Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. УМК Перспективная начальная школа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);  

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) 

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» 

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577» 

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года N 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • На основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с.

  • В соответствии с требованиями основной образовательной программы начального общего образования МОУ Новоульяновская СШ № 2

  • На основе учебного плана МОУ Новоульяновская СШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год.


Цели и задачи учебного предмета

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

В ачальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.


Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом в первом классе является курс «Обучение грамоте».


Продолжительность курса «Обучение грамоте» (23 учебные недели. 9 ч в неделю, 207 ч в год) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными способностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В 1 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 50 ч, во 2, 3 и 4 классах — по 170 ч в год (5 ч в неделю).


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (выпускник) получит возможность научиться», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД».


Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения


Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

  • Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.


Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

  • Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы…)..


Раздел «Морфемика и словообразование»

Обучающиеся научатся:

  • Различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • Находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

  • Выделять в слове окончание (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

  • Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

  • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

  • Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  • Обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

  • Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.


Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

  • Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.


Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  • Определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий;

  • Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

  • Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.


Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • Различать предложение, словосочетание и слово;

  • Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

  • Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  • Находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены;

  • Задавать вопросы к разным членам предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

  • Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

  • Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника(Словарь «Пиши правильно»);

  • Различать на письме предлоги и приставки;

  • Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

  • Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.


Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.);

  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;

  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

  • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.



Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 2-го года обучения


В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

  • работать со словарями: находить нужные словарные статья в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  1. В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте (распределять работу, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);

  • выполнять работу по цепочке;

  1. В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу двумя заявленными точками зрения, двумя позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебный предмет «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (67 ч*)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение в слове количества слогов, определение ударных и безударных слогов.

Характеристика гласных и согласных звуков.

Нахождение в словах (по определенным признакам) изучаемых орфограмм, формулирование орфографического правила; упражнения в правильном написании слов.

Различение периферических звуковых оппозиций (свистящиешипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие–глухие парные согласные), важные для освоения круга

орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, а также звонких–глухих парных согласных.

Формирование фонематического слуха (звуковая работа), которая приведет к пониманию многих закономерностей, например: как и почему используются приставки о- и об-; зачем используются ь и ъ, правильное определение корней и окончаний.


Лексика (4 ч*)

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение основного представления о слове (форма слова, изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимание смысла ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Распознавание формы слова и родственных слов. Различение многозначных слов и омонимов.


Морфемика и словообразование (4 ч*)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания).

Выделение в слове окончания и основы.

Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований.


Морфология (50 ч*)

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма словназваний предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числам, по команде вопросов (по падежам) и по родам.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значений слова.

Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания.

Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов.

Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий.

Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода.

Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам.


Синтаксис (15 ч*)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний. Определение в словосочетании главного и зависимого слов, постановка вопроса от глав-

ного к зависимому слову.

Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении).

Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении).

Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения.


Лексикография**

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способа проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях.

Работа со 2-й частью учебника, где размещаются словари.

Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древне-русского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определенных грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря.


Развитие речи с элементами культуры речи (30 ч*)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.

Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Устное и письменное изложение короткого текста. Определение темы текста и его основной мысли. Составление плана текста и использование его при устном и письменном изложении. Членение текста на абзацы, оформление абзаца на письме.

Употребление формул вежливости в поздравительной открытке и письме.

Устные ответы на вопросы по произведению живописи (сравнение содержания и названия живописного произведения, тема произведения и основное переживание автора, обнаружение сходства приемов, которыми пользуются поэты и художники).


Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).





3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Начало учебного года 1 сентября 2016 года

Конец учебного года 31 мая 2017 года

  1. четверть – 42 дня

  2. четверть – 40 дней

  3. четверть – 51 день

  4. четверть – 40 дней

с 31.10.16 по 06.11.16 – осенние каникулы

с 30.12.16 по 10.01.16 – зимние каникулы

с 27. 03.16 по 02.04.16 – весенние каникулы










2 КЛАСС (170 ч)

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны

Знакомство со словарями русского языка.

Словарное слово: ученик

2

Использовать при работе с учебником страницу «Содержание», применять просмотровое чтение и чтение-поиск

Использовать при работе с учебником страницу «Содержание», применять просмотровое чтение и чтение-поиск

Пользоваться алфавитом при поиске нужного слова в словаре. Понимать и преобразовывать информацию. Осуществлять самоконтроль

О пользе звукобуквенной зарядки

Звуки и буквы Словарные слова: лопата, завод, работа

1

Характеризовать (устно) звук.

