Конспект урока математики Деление с остатком (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


7

Тема: Деление с остатком.

Цели: активизировать знания обучающихся о делении с остатком; рассмотреть случаи деления с остатком, когда делимое меньше делителя; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение решать задачи. Способствовать формированию регулятивных УУД – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; коммуникативных УУД - принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства.

Оборудование: учебник для 3 класса «Математика» (И. И. Аргинская и др.), мультимедийный проектор, листы с заданиями.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

На данном этапе процесса обучения организуется осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности.

Учитель: Доброе утро. Как настроение? Поднимите руку у кого хорошее настроение. А у кого очень хорошее настроение? А у кого настроение не очень хорошее?

Учитель: Давайте улыбнёмся друг другу.

Учитель: какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках математики?

Дети: Деление с остатком.

На экране: [pic]









Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним случаем деления с остатком. Вы готовы к изучению следующей темы?


  1. Актуализация знаний

На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения; у детей формируется интерес к новому учебному материалу.

Учитель: Посмотрите на экран. Из данного ряда выберите и запишите числа, при делении которых на 9 в остатке получается 3.

На экране:


Учитель: Прочитайте, какие числа вы записали.

Дети: 75, 32, 48, 84, 30

Учитель: Какое правило необходимо помнить при делении с остатком?

На экране:


Учитель: Откройте учебник и выполните №1 на странице 48.

Один учащийся выполняет задание у доски, все остальные в тетради. Взаимопроверка.

Учитель: Каким правилом вы пользовались при выполнении задания?

Дети: Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

Учитель: Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо. Ребята, а вы умеете работать в парах?

Дети: Да, умеем.

Учитель: А как надо работать в парах?

Дети: Обсуждать мы должны вместе, выслушивать друг друга.

Учитель: У вас на партах лежат листочки с выражениями. Разбейте данные выражения на группы.

(Листочки с заданиями лежат на партах.) Приложение 1

63 : 9 35 : 7 83 : 9

57 : 8 6 : 14 25 : 3

20 : 6 45 : 7 19 : 4


На экране:


Учитель: Проверим. Сколько групп у вас получилось?

Дети: У нас получилось 3 группы. У нас – 4 группы…

Учитель: На какой признак вы ориентировались, когда распределяли выражения на группы?

Дети: Мы ориентировались на величину остатка. В первой группе выражений остаток равен 0, во второй группе – 1, в третьей группе – 2, в четвёртой группе – 3.

Учитель: Какое выражение у вас вызвало затруднение? Почему?

Дети: Выражение 6 : 14.

Учитель: Что особенного в этом выражении?

Дети: Это выражение решить нельзя, т. к. делимое меньше делителя.

Учитель: Давайте попробуем выполнить деление. Как вы будете действовать?

Открытый вопрос: стимулирует поиск как можно большего числа вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминание, интерпретация информации, обеспечение ситуации успеха даже для самых слабых учащихся.


  1. Открытие новых знаний

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально.

На экране:


Учитель: Чем похожи записанные выражения?

Дети: Делимое меньше делителя.

Учитель: Как будете рассуждать при нахождении частного?

Дети: Сначала «подберём» число 1. Но если 1 х 15 = 15, то получаем число, которое уже больше делимого. Поэтому число 2 «пробовать» не имеет смысла. Остаётся единственная возможность – число нуль.

Все рассуждения детей учитель фиксирует на доске, если детям не достаточно одного числа 1, то пробуется число 2. Дети сами должны назвать число 0, как единственно возможное.

Учитель: Как ещё можно рассуждать?

Дети: Найдём число, которое было бы меньше семи и без остатка делилось бы на 15. Это число – нуль. Теперь умножим это число на делитель и найдём остаток: 7 – 0 х 15 = 7, 7 < 15.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: При делении меньшего числа на большее в значении частного получается нуль и остаток, который равен делимому.

На экране:


Учитель: Вернёмся к нашему первому выражению: 6 : 14. Запишите его в тетрадь и найдите значение.

Дети: 6 : 14 = 0 (ост. 6)


Физминутка



  1. Первичное закрепление

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием изученного правила деления с остатком.

