Рабочая программа внеурочной деятельности Речь и культура общения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Пояснительная записка

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Приказа МОиН от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС»;

  • Письма МОиН РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»


Цель программы: воспитание грамотной культурной личности

Задачи программы:

  • Познакомить воспитанников с навыками культурного поведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах.

  • Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

  • Развивать коммуникативные качества личности.

  • Развивать речь.

  • Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.

  • Формировать устойчивую положительную самооценку школьников

Направленность программы

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Нормативно-правовые документы

Данная программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).

  • Приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области «Об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 29.08.2014г. № 66

  • Устава МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с.Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

  • Учебного плана МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны на 2014-2015 учебный год

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Письма Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»



Актуальность и педагогическая целесообразность

данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Сроки реализации программы

Программа «Речь и культура общения» рассчитана на детей 8 – 11 лет на 1 год обучения и реализуется во 2 классе. Программа составляет 35 часов.


Режим занятий

Программа реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время. Занятия проводятся во второй половине дня. Программа рассчитана на 70 часов, которые проводятся 1 раз в неделю (2 ч. в день). Продолжительность одного занятия 35 минут



Формы занятий.

Ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг.

Принципы реализации курса.

Программа построена на следующих принципах:

- дифференцированный подход;

- принцип наглядности;

- принцип активности и сознательности;

- принцип креативности;

- принцип научности и достоверности.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, регулятивное, коммуникативное.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Учащиеся получат возможность узнать:

    • историю, виды и значение этикета;

    • культуру внешнего вида, правила гигиены;

    • правила жизни в обществе;

    • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

    • культуру поведения в общественных местах;

    • особенности поведения в школе;

    • правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя;

    • правила гостеприимства;

    • правила дарения и получения подарков;

    • правила оформления писем, поздравлений;

    • правила ведения переписки в сети Интернет

Учащиеся научатся:

  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;

  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

  • общаться с представителями противоположного пола.

Способы определения и фиксации результатов

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащимся следует знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся получают опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы подведения итогов реализации программы. Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей







Тематический план

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

1.1.

Значение речи в жизни человека, общества.

4

3

1

1.2

Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

4

3

1

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

1.3

Коммуникативные качества речи

4

3

1

Анализировать коммуникативные качества речи.. Стремиться к ясности, точности и чистоте речи.

1.4

Языковая норма

6

4

2

Анализировать важнейший признаки литературного языка. Определять виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

1.5

Виды речи

9

8

1

Составлять собственное монологическое высказывания-приветствия. Моделировать собственное высказывание.

1.6

Выразительные средства языка

6

4

2

Составлять рассказ по опорным словам.

Объяснять уместность (неумест­ность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учеб­ного и бытового общения.

1.7

Функциональные стили литературного языка

6

4

2

Анализировать уместность ис­пользования средств устного обще­ния в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, на­капливать опыт собственного ис­пользования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств уст­ного общения на уроке.

Различать стили литературного языка

2

Текст

24

20

4

Анализировать деформирован­ный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложе­ния по цели высказывания, нахо­дить в тексте повествователь­ные/побудительные/вопроситель­ные предложения.Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).


3

Проектная деятельность

7


7

Разрабатывать проекты

Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.


Итого

70ч

49

21




Содержание программы

  1. Общение (39 часов)

Значение речи в жизни человека, общества. (4 часа)

Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Анкетирование учащихся.

1.2. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. (4 часа)

Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей

Анкетирование учащихся.


1.3. Коммуникативные качества речи (4 часа)

Устная речь. Громко–тихо. Темп устной речи в разных ситуациях. Использование громкости, темпа в высказываниях. Роль интонации в речевом общении. Использование этикетных форм при телефонном разговоре. Ролевая игра. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Употребление слова в соответствии со значением. Правила вежливого поведения во время разговора. Речевые ситуации. Использование паузы при устном общении. Закрепление знаний о средствах общения. Разыгрывание ролевой ситуации.

Диагностика нравственной самооценки.

1.4. Языковая норма (6 часов)

Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

Диагностика этики поведения.

1.5. Виды речи. (9 часов)

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.

1.6. Выразительные средства языка. (6 часов)

Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

Анкетирование учащихся.

1.7. Функциональные стили литературного языка (6 часов)

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).

Анкетирование учащихся.

2. Текст (24 часа)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Диагностика нравственной мотивации.

3. Проектная деятельность. (5 часов)

Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи). Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.

Создание проектов











Условия реализации программы

В процессе реализации программы педагог проводит мониторинг:

- сформированности общеинтеллектуальных умений;

- развития познавательных свойств личности.

Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, диагностики, анкетирования, опроса.

Управление программой

    1. Приобретение социальных знаний:

– коммуникативная культура;

- умение подчинять своё поведение нормам и правилам работы в группе;

- использование различных коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач.

2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

3. Приобретение опыта самостоятельного действия.
























Список рекомендуемой литературы


Для учителя:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Приказ МОиН от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении ФГОС»;

  • Письмо МОиН РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования Конституции РФ»;

  • Конституция РФ;

  • Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”ю

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

  • Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. –М.: Книголюб, 2006. -88с.

  • Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

  • Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

  • Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

  • Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго,1996.


