Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (В.П.Канакина)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18» НГО

на заседании МС/ШМО

______________________



Протокол №_____

от «___» _________2013 г.


«Согласовано»



Зам. директора по УВР: Бирк Т.Н.


от «___» _________2013 г.


«Утверждаю»


Директор МБОУ «СОШ №18»:

Фомина И.В.

от «___» _________2013 г.







Русский язык

__3-а__ класс


на 2013-2014 учебный год



составитель: Остеева Е.С.,

учитель начальных классов












НГО, 2013 г.






















































Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по Русскому языку создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же авторской программы В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы( 1-4). М.: Просвещение, 2008).

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.


Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, а также критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Особенностью программы является то, что она предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка, представлений о грамматических понятиях (словообразовательных, морфологических, синтаксических), а так же изучение орфографии и пунктуации.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приемами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Русского языка определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Язык и речь», «Текст. Предложение. Словосочетание», «Слово в языке и речи», «Состав слова», «Части речи», «Повторение».


Цели и задачи обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково0символического восприятия и логического мышления;

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами курса являются:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • Формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;

  • Формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Место предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 3 классе общего начального образования из расчёта 5 часов в неделю.













Разделы тематического планирования



Количество часов по четвертям:

1 четверть – 40 часов;

2 четверть – 40 часов;

3 четверть – 50 часов;

4 четверть – 40 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Русского языка учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, приемы активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагированaия, систематизации. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3 класс (170ч)

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2ч)

Виды речи. Речь, ее значение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14ч)

Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть ,заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. Слова с непроверяемым написанием: орех.

Предложение. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением. Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложение.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи. Составление предложений из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

Проверочная работа.

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19ч)

Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы. Работа с толковым словарем, словарями антонимов и синонимов. Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со словарем омонимов. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарем фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слова, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Части речи обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

Имя числительное. Проверочная работа. Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове». Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарем однокоренных слов. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов». Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.

ЧАСТИ РЕЧИ (76ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (31ч)

Имя существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. Проект «Тайна имени». Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности. Формирование навыка культуры речи: норм согласования. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Проверочный диктант. Падеж имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Все падежи. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.ф.Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «Зимняя» страничка». Проверочный диктант.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19ч)

Имя прилагательное. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имени прилагательного в тексте. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имен прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств и искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имен прилагательных от формы рода имени существительного. Родовые окончания имен прилагательных (-ый, -ой, -ая,- яя). Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Падеж имен прилагательных. Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант.

МЕСТОИМЕНИЕ (5ч)

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма.

ГЛАГОЛ (21ч)

Глагол. Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Формы глагола. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания –а, -о. развитие речи. Составление предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Проверочная работа. Контрольный диктант. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке».

ПОВТОРЕНИЕ (14ч)



ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню знаний, умений и навыков обучающихся


Личностные результаты изучения курса «Русский язык» в 3−м классе является формирование следующих умений:

  • формирование чувства гордости за свою Родину; осознание своей эстетической и национальной принадлежности;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

  • принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов обучения;

  • развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты изучения курса «Русский язык» в 3−м классе является формирование следующих умений

Регулятивные УУД:

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • использовать знаково-символические средства представления информации;

  • использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы поиска;

  • овладеть навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • умение конструктивно решат конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-ем классе является формирование следующих умений:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

  • понимание, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

  • формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

  • формирование умения опознавать и анализировать основные единицы языка.


В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать:

• названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

• членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).

Уметь:

• без ошибок писать текст (55 – 65 слов), включающий изученные орфограммы

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко – буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог;

• определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;

• изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;

• интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложений;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части; составлять план, устанавливать связь предложений, связь частей текста;

• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

• писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

Использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для:

• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей;

• работы со словарем (алфавит);

• соблюдения орфоэпических норм;

• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку


Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Оценка « – полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения.

Оценка «4» – уровень выполнения выше «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 – 6 недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения.

Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2»– уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы», в которую входит аккуратность, каллиграфичность выполнения работы, выполнение исправлений в соответствии с требованиями учителя, соблюдение единого орфографического режима. В ходе оценивания письменных работ учащихся выставляются две отметки. Отметка в числителе – за правильность выполнения учебной задачи. Отметка в знаменателе – за общее впечатление от работы.

Объём письменных работ в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

1 полугодие -10 -15 слов

2 полугодие – 12 – 15слов

Контрольные диктанты

1 полугодие – 45 – 55 слов

1 полугодие – 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие – 50 – 60 слов

2 полугодие – 60 – 65 слов

Связность письма равна 2 - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года - 35 – 45 букв в минуту.


Два недочёта = 1 ошибке.


Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;

  • Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  • Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  • Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  • Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

  • Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)

Недочёты:

  • Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • Отсутствие «красной строки»;

  • Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  • Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


Список литературы:


1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

3. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2012 год.

4. В.П.Канакина. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 20012 год.

5. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.

6. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,»Просвещение», 2011 год.

7. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

8.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2012 год.

9. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М., «Экзамен», 2012 год.















Календарно-тематическое планирование по русскому языку (В.П.Канакина)

170 ч. (5 часов в неделю)


п/п

Дата

Задание

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля


Язык и речь (2 ч)

1



Наша речь и наш язык. РР. Составление текста по рисунку.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина.

письмо по памяти

2



Наша речь и наш язык. Входной диктант

диктант

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3



Текст как единица языка и речи

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

фронтальный

4



Текст. Типы текстов

фронтальный

5



Предложение. Признаки предложения

фронтальный

6



РР. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «дети, бегущие от грозы»

К/раб.

7



Виды предложений по цели высказывания и интонации

фронтальный

8



Предложение с обращением (общее понятие). РР. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной задачей.

фронтальный

9





Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

фронтальный

10-11





Распространённые и нераспространённые предложения

фронтальный

12-13



Простое и сложное предложения

РР. Работа с деформированным текстом РР. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

Р/Р

письмо по памяти

14



Словосочетание

фронтальный

15



Словосочетание

фронтальный

16



Контрольный диктант по теме «Предложение»

К/диктант

Слово в языке и речи (19 ч)

17



Работа над ошибками. Номинативная функция слова.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы.

письмо по памяти

18



Однозначные и многозначные слова


19



Синонимы и антонимы

фронтальный

20



Омонимы

тест

21



Слово и словосочетание

фронтальный

22



Фразеологизмы

фронтальный

23



РР. Подробное изложение с языковым анализом текста. «Ёлочка» (упр. 88)

Р/Р

24



Имя существительное (повторение)

фронтальный

25



Имя прилагательное (повторение)

письмо по памяти

26



Глагол. РР. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

фронтальный

27



Имя числительное

дикт. с подгот.

28



Проверочная работа на тему «Части речи»

К/работа

29



Однокоренные слова

фронтальный

30



Гласные звуки и буквы, обозначающие их.

фронтальный

31



Согласные звуки и буквы, обозначающие их.

фронтальный

32



Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед согласным в корне.

тест

33



Разделительный мягкий знак (Ь). правописание слов с мягким разделительным знаком.

письмо по памяти

34



РР. Изложение повествовательного текста по составленному плану

(упр. 132)

Р/Р

35



Проверочная работа. Проект «Рассказ о слове»

пр./работа

Состав слова (16ч)

36



Работа над ошибками. Корень слова

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

фронтальный

37





Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.

фронтальный

38



Сложные слова. Работа со словарем однокоренных слов


39



Формы слова. Окончание.

дикт.с подгот.

фронтальный

словар. дикт.

41





Окончание. Подготовка к диктанту.

42



Контрольный диктант за I четверть

К/диктант

43



Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Приставка.

фронтальный

44



Как найти приставку в слове?

фронтальный

45





Значение приставок

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

письмо по памяти

46-48








Суффиксы. Как найти суффиксы в слове?

тест

Р/Р

Суффиксы. Их значение в слове.

РР. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

49



Основа слова. Разбор слова по составу.

фронтальный

50



Обобщение знаний о составе слова.

сам. работа

51



Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. РР. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов.

фронтальный

52



Проверочная работа. Проект «Семья слов»

пр./работа

Правописание частей слова (30 ч)

53



Орфограммы в значимых частях слова

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.


фронтальный

54-55







Правописание безударных гласных в корне слова

дикт. с подгот.

56



РР. Изложение деформированного текста. (упр. 207)

Р/Р

57-60




Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласными в корне

фронтальный

письмо по памяти

61-64







Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

тест

фронтальный

65



Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

К/диктант

66-67









Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными

сам. работа

словар. дикт.

68



РР. Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка»

(упр. 238)

Р/Р

69





Правописание слов с удвоенными согласными. Подготовка к диктанту.

фронтальный

70



Контрольный диктант за II четверть

К/диктант

71





Работа над ошибками. Повторение по теме «Правописание частей слова»

фронтальный

72



Правописание приставок и суффиксов

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.



73



Суффиксы –ек, -ик


74



Суффиксы –ок, -ёк, –оньк, -еньк


75



Правописание приставок


76-77



Приставки и предлоги


78



Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)


79-80



Правописание слов с Ь и Ъ. Подготовка к диктанту.


81



Контрольный диктант


82



Работа над ошибками. Части речи (повторение). Проект «Составляем орфографический словарь»


Имя существительное (29 ч)

83



Имя существительное как часть речи

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.


84



Начальная форма имени существительного


85



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные


86



РР. Подробное изложение по составленному плану «Мал, да удал» (упр. 21)


87



Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»


88



Число имён существительных


89



Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. РР. Работа с текстом. Письмо по памяти.(упр, 38)


90-96



Род имён существительных


97



Ь на конце имён существительных после шипящих. РР. Подробное изложение повествовательного текста. Подготовка к диктанту.(упр.62)


98



Проверочный диктант


99



Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам


100-101



Неизменяемые имена существительные. РР. Составление рассказа п репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

102



Именительный падеж имен существительных.