Учитель: Придумайте и запишите свои выражения, в которых делимое меньше делителя.

Взаимопроверка.

Учитель: Можно ли, не выполняя вычислений, найти значение частного (первый столбик), делимого и остатка (второй столбик), делимого (третий столбик)? Обсудите в группах.

На экране:


Дети: Да, можно. В первом столбике делимое меньше делителя, значит, значение частного будет равно 0, а остаток – делимому.

Во втором столбике значение частного равно 0, а такое возможно только когда делимое меньше делителя. На место делимого вставляем любое число, которое будет меньше делителя, это же число будем равно остатку.

В третьем столбике остаток будет равен делимому, т. к. мы знаем правило, при делении меньшего числа на большее в значении частного получается нуль и остаток равен делимому.

Учитель: Прочитайте задачу.

На экране:


Учитель: Выполните схему к данной задаче.

(Один ученик чертит схему на доске)


Учитель: Что известно в задаче? Что требуется найти? Самостоятельно запишите решение задачи.

(На доску выносятся оба способа решения задачи)

Учитель: У нас получилось два решения задачи. Какое из них правильное? Почему?

На доске:

6 х 16 = 96 (б.)

87 < 96

Ответ: туристам не хватило 87 банок.

87 : 6 = 14 (ост. 3)

Ответ: банок хватило только на 14 дней, 3 банки остались

Учащиеся подробно объясняют оба способа решения.


  1. Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учитель: Хотите проверить свои знания?

Дети: Да, хотим.

Учитель: Сейчас мы будем выполнять тест. Положите перед собой листы бежевого цвета.

Учитель: Прочитайте задание. Кто не понял задание?

Дети самостоятельно выполняют тест.


Тест «Деление с остатком»

1. Выбери остаток, который может получиться при делении любого числа на 7

А) 6 Б) 8 В) 7

2. Выбери делимое, пропущенное в записи: … : 8 = 7 (ост. 3)

А) 56 Б) 59 В) 66

3. Выбери неверную запись

А) 13 : 19 = 1 (ост.13)

Б) 62 : 10 = 6 (ост. 2)

В) 38 : 4 = 9 (ост. 2)

4. Какое число разделили на 9, если получили в остатке 3?

А) 43 Б) 39 В) 28

5. Хватит ли 50 м ткани, чтобы сшить 16 детских платьев, расходуя на каждое платье 3м?

А) да Б) нет

6. Выбери пару чисел, пропущенных в записи: … : 6 = … (ост. 3)

А) 20 и 3 Б) 27 и 4 В) 22 и 3



Учитель: Взаимопроверка. Ответы теста на экране. Поставьте отметки.

На экране:



  1. Итог урока.

Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты, и каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было сложно.

Учитель: Что вам больше всего понравилось из сегодняшнего урока? Чему вы научились на уроке? С каким правилом познакомились?


  1. Домашнее задание

Учитель: Спасибо за урок.

Учитель: Домашнее задание будет легко выполнить тем, кто очень внимателен: придумать и записать различные выражения, в которых делимое меньше делителя, и вычислить их значения.

На экране:












Литература


  1. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010 год

  2. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010 год

  3. Аргинская И. И., Ивановская Е. И. Методические рекомендации к учебнику «Математика». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008 год

  4. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000 …». Методическое пособие / Под редакцией Л. Г. Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000 …», 2010 год

  5. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика» для 4 класса четырёхлетней начальной школы. – Смоленск. Ассоциация XXI век, 2002 год


























Приложение 1


35 : 7

83 : 9

57 : 8

6 : 14

25 : 3

20 : 6

45 : 7

19 : 4

63 : 9

35 : 7

83 : 9

57 : 8

6 : 14

25 : 3

20 : 6

45 : 7

19 : 4

63 : 9

35 : 7

83 : 9

57 : 8

6 : 14

25 : 3

20 : 6

45 : 7

19 : 4

63 : 9

35 : 7

83 : 9

57 : 8

6 : 14

25 : 3

20 : 6

45 : 7

19 : 4