Использовать сравнение в ходе звукового и буквенного анализа слов.

Контролировать правильность характеристики заданного звука

Какие бывают предложения

Виды предложений по цели высказывания и интонации

1

Характеризовать цель высказывания по содержанию предложения

Главные и неглавные слова в предложении

Основа предложения. Главные и неглавные слова в предложении

1

Использовать сравнение при ана­лизе содержания предложений, включающих:

только основу предложения;

основу предложения, допол­ненную неглавными членами предложения

Неглавные слова в предложении.

1

Сравнивать предложения, кото­рые имеют разный порядок од­них и тех же слов.

Анализировать заданные схемы предложений (работать с моделями)


Входная контрольная работа

1

Применять изученные правила при списывании и записи текста под диктовку

Что такое текст

Тема текста

1


Главные и не­главные слова в предложении

Порядок слов в предло­жении.

Окончание слова и раз­ные формы слова

1

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Устанавливать причинно-след­ственные связи

Формы слова в предложе­нии и их различение

1

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Осуществлять самоконтроль

Окончания

слов-названий

предметов

Окончания слов- названий предметов

1

Понимать и преобразовывать

информацию

Что такое словосочетание

Что такое словосочета­ние. Постановка вопро­сов к зависимым словам

1

Задавать вопросы от слова-ко­мандира к слову-солдату. Устанавливать причинно-следственные связи

Отличие грамматической связи слов в словосоче­тании и в основе пред­ложения.

Словарные слова: воро­бей, сорока, ворона

1

Использовать инструкцию. Подводить конкретный языковой материал под лингвистическую схему.

Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Основа слова и его окончание. Нулевое окон­чание

Основа слова и его окон­чание

1

Читать информацию в табличной форме

Нулевое окончание

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи

Слова-назва­ния предметов, у которых нет окончаний

Слова-названия пред­метов, у которых нет окончаний

1

Устанавливать причинно-следственные связи

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не име­ющих окончаний (неиз­меняемых)

1

Понимать и преобразовывать информацию.

Применять и представлять информацию. Осуществлять кон­трольно-оценочную деятельность

Итоговый диктант по результатам повторения (по выбору учителя)

1

Применять изученные правила при списывании и записи текста под диктовку

Разграничение слов, имеющих окончания и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

Понимать и преобразовывать ин­формацию.

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность

Что такое текст

Тема текста

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Анализировать деформированный текст: определять последовательность предложений

Слова-назва­ния предметов, у которых нет окончаний

Разграничение слов, имеющих нулевое окончание (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых)

1

Осуществлять сравнение: выделять общее и различие

Слова-названия предметов разного рода

Слова-названия предме­тов разного рода

3

Распределять работу с соседом по парте. Устанавливать причинно- следственные связи

Читать информацию в табличной форме

Пользоваться установленными закономерностями, Обратным словарем, правилом внутреннего алфавита




Слова-названия предме­тов разного рода. Окон­чания слов мужского и женского рода

1

Пользоваться установленными закономерностями. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Что такое текст

Что такое текст? Начало текста

1

Анализировать деформированный текст: определять начало текста, соответствующее развитию мысли

Слова-назва­ния предметов разного рода

Слова-названия предме­тов разного рода. Окон­чания слов мужского и женского рода

1

Подводить конкретный языковой материал под лингвистическую схему. Устанавливать причинно- следственные связи. Осущест­влять контрольно-оценочную деятельность

Проверочная работа

1

Пользоваться установленными за­кономерностями. Подводить кон­кретный языковой материал под лингвистическую схему. Применять и представлять информацию

Начальная форма слова

Начальная форма слов- названий предметов. Форма слова в словарях Словарные слова: билет, береза

1

Устанавливать причинно-следственные связи

Что такое текст

Строение текста. Основ­ная мысль текста и его окончание

1

Анализировать текст: определять тему текста, подбирать соответ­ствующее название. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Начальная форма слова

Начальная форма слов- названий признаков

1

Осуществлять сравнение: выде­лять общее и различие

Начальная форма слов- названий действий. Родственные слова. Словарные слова: ребята, облако

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи.

Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Это слово и другое слово

Основы родственных слов. Различение разных слов и форм слова

1

Осуществлять сравнение: выде­лять общее и различие

Общая часть родственных слов

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи

Текст

Тема и название текста. Работа с картиной Татья­ны Мавриной «Васильки на окне»

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Различение граммати­ческих форм слова и родственных слов

1

Распределять работу с соседом по парте. Осуществлять контрольно-­оценочную деятельность. Устанавливать причинно-следственные связи.

Итоговый диктант за 1-ю четверть

1

Применять изученные правила при записи текста под диктовку

Проверочная работа

1

Пользоваться установленными закономерностями. Подводить конкретный языковой материал под лингвистическую схему. Применять и представлять инфор­мацию

Слово и формы этого слова. Родственные слова

Различение граммати­ческих форм слова и родственных слов

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи.

Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Родственные слова. Ко­рень слова

1

Группировать слова по заданному принципу

Азбука вежливости.

Задание клуба «Ключ и заря»

Как писать письмо (Часть 1).

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слова, у которых несколько значений

Многозначные слова (без введения термина). Рабо­та с Толковым словарем

1

Оценивать достоверность получа­емой информации

Корень слова, однокорен­ные слова.

Словарное слово: магазин

1

Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность, сравнение: выделять общее и различие

Разные слова, которые слу­чайно одина­ково звучат и пишутся

Различение многознач­ных слов и омонимов. (Различение слов, имею­щих несколько значений, и слов, которые случай­но одинаково звучат и пишутся)

1

Работать с Толковым словарем, пользоваться условно-символическим языком словарных статей

Разные слова, которые случайно одинаково зву­чат и пишутся (Омонимы (термин не вводится))

1

Работать с Толковым словарем, пользоваться условно-символиче­ским языком словарных статей

Слова со сход­ным значени­ем, которые по-разному звучат и пи­шутся

Слова со сходным зна­чением, которые по- разному звучат и пишутся (Синонимы (термин не вводится))

1

Осуществлять сравнение: выде­лять общее и различие. Пользоваться условно-символическим языком Толкового словаря

Слова и их дальние род­ственники

Понятие о происхожде­нии слова.

Словарные слова: собака, сирень

1

Работать со словарем происхож­дения слов.

Пользоваться условно-символическим языком словарных статей

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме

Правописание безудар­ных гласных в корне слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Правописание безудар­ных гласных в корне слова

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи

Устное

изложение

План текста. Пересказ по плану

1

Пользоваться планом при пере­сказе текста.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Тема и основная мысль текста

Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста.

1

Анализировать текст: определять основную мысль текста. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме

Правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова

1

Читать информацию в табличной форме.

Осуществлять сравнение: выде­лять общее и различие

Правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Конкурс на лучший дик­тант

1

Устанавливать причинно-след-ственные связи.

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написание слов

Тема и основная мысль

Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме

Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме (истори­ческое чередование). Словарные слова: здрав­ствуйте, машина

2

Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, сравнение: выделять общее и различие

Устанавливать причинно-след­ственные связи. Определять наличие изученных орфограмм в словах. Работать с Обратным словарем

Проверочная работа

1

Пользоваться установленными закономерностями. Подводить конкретный языковой материал под лингвистическую схему. Применять и представлять ин­формацию

Работа над ошибками

1

Определять наличие изученных орфограмм в словах. Работать с Обратным словарем

Работа с кар­тиной

Работа с картиной Татья­ны Мавриной «Костер во дворе»

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать/под­тверждать свою точку зрения сло­вами и выражениями из текста

Тайна написа­ний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в без­ударных корнях

1

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написание слов

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в без­ударных корнях. Словарные слова: девочка, одежда

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать/под­тверждать свою точку зрения. Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Предварительная итоговая комплексная работа

1

Анализировать текст. Осуществлять самоконтроль. Обосновывать/под­тверждать свою точку зрения

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

1

Устанавливать причинно-след­ственные связи.

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написание слов

Написание Ь в словах- названиях предметов женского рода с основой на шипящий звук

1

Распределять работу с соседом по парте. Определять наличие изученных орфограмм в словах. Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Повторение

пройденного

Повторение правописа­ния безударного гласного в корне слова. Родствен­ные слова.

