Конспект урока по литературному чтению(обучение грамоте) Звуки в словах

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Звуки в словах

Педагогическая цель

Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты

Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках.

Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова

Образовательные ресурсы

Картинка с изображением аиста

Сценарий урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный.

Чтение стихотворения учителем

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок

- Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.

Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.


Парная.

Словесный.

Беседа и рассказ по рисунку

Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.

1. Какие виды речи вы знаете?

2. Из чего состоит наша речь?

3. Из чего состоит предложение?

4. Из чего состоят слова? Молодцы! Слоги – это части слов

Помогите мне, ребята, разделить слова на слоги и составить к словам схемы. - На доске картинки: комар, стрекоза, пчела, волк, кошка, собака (называют). - На какие группы можно разделить этих животных? (Комар, стрекоза, пчела – насекомые; волк, кошка, собака – звери.) - Разобьём слово комар на слоги. (Ко-мар.) - Сколько в слове комар слогов? - Произнесите слово полностью, послушаем какой слог ударный. (Второй). - Нарисуем схему слова.( _____/__/___) Аналогичная работа проводится со словами: стрекоза, пчела, волк, кошка, собака.

Как вы думаете, мы все уже знаем с вами о словах?


Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют рассказ по картинке

Работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, внимательно слушают ответы товарищей, совместно строят высказывания на заданную тему, составляют из них рассказ

Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ



III. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели

Фронтальная.

Словесный.

Вводная беседа, пояснение учителя

Наши друзья первоклассники Маша и Миша тоже еще не все знают о словах. Как-то раз они шли по улице и увидели два домика: кирпичный и деревянный. Маша подумала и сказала: "Смотри, все из чего-то сделано. Вот этот домик сделан из кирпичей, а вон тот – из бревен.

А из чего же сделаны слова?" А как бы вы, ребята, ответили на Машин вопрос? (букв).СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ С ВАМИ ПОСТВАРАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ НА МАШИН ВОПРОС "ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ СЛОВА? Из чего сделаны слоги?

Из предложений.

Из слов.

Из звуков

Принимают учебную задачу урока

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Фронтальная.

Наглядный, практический, словесный.

Беседа, составление схемы


У. Ребята, у нас два ответа на Машин вопрос. считает, что слова состоят из букв, а считает, что слова состоят из звуков.

У.  Разобраться. Давайте подумаем. Вот я сейчас говорю слова. А видите ли вы буквы?

– А где можно увидеть буквы?

Д. В книжке.

– На доске – у нас вон в том углу написаны буквы. У (стирает написанные буквы). А теперь есть буквы?

Д. Нет, вы их стерли.

У. А слова есть? Я говорю слова?

– Вы их слышите? Из чего же они состоят: из букв или из звуков, которые вы слышите?

Д. Из звуков!У. Мы сказали, что слова состоят из звуков. Все ли звуки одинаковые?

Игра "Угадай по губам"(А, О, У. ы)

У.– Ребята, звуки, конечно, бывают разные.

Все певцы и певицы распеваются на этих звуках. - Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а] В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….) Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …) [о] (о-о-о-о-о…) [ы] (ы-ы-ы-ы-ы …) [и] (и-и-и-и-и …) [э] (э-э-э-э-э …)

- А как шипит змея?

-Все ли звуки можно было пропеть??

Одни звуки мы произноим свободно. они называются гласными, а другие согласными.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают пыхтеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, пыхтеть, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

У. Хорошо. Итак, как же мы теперь ответим на Машин вопрос: из чего состоят слова? Ответьте хором.

какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

ФИЗМИНУТКА Игра «Узнай гласный звук» Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите. Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля. А теперь игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши. Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.


А теперь попробуем показать наш вывод на модели слова.

. Миша показал, что слово петух состоит из звуков так:

[pic]

– Как вы думаете, что обозначают квадратики в этой модели? Почему разных цветов?

Ещё одну модель показать.

О чём говорит эта модель? (В этом слове 3 звука)

Если именно так выделять звуки тогда ни один звук не потеряется.

Мы выяснили, что слово состоит из звуков человеческой речи. Выяснили, что каждый звук можно обозначить на схеме.А вы умеете выделять звуки в слове?

Выделение звуков в словах.

Давайте все вместе заселим звуки в домики.



Произносят хором слова аист.

Записывают схему.



Два.

Протяжно произносят первый слог.

Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Воспроизводят заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Анализируют слово с опорой на его модель:

Фронтальный.

Звуко-буквенный анализ слова аист


2

3

4

5

6

3. Закрепление знаний и способов действий.

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме.


Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение (учебник,
с. 15)

Составим схему слова ум. - Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.


- Откройте учебник на странице 15. (Работа с иллюстрацией.) - Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и сядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет побеседовать. - Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло свои ветви? - Отгадайте загадку: Стоит над водою Трясёт бородою. (Ива.) - Сколько слогов в слове ива? (Два.) - Первый слог - и, второй – ва. - Какой слог ударный? - Составьте схему слова ива. - Послушайте внимательно второй слог ва. - Из каких звуков он состоит? (Из согласного [в] и гласного [а].) - Эти два звука сливаются при произношении. Слог произносится на одном дыхании, сливаясь вместе. - Слияние согласного с гласным будет выглядеть так (слайд). - Заменим в схеме слова слияние карточкой «слог-слияние» (слайд). - Перейдём на другую сторону реки. Но для этого нужен мост.



Анализируют слово куры. Соотносят рисунки и схемы:

называют, что изображено на предметной

картинке, соотносят звуковую форму слова и его модель

Коллективный.

Анализ слов куры, гуси; устные ответы

4. Работа в парах


У вас на партах есть картинки. Выйдите в правый угол класса, те у кого в слове 5 звуков. (5)

4 звука встаньте. (5)

3 звука сидя поднимите картинки .(15).


Анализируют, сравнивают, делают выводы




VI. Рефлексивно-оценочный.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Как мы произносим согласные звуки?

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свою работу на уроке

Фронтальный.

Устные ответы