103



Родительный падеж имен существительных.


104



Дательный падеж имен существительных.


105



Винительный падеж имен существительных.


106



Творительный падеж имен существительных.


107



Предложный падеж имен существительных.


108



РР. Подробное изложение текста по самостоятельно составленному плану


109



Все падежи. Проект «Зимняя» страничка»


110



Морфологический разбор имени существительного. Подготовка к диктанту


111



Контрольный диктант за III четверть


Имя прилагательное (19ч)

112



Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.


113



Сложные имена прилагательные


114



Роль имен прилагательных в тексте


115



Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.


116



Текст-описание. РР. Составление текста-описания растения в научном стиле.


117



РР. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».


118-119



Род имен прилагательных.

Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.


120



Родовые окончания имен прилагательных –ый, -ой, -ая, -яя.

121



Число имен прилагательных.


122



Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. РР. Составление текста-описания о животном.

123



Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам.

124



Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.


125-127

3


Обобщение знаний об имени прилагательном.


128-129

2


Обобщение знаний об имени прилагательном. РР. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках»


130



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


Местоимение (5 ч)

131



Работа над ошибками. Личные местоимения

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.


132



Лицо и число личных местоимений


133



Изменение местоимений 3 лица по родам


134



Роль местоимений в предложении. Морфологический разбор местоимений.


135



Контрольное списывание по теме «Местоимение». РР. Составление письма.


Глагол (21 ч)

136



Глагол как часть речи

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.


137



Значение и употребление глаголов в речи


138



Число глагола.


139



РР. Составление текста по сюжетным рисункам.


140



Неопределённая (начальная) форма глагола


141



Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?


142



Изменение глаголов по числам


143



РР. Выборочное подробное изложение повествовательного текста (упр. 200)


144-150



Изменение глаголов по временам


151



Род глаголов прошедшего времени


152



Родовые окончания глаголов -а, -о. РР. Составление предложений и текста.


153



НЕ с глаголами


154



Правописание частицы НЕ с глаголами


155



Обобщение знаний о глаголе


156



Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.


157



Проверочная работа


158



Контрольный диктант по теме «Глагол»



Повторение изученного за год (12ч)

160-161



Части речи.

Текст. Предложение. Слово.

Подготовка к диктанту.



162



Контрольный диктант (годовой)



163-164



Работа над ошибками. Состав слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Проверка парных согласных .



165



Слова с непроверяемыми гласными.

Словарный диктант.



166



Правописание слов и изученными орфограммами.



167



Правописание слов и изученными орфограммами.

Контрольное списывание



168-170



Части речи. Составление деформированных предложений.







База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)


Входной диктант.

Хлеб.

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





Диктант № 1 по теме «Предложение».

Осень в лесу.

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)


Задание. 1 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.

2 вариант: Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.

__________________________________________________________________________________________________________________


Диктант № 2 за I четверть.

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Ряб­чики пролетели в лесную чащу. (41 слово)


Задание. Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Диктант № 3 по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Снежные фигурки.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хо­рош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елоч­ку. (58 слов)

Задание. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.







Диктант № 4 за II четверть.

Праздничный лес.

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Задание. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание непроизносимой согласной; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

__________________________________________________________________________________________________________



Диктант № 5 по теме «Правописание суффиксов и приставок».

Зимой.

Был зимний денек. Синичка Зинька прыгала по веткам. Глазок у синички острый. Под корой деревьев она добыва­ла насекомых. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащи­ла букашку и съела. Тут выпрыгнула из снега мышка. Мышка дрожит, вся взъерошились. Она объяснила Зиньке свой страх. Мышка провалилась в медвежью берлогу. Там крепко спали большая медведица и маленькие медвежата. (54 слова)


Задание. Выписать из текста по одному слову с разделительным Ь и Ъ знаком, выделить орфограмму. Выписать из текста 2 слова с приставкой, выделить её.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Диктант № 6 за III четверть.

Поездка в деревню.

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколь­ко хлопот перед отъездом! Вот мы уже в поезде. Как интересно смотреть в окно! Скоро разъезд. Поезд остановился. Я вижу мою бабушку. На ее лицо радостная улыбка. Она машет нам рукой. Теперь нас везет конь Орлик. По сторо­нам дороги широкие поля. Бабушка объяснила мне, как растет хлеб. К вечеру мы въехали в деревню. (63 слова)


Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 7 предложения. Разобрать слово бабушка по составу.

2 вариант: Выполнить разбор 9 предложения. Разобрать слово поезд по составу.




Диктант № 7 по теме «Имя прилагательное».

Ранняя весна.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солн­це. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудес­ные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появи­лась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резви­лись счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)


Задание. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.

1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.

2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Диктант № 8 по теме «Местоимение».

Весна.

Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскры­лись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово).


Задание. Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.

1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.

2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Годовой диктант.

Весной.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя ка­пель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков по­бежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев чер­вячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)


Задание. 1 вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.

2 вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.