Словарное слово: медведь

1

Анализировать текст с установ­кой на поиск в нем родственных слов.

Осуществлять контрольно-оце­ночную деятельность

Предварительная итоговая комплексная работа

1

Анализировать текст. Осущест­влять самоконтроль. Обосновы­вать/подтверждать свою точку зрения

Работа над ошибками в предварительной итоговой комплексной работе

1

Анализировать текст. Осуществлять самоконтроль. Обосновывать/под­тверждать свою точку зрения

Пивное пере­живание текста

Тема и основная мысль текста

1

Анализировать текст: определять главное переживание текста. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Повторение

пройденного

Родственные слова и формы одного слова

1

Осуществлять сравнение: выде­лять общее и различие. Определять наличие изученных орфограмм в словах

Трудности письма в корне слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Итоговый диктант

1

Применять изученные правила при записи текста под диктовку

Проверочная работа

1

Анализировать текст. Группировать

слова по заданному принципу

Работа над ошибками. Способы проверки труд­ностей письма в корне слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Работа с кар­тиной

Работа с картиной Аркадия Рылова «Полевая рябинка»

1

Анализировать текст: определять главное переживание текста. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Повторение

пройденного

Правописание безудар­ного гласного и парного звонкого-глухого со­гласного в корне слова. Родственные слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Развитие речи. Самостоя­тельная работа

1

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написание слов

Как писать письмо

Азбука вежливости. Как написать поздравление. Устное изложение

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Повторение пройденного. Задание для членов клуба «Ключ и заря»

Правописание безудар­ного гласного и парного звонкого-глухого со­гласного в корне слова. Родственные слова

1

Прогнозировать наличие опреде­ленных орфограмм. Осуществлять сравнение: выделять общее и различие.

Осуществлять самоконтроль

Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

Работать с Обратным и Толковым словарями, пользоваться установ­ленными закономерностями

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы

Постановка вопросов к главным членам пред­ложения.

Словарное слово: мороз

1

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову)

Постановка вопросов к главным членам пред­ложения

1

Определять основу предложения

Учимся определять начальную форму слов

Начальная форма слов, на­зывающих предметы. Словарное слово: иней

1


Начальная форма слов, называющих действия

1

Прогнозировать наличие опреде­ленных орфограмм

Что мы знаем о тексте

Текст. Основные особенно­сти текста

1

Выявлять особенности построения текста и особенности используе­мой лексики

Продолжаем опре­делять начальную форму слов

Начальная форма слов, называющих признаки. Словарное слово: столица

1

Выявить особенности начальной формы слов, называющих при­знаки

Написание Ы после Ц

в окончаниях слов- названий предметов

Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множествен­ном числе.

Словарное слово: спасибо

2

Решать учебно-исследовательскую задачу

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, на­зывающих предметы

Образование слов от основ с помощью суффиксов Словарные слова: группа, класс

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

Деление текста на части

Выделение смысловых частей в тексте

1

Выделять части текста

Как делаются слова. Что такое суффикс.Суффиксы слов, на­зывающих предметы

Образование слов- названий предметов от основ других слов с помощью суффиксов. Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования. Словарные слова: учитель, директор

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

1

Обнаруживать регулярные истори­ческие чередования. Сравнивать слова, связанные отношениями производности; объяснять какое из них от какого образовано

Суффиксы слов, на­зывающих предметы и признаки

Образование слов- названий признаков от ос­нов слов-названий предме­тов с помощью суффиксов. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения.

Решать учебно-исследовательскую задачу

Образование слов- названий признаков от ос­нов слов-названий предме­тов с помощью суффиксов. Написание ЧН, ЧК без Ь

1

Муштровать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами)

Работа с картиной

Работа с картиной Анри Матисса «Разговор»

1

Определять особенности отраже­ния чувств, переживаний людей в живописи

Суффиксы слов, называющих пред­меты и признаки

Правописание парного звонкого-глухого соглас­ного в середине и на конце слова.