Для учащихся:

  1. Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. - Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. - М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

  3. Осеева В.А. Волшебное слово

  4. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

  5. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

  6. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». - Москва: «Просвещение» 2000.

  7. Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

  8. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). - Москва. 1991.



Тематический план программы

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения

1.1.

Значение речи в жизни человека, общества.

4

3

1

1.2

Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

4

3

1

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

1.3

Коммуникативные качества речи

4

3

1

Анализировать коммуникативные качества речи.. Стремиться к ясности, точности и чистоте речи.

1.4

Языковая норма

6

4

2

Анализировать важнейший признаки литературного языка. Определять виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

1.5

Виды речи

9

8

1

Составлять собственное монологическое высказывания-приветствия. Моделировать собственное высказывание.

1.6

Выразительные средства языка

6

4

2

Составлять рассказ по опорным словам.

Объяснять уместность (неумест­ность) использования тех или иных речевых средств в ситуациях учеб­ного и бытового общения.

1.7

Функциональные стили литературного языка

6

4

2

Анализировать уместность ис­пользования средств устного обще­ния в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, на­капливать опыт собственного ис­пользования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств уст­ного общения на уроке.

Различать стили литературного языка

2

Текст

24

20

4

Анализировать деформирован­ный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложе­ния по цели высказывания, нахо­дить в тексте повествователь­ные/побудительные/вопроситель­ные предложения.Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).


3

Проектная деятельноть

7


5

Разрабатывать проекты

Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.


Итого

70ч

49

21



Содержание программы

  1. Общение (39 часов)

Значение речи в жизни человека, общества. (4 часа)

Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

1.2. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. (4 часа)

Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей

1.3. Коммуникативные качества речи (4 часа)

Устная речь. Громко–тихо. Темп устной речи в разных ситуациях. Использование громкости, темпа в высказываниях. Роль интонации в речевом общении. Использование этикетных форм при телефонном разговоре. Ролевая игра. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Употребление слова в соответствии со значением. Правила вежливого поведения во время разговора. Речевые ситуации. Использование паузы при устном общении. Закрепление знаний о средствах общения. Разыгрывание ролевой ситуации.



1.4. Языковая норма (6 часов)

Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

1.5. Виды речи. (9 часов)

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия. Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.

1.6. Выразительные средства языка. (6 часов)

Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями. Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

1.7. Функциональные стили литературного языка (6 часов)

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие речи).

2. Текст (24 часа)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.


3. Проектная деятельность. (7 часов)

Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему. Публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям (логичность; правильность; выразительность; эмоциональность, основанная на психологии общения и особенностях восприятия звучащей речи). Защита проектов по самостоятельно выбранным темам. Создание рецензий на прочитанные произведения.



















Календарно-тематическое планирование

Дата

Название темы

Примечание

план

факт





Общение (39 часов)






Значение речи в жизни человека, общества.


1



Предмет культуры речи.


2



Задачи культуры речи.


3



3 компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.


4



Устное и письменное общение.





Речь как средство воздействия на мысли, чувства.


5



Влияние слова на мысли людей.


6



Моделирование ситуации приветствия.


7



Моделирование ситуации приветствия.


8



Речь как в жизни людей.







Коммуникативные качества речи


9



Темп речи.


10



Темп речи в разных ситуациях.


11



Темп устной речи в разных ситуациях.


12



Ролевая игра.





Языковая норма


13



Виды языковых норм.


14



Виды языковых норм.


15



Использование языковых норм в речи.


16



Лексические нормы.


17



Синтаксические нормы.


18



Практическая работа.





Виды речи.


19



Составление приветствий.


20



Составление приветствий.


21



Составление высказывания-приветствия.


22



Составление собственного монологического высказывания-приветствия.


23



Признаки информационной речи.


24



Практическая работа.


25



Какой должна быть информационная речь?


26



Практическая работа.


27



Информационная речь.





Выразительные средства языка.


28



Тропы.


29



Работа с литературоведческими терминами.


30



Работа с литературоведческими определениями.


31



Нахождение тропов в речи.


32



Нахождение тропов в речи.


33



Поиск средств выразительности.





Функциональные стили литературного языка


34



Разговорный стиль.


35



Художественный стиль.


36



Научный стиль.


37



Официально-деловой стиль.


38



Различие между стилями.


39



Практическая работа..





Текст


40



Тема, микротема.


41



Абзац.


42



Абзац.


43



Идея текста.


44



Идея текста.


45



Устный текст.


46



Письменный текст.


47



Классификация текстов по типам.


48



Классификация текстов по типам.


49



Виды текстов по стилю.


50



Виды текстов по стилю.


51



Жанры публицистики.


52



Жанры публицистики.


53



Заметка в газету.


54



Заметка в газету.


55



Репортаж.


56



Репортаж.


57



Смысловая цельность текста.


58



Смысловая цельность текста.


59



Важнейшие качества речи.


60



Важнейшие качества речи.


61



Лингвистика речи.


62



Лингвистика речи.


63



Составление текстов.





Проектная деятельность


64



Составление устного и письменного высказывания (выступления) на заданную тему.


65



Защита проектов.


66



Защита проектов


67



Защита проектов


68



Проверочная работа.


69-70



Резервные уроки