Классный час по энергосбережению

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Классный час в начальной школе по теме: "Энергосбережение"

  • [link]



    Цели и задачи классного часа:

    • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

    • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

    • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

    • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

    • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;

    • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

    Ход занятия

    Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

    На доске схема-план двухкомнатной квартиры.

    Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?

    Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

    Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

    Учитель прикрепляет картинки на доску.

    Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

    К дальним селам, городам
    Кто идет по проводам?
    Светлое величество!
    Это... (электричество)

    Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

    Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

    Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

    Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

    • в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;

    • согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;

    • не говоря уже об освещении квартир;

    • о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;

    • даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

    Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

    Будем “SOS” кричать!

    Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

    Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

    Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.

    И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

    Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.

    (Электроша - ученик 6-7 класса)

    Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

    Учитель: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

    На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

    Воду, водицу, водичку мы любим,
    Кран повернём - и литрами губим.
    Знай, экономя водицу-сестрицу,
     
    Ты дашь возможность потомкам напиться.

    Электроша: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

    Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

    • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

    • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

    • А главное - не забывайте выключать воду!

    Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

    Учитель:

    Вот этот предмет
    К потолку повесили,
    Стало в доме весело.
    Она снаружи вроде груша,
    Висит без дела днем,
    А ночью освещает дом. (Лампочка)

    Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

    Электроша:

    Лампа сутки погорит – 
    Сто кило угля спалит!
    Если светит зря она,
    Где ж экономия сырья?

    На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

    Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

    Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

    Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот

    Полюбуйся, посмотри-
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет. (Холодильник)

    На доске картинка с изображением холодильника.

    Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

    Холодильник рассердился,
    Взял, да сам и отключился.
    “Работать трудно, - говорит, -
    Если толстый лёд висит”.

    Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.

    Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

    Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

    На доске картинка с изображением электрической плиты.

    Электроша:

    Предложу один секрет -
    Экономный дам рецепт:
    Печь включи. Закипит -
    Отключи и чуть-чуть
    Повремени...
     
    Медленно еда кипит,
    Электричество хранит.

    На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

    Учитель: А вот еще два жителя кухни.

    Из горячего колодца 
    Через нос водица льется. (Чайник)

    Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)

    На доске картинка с изображением термоса.

    Термос нас не удивит,
    Он водичку нам хранит.
    Горячую, холодную,
    Ко всему пригодную.

    Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?

    А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)

    Электроша: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

    Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

    Пройдусь слегка горячим я,
    И гладкой станет простыня.
    Могу поправить недоделки
    И навести на брюках стрелки. (Утюг)

    Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

    На доске картинка с изображением утюга.

    И сказали утюги:
    Мы хозяйкам не враги!
    Как погладишь пиджачок,
    Отключи свой утюжок,
    А остатками тепла
    Мы отутюжим все шелка.

    Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

    Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.

    На доске картинка с изображением фена.

    Фен пыхтит, шумит, гудит,
    Угодить он всем желает.
    А ты под солнцем голову просуши,
    Пусть фен лучше отдыхает.

    Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)

    Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

    Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

    Чтоб холодная зима 
    Не прокралась к нам в дома,
     
    Вы окошки утеплите –
     
    И в тепле себе живите!

    Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

    На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.

    А вот для вас небольшой тест:

    1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

    2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

    3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?

    4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?

    5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?

    Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

    Учитель: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

    О бережливости в картинках” или “Экономный ли я?”, или “Как стать хозяином в доме”.

    Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)

    Электроша:

    Знай, что нужно экономить
    Воду, уголь, газ и нефть.
    Если будешь это делать,
    Хватит их на много лет.

    Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

    Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”

    Тема: Экономия электроэнергии

    Цель:

    1.Ознакомить детей с приемами и средствами энергосбережения и экономии

    2. Дать учащимся информацию об источниках энергии, их роли в жизни человека

    3.Воспитание бережного отношения к природе, ответственности, культуры энергопотребления.

    Оборудование:  мультимедия,памятки

    Ход  занятия

    1. Орг. момент

    2.Сообщение темы и целей урока

    -Ребята, сегодня мы поговорим  об очень важной теме. О чем пойдет речь мы узнаем разгадав загадки .

    Из горячего колодца

    Через нос водица льется (Чайник)

    Пройдусь слегка горячим я

    И гладкой станет простыня.

    Могу поправить недоделки

    И навести на брюках стрелки ( Утюг)

    Полюбуйся ,посмотри-

    Полюс северный внутри!

    Там сверкает снег и лед

    Там сама зима живет (холодильник).

    Что приводит в действие эти приборы?

    (электричеаство)

    (Слайд1)

     -. Ребята ,какие еще электроприборы вы знаете?

     

    3. Актуализация знаний

    - Ребята,  а вы знаете  как  в дом поступает электричество?

    (электростанции вырабатывают электроэнергию)

    Бывают гидроэлектростанции, атомные электростанции ,солнечные, приливные.

    (слайд электростанции 2,3,4.5,6.)

    Энергия – очень важный помощник в повседневной жизни. Рост потребления электроэнергии увеличивает нагрузку на природу, истощаются природные ресурсы,к экологическим проблемам добавляется угроза «энергетического голода»

    При нерациональном использовании электричества расходуются уголь, газ, и нефть, запасы, которых не безграничны, а выбросы в атмосферу вредных веществ огромны: жители больших городов задыхаются от смога.

    В результате сжигания топлива и сокращения лесов на Земле в атмосфере увеличивается концентрация «парниковых газов».

    -Что же нужно сделать для того, чтобы сохранить нашу Землю красивой и чистой?

    Во всех передовых странах мира существуют специальные программы экономии энергоресурсов, дающие неплохие результаты.

    Вот этот предмет

    К потолку повесили.

    Стало в доме весело

    Оно снаружи вроде груша ,

    Висит без дела днем,  

    А ночью освещает дом (лампочка)

    Ребята ,а какие бывают лампочки?

    (лампы накаливания, люминесцентные)

     Замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами обеспечит, по крайней мере, 4-х-кратную экономию электроэнергии!

    (слайд7)

    Давайте попробуем доказать на практике наше утверждение.

    Решим такие задачи :

    В квартире было 5 лампочек по 100 Вт, чтобы сэкономить электричество папа купил 5 лампочек по 50 Вт. На сколько Вт меньше стала потреблять семья?

    На кухне висит люстра с восьмью лампочками, мощностью по 60 Вт. Сколько можно сэкономить электроэнергии, если заменить их на энергосберегающие, при условии, что 1 лампа имеет мощность в 5 раз меньше.

    Итоги занятия

    (Слайды8 9 10 11)

     Ребята , что же может сделать каждый житель нашей страны, чтобы внести свой вклад в экономию потребляемого электричества?

    (По ответам детей составляется памятка)

    Памятка для детей

    - Уходя,  гасите свет!

    - Утеплите окна!

    - Своевременно очищайте фильтры пылесоса!

    - Не помещайте в холодильник горячие продукты.

    - Своевременно отключайте от сети утюг!

    - Держите окна в чистоте!

    • Все советы помогут экономить деньги, а природе будет нанесен минимальный ущерб. Наш дом, Земля, будет чистым и прекрасным, а мы здоровыми и счастливыми.