Словарные слова: линейка, пенал, тетрадь

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Образование родственных слов с помощью суффикса -К-. Правописание букво­сочетания ЧК

1

Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными суффиксами

Мониторинговая работа «Трудности письма в корне и на конце слова»

1

Применять изученные правила при записи под диктовку

Образование слов жен­ского рода от основ слов мужского рода с помощью суффиксов

1

Объяснять образование слова — давать подробную запись

Деление текста на части

Части текста и план

1

Выделять в тексте смысловые части, подбирать заголовок к каж­дой части

Как делаются слова. Суффиксы слов, на­зывающих предметы

Образование слов жен­ского рода от основ слов мужского рода с помощью суффиксов.

Словарное слово: вдруг

1

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми суффиксами). Решать учебно-исследовательскую задачу

Изложение по тексту, про­читанному учителем

1

Составлять план текста, исполь­зовать план для пересказа, для написания изложения

Образование слов с помо­щью суффиксов

1

Объяснять образование слова - давать подробную запись

Что такое обращение

Выделение обращения с помощью интонации. Словарные слова: до свида­ния, русский

1

Определять по содержанию предложения, к кому направлена мысль, вопрос. Находить в тексте знаки пунктуации, выделяющие обращение

Работа с картиной

Работа с картиной К. Пе­трова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

Выделять фрагменты, детали жи­вописного полотна, позволяющие формулировать аргументы личным впечатлениям

Что такое обращение

Выделение обращения на письме

1

Находить в тексте знаки пунктуа­ции, выделяющие обращение

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки


Образование слов с помо­щью приставки.

Словарное слово: алфавит

1

Выделять в тексте, в предложении предлоги, в словах — приставки

Комплексная предвари­тельная итоговая работа

1

Отвечать на вопросы по тексту, используя выдержки из текста в качестве аргументов

Образование слов с помо­щью приставки. Правописание приставок и предлогов.

Словарное слово: скоро

1

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками)

Азбука вежливости. Как писать письмо

Устное изложение.

Как писать письмо.

Как написать поздравление

1

Пересказывать текст небольшого объема. Использовать формулы вежливости для поздравления

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия


Правописание частицы НЕ со словами, называющими действия

1

Находить в тексте слова, назы­вающие действия, осуществлять проверку правильности отдельно­го написания частицы НЕ со словом-названием действия

Правописание частицы НЕ со словами, называющими действия.

Словарное слово: суббота

1

Использовать алгоритм проверки правильности отдельного написа­ния частицы НЕ со словом-назва нием действия

Правописание частицы НЕ со словами, называющими действия

1

Осуществлять проверку правиль­ности отдельного написания частицы НЕ со словом-названием действия

Образование родственных слов с помощью приставок. Роль приставки в слове

1

Объяснять значение слова — давать развернутое его толкование

Родственные слова, называющие действия, с разными приставками и суффиксами

1

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

Решать учебно-исследовательскую задачу

Состав слова


Что такое состав слова. Словарные слова: урожай, Родина, народ

1

Выделять в слове все части, обо­значать принятыми условными знаками

Разбор глагола по составу слова

1

Контролировать/оценивать пра­вильность выполнения разбора по составу, обращаясь к слово­образованию

Проверочная работа по теме «Раздельное написание частицы НЕ со словами, называющими действия»

1

Применять универсальные учеб­ные действия по поиску информа­ции в учебной книге

Состав слова

Ь на конце начальной формы слов-названий дей­ствий, оканчивающихся на шипящий

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

Как писать изложе­ние. Азбука вежли­вости

Письменное изложение. Как написать поздравление

1

Пересказывать текст небольшого объема. Использовать формулы вежливости для поздравления

Состав слова

Ь на конце начальной формы слов-названий дей­ствий, оканчивающихся на шипящий

1

Определять принадлежность слова к словам, называющим действия

Итоговый диктант*

1

Применять изученные правила при записи под диктовку

Проверочная работа*

1


Образование слов с помощью пристав­ки и суффикса

Образование слов с помо­щью приставки и суффикса

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

Образование слов с помо­щью приставки и суффикса

1

Объяснять образование слова — давать подробную запись

Правильное употре­бление приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать

Правильное употребление приставок НА- и 0- в словах надеть, надевать; одеть, одевать

1

Контролировать/оценивать пра­вильность употребления при­ставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать

1

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с бук­вой соединительно­го гласного

Сложные слова из двух корней с буквой соедини­тельного гласного. Словарное слово: фамилия

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

1

Объяснять образование слова — давать подробную запись

Описание и повествование

Типы текстов: текст- описание и текст- повествование

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с бук­вой соединительно­го гласного

Сложные слова из двух корней с буквой соедини­тельного гласного

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

1

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова


Написание раздели-тельных Ь и Ъ

Написание разделительно­го Ь.

