Конспект по русскому языку

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе.

Разработка урока по теме: СЛОГ

Цели плана-конспекта урока по русскому языку в 1 классе:

  • 1. Дать понятие о слоге. Определение понятия слог.

  • 2. Познакомить со значением слога.

  • 3. Определить правила переноса слов.

  • 4. Развивать речь учащихся.

Ход урока русского языка в 1 классе.

1. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Введения понятия "Слог". Ознакомление со слогами.

Учитель. - Дети, посмотрите внимательно на буквы вверху страницы. Что это за буквы?

Дети..- Р,Л,М,Н.

Учитель. - Подумайте, что общего у этих букв?

Дети. - Все буквы согласные, звонкие.

Учитель. - А теперь попробуйте составить слова из данных букв.

Дети. - Не получается.

Учитель. - Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы.

Дети.-У,Л,Н,А.

Учитель. - На какие две группы можно их разделить?

Дети. - На гласные и согласные.

Учитель. - Попробуйте составить слова из данных букв.

Дети. -Луна, на, ну.

Учитель. - А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?

Дети. - Не было гласных.

Учитель. - Какой вывод можно сделать?

Дети. - Без гласных невозможно образовать слово.

Учитель. - Посмотрите на слова в учебнике. Какие слова вы видите?

Дети. - Мама, Ира, Ирина.

Учитель. - Почему слова Ира, Ирина написаны с большой буквы?

Дети. - Имена пишем с большой буквы.

Учитель. - А какой знак стоит в конце каждого слова?

Дети. - Восклицательный.

Учитель. - А когда мы ставим восклицательный знак?

Дети. - Когда мы чем-то восхищаемся, восторгаемся, что-то восклицаем.

Учитель. - А давайте позовем: мама! Ира! Ирина!

Дети. - Ма-ма! И-ра! И-ри-на!

Учитель. - Что происходит со словами?

Дети. - Они распадаются на части.

Учитель. - Вот такие части, на которые распадаются слова, называются слоги.

2. Закрепление понятия "Слог", его особенности.

Учитель. - Обратите внимание ни рисунки. Прочитайте слова.

Дети. - Эму, мыло, ура.

Учитель. - Что произошло со словами?

Дети. - Они распались на части: э-му, мы-ло, у-ра.

Учитель. - А как мы называем такие части?

Дети. - Слоги. Слова распались на слоги.

Учитель. - А что общего на каждой части слова, у каждого слова?

Дети. - Есть гласный.

Учитель. - Сколько слогов в каждом слове?

Дети. "Два.

Учитель. - А гласных звуков?

Дети. - Тоже два.

Учитель. - Какой вывод можно сделать?

Дети. - Сколько гласных звуков, столько и слогов.

3. Выделение слон из группы слогов и слов. Закрепление написания слов с большой буквы.

Учитель. - Обратите внимание на следующее задание. Подчеркните только слова.

Дети. - ум ро Ми он мир лу Ни.

Учитель. - Докажите, что это слова.

Дети. - В них есть смысл.

Учитель. - Дополните слоги до слов.

Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.

Учитель. - Почему со слогами Ни, Ми составили имена.

Дети. - Слоги написаны с большой буквы --- составили имена.

4. Выяснение значимости слога. Перенос слов.

Учитель. - Назовем еще раз слова, которые вы составили.

Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.

Учитель. - (Пишет на доске. Преднамеренно делает так, чтобы слово "Нина" не поместилось)

У меня не помещается слово. Что же делать?

Дети. - Перенести на другую строчку, (ниже)

Учитель. - Когда слово не помещается на одной строке, мы переносим его с одной строки на другую.

Слова переносим по слогам.

Давайте попробуем данные слова разделить для переноса.

Дети. - Ро-за, Ми-ша, лу-на, Ни-на.

Учитель. -Так для чего нам нужен слог?

Дети. - Чтобы переносить слова.

Учитель. - Посмотрите на рисунок и попытайтесь определить, зачем еще нам нужен слог?

Дети. - (Рассматривая соревнования, определяют) - Для поддержки спортсменов.

У-РА! МОЛОДЦЫ!

Учитель. - А теперь немного поиграем. Посмотрим на ребусы. Что необходимо сделать?

Дети. - Отбросить буквы и получить новые слова.

Учитель. - Обратите внимание на схему слова: черточки отделяют один слог от другого.

Отбросьте в каждом слове 1-ый слог. Какие слове получились?

Дети. - Радуга - дуга, машина - шина, бабочка-бочка.

Учитель. - Впишите слова в клеточки. Сколько слогов в каждом слове? Назовите каждый.

Дети. - В каждом слове теперь по два слога. Ши-на, бо-чка.

5. Итог урока.

Учитель. - Дети, что нового вы узнали на уроке?

Дети. - Мы познакомились со слогом, узнали как переносить слова. Учитель. - А для чего нам нужен слог?

Дети. - Со слогом можно играть, по слогам, когда мы поддерживаем игроков, выкрикиваем слова мо-ло-дцы. По слогам переносим слова с одной строки на другую.