Разработка урока по математике на тему Задача (1 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Мизинина Татьяна Михайловна

МКОУ «Слаутнинская средняя школа», Пенжинского района, Камчатского края

«Урок- праздник» по математике в 1 классе «В гости к Деду Морозу»

Тема урока: Задача

Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос).

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; выделять задачи из предложенных текстов; записывать решение и ответ задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Использование технологий: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий, коллективного взаимного обучения, игровые.

Учебно-лабораторное оборудование, используемое на уроке:

ноутбук; документ-камера; интерактивная доска; мультимедийный проектор; CD приложение к учебнику «Математика»; наборы цифр; рисунки Снеговика, Медвежонка, Деда Мороза, Снегурочки, ёлки, Птички; таблички с названиями (ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ); листы самооценки; наборы геометрического материала; игра «Горелки».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.

- Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

- Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в зимний лес в гости к Деду Морозу. Он прислал каждому из вас пригласительный билет – новогоднюю открытку. Но путь предстоит не из лёгких.

III. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

- Посчитаем до 10 и обратно.

- Сосчитайте от 1 до 10 через хлопок.

2

8 – 1 – 1 = 3 += 5 6 – = 3 6 + 0 =

7 + 1 + 1 = 9 + = 10 – 2 = 6 – 1 = 8

. Игра: «Какие карточки перевёрнуты?» (проектирование примеров через Документ-камеру)





( [pic] Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.)

3. Устный счёт. Игра «Составим поезд»

- Путь к Деду Морозу – долгий, поэтому мы отправляемся туда на поезде в сопровождении весёлого Снеговика. Для того, чтобы получить право занять место в поезде, вы должны выполнить задание, которое приготовил для вас Снеговик.

- Номера вагонов зашифрованы с помощью примеров. Вычислите и поставьте вагоны в порядке возрастания номеров.

[pic]





- Молодцы! Вы правильно выполнили задание и можете занять места в поезде. Итак, пошли.

IV. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

V. Самоопределение к деятельности

1. Фронтальная беседа

- [pic] В салоне вагона нас встречает дрессированный медвежонок Миша и предлагает послушать два рассказа и сравнить их.

1. «На полянке росли 2 ёлочки и 1 лиственница. Сколько всего деревьев росло на полянке?»

2. «На полянке росли 2 ёлочки и 1 лиственница. Это хвойные деревья.»

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник «Окружающий мир»? (Первый рассказ нужно поместить в учебник «Математика», так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ нужно поместить в учебник «Окружающий мир».

- Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? (Задача)

- Кто уже догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)

- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами.

- Чему будете учиться? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

(На доску вывешивается табличка «ЗАДАЧА»)

- Кто поможет вам в достижении поставленных целей? (ответы детей)

2. Заполнение листа самооценки

- Пока мы с вами выполняли задание Медвежонка, наш поезд прибыл к месту назначения. Пришёл проводник и попросил заполнить по теме урока «Маршрутные листы №1».

VI. Работа по теме урока

1. Знакомство со структурой задачи

- Теперь мы продолжим наш путь пешком и отправляемся по лесной тропинке на поляну к домику Деда Мороза.

- [pic] Но кто это? (прикрепляется на доску рисунок птички)

- Лесная птичка спешит предупредить нас о том, что впереди тропинку завалило сугробом. И мы должны расчистить её. А для этого нам придётся узнать, как построена задача.

- Вспомните задачу про хвойные деревья. Что известно в задаче? (На полянке росли 2 ёлочки и 1 лиственница.)

- На языке математики это называется условием задачи. (На доску вывешивается табличка «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ»)

- Что нужно было узнать? (Сколько всего деревьев росло на полянке?)

- Это вопрос задачи. (На доску вывешивается табличка «ВОПРОС ЗАДАЧИ»)

- Сосчитайте, сколько всего деревьев росло на полянке. (2 + 1 = 3)

- Это решение задачи. (На доску вывешивается табличка «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ»)

- Ещё раз скажите вопрос и ответьте на него. (Росло 3 дерева)

- Это ответ задачи. (На доску вывешивается табличка «ОТВЕТ ЗАДАЧИ»)

(Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям)

- Какой цели мы достигли? (Узнали, из каких частей состоит задача)

2. Работа по учебнику

- №1 (с. 88)

- Знакомство с задачей. (Чтение учителем, так как читающих детей в классе нет, а буквы ещё не все выучили)

- Повторите условие задачи. Как, другими словами сказать, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

- Назовите вопрос задачи. Как, другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (Это то, что чём нас спрашивают, что нужно узнать)

- Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением. (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать)

- Прочитайте ответ задачи.

3. Первичное закрепление. Работа в парах

- №2(с. 88)

(разбирается по аналогии с предыдущей задачей)

4. Групповая работа

- №3(с. 88)

- Знакомство с задачей. Что известно в задаче? Как называется то, что вы сейчас сказали? (Условие задачи)

- Что нужно узнать? Как называется то, что нужно узнать в задаче? (Вопрос)

- С помощью кругов из наборов геометрического материала составьте схему задачи.

- Как записать решение задачи? (Слава кораблики отдал, их стало меньше, поэтому надо из 5 вычесть 2)

- Ответьте на вопрос задачи. (У Славы осталось 3 кораблика)

- Какой цели мы достигли? (Научились решать задачи, записывать решение и ответ)

VII. Физминутка для глаз (тренажёр для глаз)

Посмотрите вверх на луг.

Вправо, влево бежит жук.

Летит куда-то стрекоза.

А навстречу ей пчела.

Облетел владенья шмель.

Работой занят муравей.

VIII. Закрепление изученного материала

- [pic] [pic] Сугроб растаял, и мы оказались на волшебной поляне. Нас встречают Дед Мороз, лесные зверушки и красавицы ёлочки.



[pic]





1. Игра «Горелки»

- Лесные белки решили поиграть с вами в горелки. (на доске рис. 2-3 белочек; шишки, на которых записаны выражения из №5 с. 89). Дети по очереди выходят к доске, ловят шишку и выполняют задания на доске, остальные в тетрадях.

2. Самостоятельная работа. Фронтальная проверка

- Но как вы думаете, чего не хватает на ёлке? (Игрушек)

- Давайте украсим ёлку. У каждого из вас на пригласительном билете записаны примеры. Украсить ёлку сможет только тот, кто решит все примеры правильно. (У каждого ученика п

[pic] 5

[pic]

римеры разного уровня сложности)

10 – 2 = 8 + 2 =

0 + 1 = 2 – 2 =

6 + 2 = 7 – 1 =

10 – = 9 6 + = 7

□ – 2 = 5 3 + = 4

8 – = 6 – 1 = 8









Первичное закрепление.



- Дед Мороз с лесными зверями на память об этом уроке-празднике приготовили вам сюрприз (ёлочные игрушки). Сейчас каждый из вас выйдет к доске, возьмёт игрушку и повесит её на ёлочку.

- Мы прощаемся с Дедом Морозом, лесными жителями и возвращаемся в класс.

IX. Рефлексия

- Выполнение задания «Проверь себя» (Учебник с. 89)

- Как вы поняли новую тему? Оцените себя с помощью «Маршрутного листа». Заполните графу №2.

X. Подведение итогов урока

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим кашу или суп, едем на машине, покупаем что-либо в магазине)

XI. Домашнее задание

- Спросить у родителей, где им приходится решать задачи.