Словарные слова: ягода, язык

1

Решать учебно-исследовательскую задачу.

Определять состав слова

Написание разделительно­го Ъ. Сходство и различие в написании разделитель­ных знаков.

Словарное слово: товарищ

1

Контролировать/оценивать пра­вильность выполнения задания. Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Написание слов с пристав­ками с разделительным Ъ и без него

1

Определять состав слова

Написание разделительных Ъ и Ь

1

Определять состав слова

Повторение (состав слова). Написание разделительно­го Ь

1

Применять изученные правила при списывании и записи под диктов­ку

Различение типов текстов: текст-описание и текст-повествование

1

Анализировать текст

Написание разделительных Ь и Ъ

1

Определять состав слова

Итоговая комплексная работа

1

Применять универсальные учеб­ные действия по работе с текстом по преобразованию информации


Завершение Итоговой ком­плексной работы

1

Применять универсальные учеб­ные действия по работе с текстом

Повторение правописания соединительных гласных, безударных гласных и парных звонких-глухих со­гласных в сложных словах

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм

Описание и повествование

Описание и повествование

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Написание раздели­тельных Ь и Ъ


Написание разделительно­го Ъ

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм

Итоговый диктант

(1-я часть итоговой работы)

1

Применять изученные правила при записи под диктовку

Проверочная работа (работа с оглавлением (содержани­ем) книги или со слова­рями) (2-я часть итоговой работы)

1

Применять универсальные учеб­ные действия по поиску информа­ции в учебной книге

Написание разделительных Ь и Ъ

1

Объяснять написание слов

Научный и художе­ственный тексты

Научный и художествен­ный тексты

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Решать учебно-исследовательскую задачу

Самое загадочное чередование согласных в корне слов: чередование настоящего звука с нулевым звуком

Правописание родствен­ных слов с непроизно­симой согласной в корне слова.

Словарные слова: хорошо, весело, быстро

1

Объяснять расхождение произно­шения и написания слов

Правописание слов с не­произносимыми и пар­ными звонкими-глухими согласными в корне слова

1

Объяснять написание слов. При­менять изученные правила при списывании и записи под диктовку

Чередование настоящего звука с нулевым звуком

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Правописание слов с не­произносимым и парным звонким-глухим согласным в корне слова

1

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Правописание слов с не­произносимым согласным в корне слова

1

Объяснять правописание слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их рас­хождения

Повторение правописа­ния изученных трудностей письма

1

Объяснять правописание слов. Группировать слова по месту и типу орфограмм

Контрольное списывание. Повторение изученных трудностей письма

1

Применять изученные правила при списывании.

Группировать по типам (ъ/ь)



Работа с картиной

Научный и художествен­ный текст. Работа с кар­тиной Николая Рериха «Стражи ночи»

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Анализировать смысл названия живописного произведения

Самое загадочное чередование соглас­ных в корне слов: чередование настоя­щего звука с нулевым звуком

Правописание слов с не­произносимым согласным в корне слова

1

Объяснять правописание слов. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

Изложение по тексту, про­читанному учителем

1

Воспринимать текст, читаемый учителем, с целью письменного пересказа с предварительным кол­лективным составлением плана

Работа с картиной

Устное изложение.

Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»

1

Пересказывать текст небольшого объема. Определять тему и основ­ную мысль живописного произ­ведения

Работа с картиной

Письменное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Определять тему и основную мысль живописного произведения

Самое загадочное чередование соглас­ных в корне слов: чередование насто­ящего звука с нуле­вым звуком

Повторение правописа­ния изученных трудностей письма

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм

Повторение правописа­ния изученных трудностей письма

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм

Как писать изложе­ние»

Письменное изложение. Обсуждение заданий чле­нам клуба «Ключ и заря»

1

Решать учебно-исследовательскую задачу

Самое загадочное чередование соглас­ных в корне слов: чередование насто­ящего звука с нуле­вым звуком

Повторение правописа­ния изученных трудностей письма

1

Группировать слова по месту и типу орфограмм

Повторение правописа­ния изученных трудностей письма

1

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения