дорожного движения - единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



2

Азбука дорожной безопасности

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



3

История колеса и дорог. История появления автомобиля

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



4

История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



5

Краткая характеристика видов современного транспорта

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



6-7

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

2

5-А

5-Б

5-В

5-Г



8-9

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги

2

5-А

5-Б

5-В

5-Г



10

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



11

Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



12

Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



13

Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



14-15

Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов

2

5-А

5-Б

5-В

5-Г



1

2

3

4

5

6

16-17

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков

2

5-А

5-Б

5-В

5-Г



18

Предупреждающие знаки дорожного движения.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



19

Запрещающие знаки дорожного движения.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



20

Предписывающие знаки дорожного движения.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



21

Информационно-указательные знаки дорожного движения.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



22

Знаки сервиса.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



23

Знаки приоритета.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



24

Конкурс рифмовок «Дорожные знаки».

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



25

Дорожные указатели.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



26

Творческий проект «Придумай свой дорожный указатель».

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



27

Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



28

Сигналы регулировщика. Практическое занятие.

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



29

Перевозка людей в транспортных средствах. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г







1

2

3

4

5

6

30

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



31

Правила езды на велосипеде

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



32-33

Дорожно-транспортные происшествия. Причины их возникновения и возможные последствия

2

5-А

5-Б

5-В

5-Г



34

Обобщающее занятие

1

5-А

5-Б

5-В

5-Г



Календарно-тематическое планирование в 6-х классах

Кол-во

часов

Класс

Дата проведения

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

1.

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



2.

Азбука дорожной безопасности

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



3.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



4

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



5.

Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



6

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



7

Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



8

Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особых предписаний, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



1

2

3

4

5

6

9

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



10

Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



11

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



12

Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



13

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



14.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



15.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



16

Транспортные средства и дорожное движение.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г




17.

Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



18.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



19

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



20

Правила движения велосипедистов.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



21

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



1

2

3

4

5

6

22

Культура транспортного поведения.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



23

Ответственность за нарушение ПДД.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



24

Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



25

Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами Перевозка людей в транспортных средствах.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



26

Правила пользования пассажирским транспортом. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



27

Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



28.

Опасные ситуации по вине водителей.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



29.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



30.

Опасные ситуации, возникающие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



31

Движение учащихся в группе и в колонне

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



32.

ДТП. Их причины и последствия.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



33.

Оказание первой медицинской помощи.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г



34.

Итоговое занятие.

1

6-А

6-Б

6-В

6-Г




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42 имени Эшрефа Шемьи-заде»

муниципального образования городской округ

Симферополь Республики Крым



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

_________________________


протокол №___ от _________

Председатель МО


__________ Шафиева Е.Н.

(подпись) (ФИО)

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №42

им. Эшрефа Шемьи-заде»


____________ Джемилева Ф.И.

(подпись) (ФИО)

«___» _______________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ «СОШ №42

им. Эшрефа Шемьи-заде»


________ Джемалитдинов В.Э.

(подпись) (ФИО)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения - «Дорожная азбука»

в 5-6-х классах

на 2016/2017 учебный год











Составитель

Учитель: Исмаилова Диана Энверовна

первая квалификационная категория











г. Симферополь, 2016 г.