Лекторий для родителей. Как справиться с непоседливым ребёнком?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Лекторий для родителей.

Как справиться с непоседливым ребёнком?

[pic]

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают до 20% современных детей. Почему? И как утихомирить такого ребёнка? Причины и следствия.

Единого мнения, отчего возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), до сих пор нет. Кто-то предполагает, что в его основе лежат органические поражения головного мозга, которые, в свою очередь, могут быть вызваны или внутриутробным кислородным голоданием или родовой травмой.

Кто-то связывает СДВГ с нарушением выработки гормона дофамина. Существуют и совсем уж экзотические теории. Например, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей. У доисторического охотника периоды сверхконцентрации внимания при выслеживании добычи чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию требовал иного типа внимания. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни. Как бы то ни было, родителям гиперактивных ребятишек не позавидуешь. В школе от детей требуют усидчивости и дисциплины. А избыток энергии и неумение сосредоточиться считаются чуть ли не смертным грехом и наказываются плохими оценками. Перерастёт?

В большинстве случаев гиперактивный ребёнок перерастает синдром и к 13–14 годам практически ничем не отличается от сверстников. Однако, если ребёнку ещё в детском саду успели объяснить, что он «самый бестолковый», а измотанные претензиями родители не нашли в себе сил защитить своего малыша, именно к подростковому возрасту проявления СДВГ могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» – он идёт к плохим и трудным, становится членом подростковой группировки,– пишет психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Ваш непонятный ребёнок».– Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к увещеваниям и наказаниям впервые оказываются уместны и вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. И тогда, учитывая интеллектуальную и эмоциональную поверхностность гипердинамичного подростка, нужны какие-то экстраординарные меры и события, чтобы заставить его свернуть с выбранного им пути». Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.

Что же делать? Оценивайте поступки, а не личность ребёнка. Вы можете сказать ему: «Я терпеть не могу, когда ты разбрасываешь игрушки». Но нельзя по тому же поводу говорить: «Ты – неряха». Сделайте так, чтобы он больше двигался. Установите дома спортивный комплекс, чтобы ребёнок в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Пусть до упаду бегает во дворе. Как только позволит возраст, отведите его в спортивную секцию. Вместе с ним планируйте и оценивайте последствия его поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы всё получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, потому что…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…» Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребёнка. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита. Пусть ваше чадо знает: есть кто-то, кто видит в нём не только отвратительного хулигана. Говорите ему о чувствах, которые испытывают другие люди, проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. К сожалению, ребёнок с СДВГ поверхностен не только в своих увлечениях, но и в своих нравственных оценках, и для него важно в дальнейшем иметь некий алгоритм анализа ситуаций. Приучайте его к усидчивости и внимательности. Например, с помощью таких игр: «Съедобное – несъедобное», «да» и «нет» не говорите»…

Обратитесь к психологу. Он расскажет, с какими трудностями вам придётся столкнуться. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться» не принесёт ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребёнка «сидеть спокойно» и «не вертеться» – бесполезная трата времени. Скорректируйте его питание. Около 70% детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Причём осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Включите в меню ребёнка как можно больше зелёных овощей и фруктов, круп, злаков. А также продуктов, содержащих витамин В (он способствует усвоению магния из пищи) – его много в бананах, печёном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке.

Гиперактивен ли ваш малыш? Проверьте своё чадо по этой анкете. Если наберёте 6 и более признаков невнимательности и/или 6 и более признаков гиперактивности и импульсивности, проконсультируйте ребёнка у психолога и невролога.

8 признаков невнимательности:

  • Ребёнок невнимателен к деталям, из-за этого допускает ошибки в заданиях.

  • Легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.

  • Не слушает обращённую к нему речь.

  • Не может довести дело до конца (но не из протеста и не из-за того, что не понял задание).

  • Ему трудно спланировать самостоятельную работу.

  • Старается избежать выполнения заданий, требующих продолжительного усилия.

  • Часто теряет вещи.

  • Забывчив.

6 признаков гиперактивности:

  • Беспокоен, постоянно крутится, дрыгает руками и ногами, всё время что-то теребит.

  • Не может усидеть на месте, когда это требуется (например, вскакивает на занятиях).

  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, носится, прыгает, пытается куда-то залезть, когда это не разрешается.

  • Не умеет тихо, спокойно играть или заниматься своими делами.

  • Всегда «заведён», ведёт себя так, как будто у него внутри мотор.

  • Чрезмерно разговорчив, болтлив, поток речи невозможно остановить.

3 признака импульсивности:

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и даже не дослушав их до конца.

  • Ему трудно ждать своей очереди.

  • Постоянно прерывает говорящих и вмешивается в чужие разговоры – не даёт другим разговаривать и играть.

Важно!

Детям, у которых есть трудности с концентрацией внимания, помогает музыка, говорят американские исследователи из города Сан-Диего.

Они предложили ребятам войти в состав гамелана – традиционного индонезийского оркестра, где исполнители играют на ксилофонах, металлофонах, гонгах и барабанах. Здесь нет сложной техники, важно лишь чувствовать ритм и слышать группу.

Гиперактивные дети занимались в гамелане год. И чем больше они учились попадать в общий ритм и синхронизироваться с остальными участниками ансамбля, тем лучше становились результаты их тестов на интеллект, мышление и сообразительность. Исследователи предполагают, что такие музыкальные занятия помогут лечить СДВГ.